Технология создания керамической композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является создание декоративной композиции – «Сказки древних индейцев», состоящей из двух декоративных сосудов и тарелки, объединенных единым орнаментальным мотивом.
При выполнении курсовой работы был поставлен ряд задач:
- выбрать тему курсового проекта;
- на основе аналогов и прототипов разработать эскизы;
- выполнить композицию в материале, применяя свои знания и умения, полученные в процессе обучения;
- пополнить свои знания в области истории орнамента и истории культуры древних индейцев;

Содержание

Введение…….…………………..................................................................3
Глава 1. Краткие сведения о керамике…………..………………………5
История керамики……….…………………………………….5
Основные виды керамики.…...………………………………12
Виды декорирования керамики….…………………………..14
Глава 2. Поиск художественного образа……………………………….23
2.1 Обоснование выбора темы……….……………..……………23
2.2 Эскизирование…..………………………….…………………………………….. 25
Глава 3. Технология создания керамической композиции…....……27
3.1 Приготовление глиняного сырья…………..………………...27
3.2 Инструменты и приспособления…………...………………..28
3.3 Изготовление изделия в материале ………...……………….28
3.4 Декорирование………………...………………………………30
3.5 Сушка изделия……………………………………………...…31
3.6 Обжиг……………………………....…………………………..31
Заключение...……………………………………………………………..33
Список литературы...……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 341.15 Кб (Скачать файл)

  В данной курсовой работе применялась свободная лепка – древнейший способ изготовления керамических изделий. Выполняют свободную лепку ленточным способом. Керамика взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью. За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из глиняного пласта. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям.

 Лепка из пласта  требует высокопрофессионального мастерства, творческой индивидуальности, особого подхода к формообразованию произведения. Этот способ настолько индивидуален, личностен, гибок, настолько зависим от образа мышления, состояния души, что выплескивая себя в работах художники не испытывают нужды в теоретических обоснованиях выбора техники изготовления изделия.

Лепка из пласта предполагает самые разнообразные способы решения поставленных творческих задач. Она требует от художника самостоятельного решения, выводит мышление на креативный уровень, так как именно для творческого мышления характерны гибкость и оригинальность, способность генерировать новые идеи.

Процесс реализации творческого  замысла состоит из цепочки последовательных действий:

При работе над маленькими и средними изделиями для лепки  можно использовать любые сорта  глин средней жирности. Для выполнения больших работ сложной формы  лучше брать шамотную массу. При подготовке глины к работе ее необходимо хорошо очистить и промять. Тщательная проминка позволит удалить из нее пузырьки воздуха, способные «взорвать» изделие во время обжига. Глина не должна быть очень мягкой, так как глиняные стенки выполняют функцию несущего каркаса, а очень мягкая глина будет «оседать» и приводить к потере формы. Глина не должна быть очень жесткой, так как при сгибании дает массу трещин, что приведет к порче работы. Раскатывают глину на ткани, накрыв ее также тканью. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка. Для создания декоративной поверхности возможно использование фактурной ткани, например, мешковины. Если в процессе создания образа создаются замкнутые пространства и плоскости, их, во избежание разрыва работы при обжиге, необходимо проткнуть острой спицей в незаметном месте.

 

    1.  Декорирование

Приемы художественной обработки  керамических изделий в большой  мере обусловлены особенностями  материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, “мрамор”, лепка, лощение, резерваж и другие. В данной работе было применено скульптурное декорирование, рельеф. Оно основано на пластических свойствах материала, благодаря которым готовое изделие отделывается различными рельефами, контррельефами или фигурными украшениями, ажурным вдавливанием специальными штампиками, инкрустацией, сграффито.

Рельеф – любое выпуклое скульптурное изображение, возвышающееся  над поверхностью черепка, вогнутое – контррельеф. Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклая часть  изображения выступает над поверхностью не более чем на половину своего объема, т.е. не вполне округла. Горельеф – высокий рельеф, значительно  выступающий над поверхностью.

Если приставить к вращающейся  поверхности сосуда гребешок, можно  сделать плавные линии, линии  с острыми и тупыми вершинами, зигзагообразные. Штампиками с фигурными изображениями из гипса, дерева, металла (шестеренки, гайки) наносят орнамент, пальцами делают оборки, ножом - резьбу. При декорировании сосудов были применены различные штампованные рельефы (Прил. 7), налепные глиняные элементы. Так же придавалась фактурность некоторым плоскостям, наряду с «чистыми», не декорированными плоскостями. После обжига на сосуды желательно нанести слой керамических глазурей с последующим обжигом, для упрочнения изделия а так же из эстетических соображений.

 

   3.5 Сушка изделия

Следующим этапом в производстве керамики является сушка. В свежеотформованном или вылитом изделии содержится от 22 до 30 % влаги — в зависимости от способа формования. Процесс сушки при разном составе массы проходит неодинаково: чем жирнее глина, тем дольше она сушится. При неодинаковой плотности черепка усушка проходит неравномерно, что ведет к появлению трещин и деформации. Форма изделия также имеет значение: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет. Во время сушки не должно быть сквозняков. Вначале изделие проходит предварительную сушку, при 19 % влагосодержания — декорируется, а затем уже идет окончательная сушка. При первоначальной разработке изделия следует учитывать его усадку при сушке, она составляет – 6-7%, а иногда и больше.

