Технология создания керамической композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является создание декоративной композиции – «Сказки древних индейцев», состоящей из двух декоративных сосудов и тарелки, объединенных единым орнаментальным мотивом.
При выполнении курсовой работы был поставлен ряд задач:
- выбрать тему курсового проекта;
- на основе аналогов и прототипов разработать эскизы;
- выполнить композицию в материале, применяя свои знания и умения, полученные в процессе обучения;
- пополнить свои знания в области истории орнамента и истории культуры древних индейцев;

Содержание

Введение…….…………………..................................................................3
Глава 1. Краткие сведения о керамике…………..………………………5
История керамики……….…………………………………….5
Основные виды керамики.…...………………………………12
Виды декорирования керамики….…………………………..14
Глава 2. Поиск художественного образа……………………………….23
2.1 Обоснование выбора темы……….……………..……………23
2.2 Эскизирование…..………………………….…………………………………….. 25
Глава 3. Технология создания керамической композиции…....……27
3.1 Приготовление глиняного сырья…………..………………...27
3.2 Инструменты и приспособления…………...………………..28
3.3 Изготовление изделия в материале ………...……………….28
3.4 Декорирование………………...………………………………30
3.5 Сушка изделия……………………………………………...…31
3.6 Обжиг……………………………....…………………………..31
Заключение...……………………………………………………………..33
Список литературы...……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 341.15 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…….…………………..................................................................3

Глава 1. Краткие сведения о керамике…………..………………………5

    1. История керамики……….…………………………………….5
    2. Основные виды керамики.…...………………………………12
    3. Виды декорирования керамики….…………………………..14

Глава 2. Поиск художественного образа……………………………….23

2.1 Обоснование выбора  темы……….……………..……………23

2.2 Эскизирование…..………………………….…………………………………….. 25

Глава 3.   Технология создания керамической композиции…....……27

3.1 Приготовление глиняного сырья…………..………………...27

3.2 Инструменты и приспособления…………...………………..28

3.3 Изготовление изделия в материале ………...……………….28

3.4 Декорирование………………...………………………………30

3.5 Сушка изделия……………………………………………...…31

3.6 Обжиг……………………………....…