При работе над курсовым проектом сушка первоначально происходила  при помощи газетной бумаги (изделие  заворачивалось в нее), которая постепенно впитывает влагу. Для более качественной и быстрой сушки бумага менялась каждый день. Затем сушка происходила в естественных условиях в открытом виде при комнатной температуре. Дальнейшая сушка проводилась в печи при небольшой температуре в 500С, где изделие находилось недолго.

   3.6 Обжиг

Обжиг - следующий этап после  сушки. Несмотря на примитивность устройства и малые размеры древних обжиговых печей, эта трудная операция производилась у некоторых народов с поразительным для той технической обстановки искусством. Главные типы обжиговых печей: вертикальная печь и горизонтальная. Первая с восходящим жаром вверх, вторая с жаром, расстилающимся в горизонтальном направлении и выходящим в конце печи наружу. Недостаток обеих печей состоит в неравномерном распределении температуры в их недрах. Обжигают глиняные изделия в обычной печке, в голландской или муфельной. Лучше всего для этого подходит небольшая муфельная печь, нагревается она до 900°С. Обжиг с достаточным притоком кислорода называется "окислительным", обжиг с присутствием углерода - "восстановительным". Важно, чтобы печь постепенно согревалась и также постепенно охлаждалась после обжига. Предельную температуру поддерживают определенное время, а потом постепенно снижают.

Изделия  выстраивают для обжига в печи в несколько ярусов и распределение их требует большой сообразительности и многолетнего опыта мастера. С целью охранить тонкие изделия от случайного загрязнения копотью, их обжигают в капсулах из шамота (пористой огнеупорной глины). Обожженные глины делят на две группы: на изделия с пористым черепком и на изделия со спекшимся черепком.

Обжиг можно условно разделить  на четыре периода. В первом периоде (при температуре 150 °С) из изделия  уходит механически связанная вода. При резком повышении температуры прежде всего испарится вода с поверхности черепка и образуется пленка, которая задержит влагу, находящуюся в середине. Для ее удаления придется повысить температуру, что приведет к парообразованию и разрушению. Второй период — температура 150—500 °С. В это время удаляется химически связанная вода, изделие краснеет. Третий период — 500—900 °С. Четвертый — до 1000°С. Печь выключают, а когда она остынет до 200 °С, дверцы печи приоткрывают. Изделие вынимают после полного остывания печи.

 

Заключение:

Во все времена  очень  ценилась  авторская работа. Эксклюзивные вещи приобретаются для украшения  интерьеров. Наша учебная задача - достичь  того уровня мастерства в выбранной  профессии, чтобы быть конкурентоспособными на сегодняшнем рынке. Данная курсовая работа – это еще один шаг на пути достижения этой цели.

  В курсовом проекте были выполнены поставленные цели и задачи. Была разработана и выполнена в материале композиция – «СКАЗКИ ДРЕВНИХ ИНДЕЙЦЕВ», состоящая из двух сосудов и тарелки. Проведена предпроектная работа по сбору материалов по теме курсового проекта, аналогов и прототипов; были разработаны эскизы. В процессе написания теоретической части были пополнены знания о керамики. В процессе изготовления композиции приобретены новые навыки и умения.

Но главным итогом данного  курсового проекта явилась возможность  проявить себя творчески, разработать  свою собственную идею и провести ее по этапам от самого начала (замысла) до самого конца (готового художественного  произведения) (Прил. 8). 

 

Список литературы:

1.Акунова Л. Ф. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий / Л. Ф. Акунова, В. А. Крапивин. – Москва : Высшая школа, 1984.

2.Андреева А. М. Чудесные превращения / А. М. Андреева, Л. В. Антонова, О. Б. Дмитриева. – Ленинград : Издательство "Аврора", 1973.

3.Андреева Р. П. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре / Р. П. Андреева. – Спб. : Издательский Дом «Литера», 2005.

4.Газарян С. Прекрасное своими руками / С. Газарян. – Москва : "Детская литература", 1987.

5.Декоративное   искусство. – Москва : издательство «Советский художник»,  1991.

6.Дулькина, Н. С. Григорьева. – Москва : Издательство "Планета", 1982.

7.Егоров Ф. И. Виды изобразительного искусства  / Ф. И. Егоров. – Спб. :

8.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные  промыслы:  Учеб.Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 176 с., ил.

9.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. –  М.:  Искусство,

1982.

10.Попова О.С.,  Каплан  Н.И.  Русские  художественные  промыслы.  –  М.:Знание, 1984

11.Салтыков А. Б. Самое близкое искусство /А. Б. Салтыков. – Москва : «Просвещение», 1969. – 83 с.

12.Уткин П.И., Королева Н.С.  Народные  художественные  промыслы.  –  М.:

Высш. Школа, 1992.

13. Хохлова Е. Скопинское гончарство// народное творчество. – 1997.

14. http://www.kefa.ru/article/kefa/decor/nalepnye_uzory.htm

15. http://ru.wikipedia.org/

16. http://ceramics-pottery.ru/article/1/

17. http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/2.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология создания керамической композиции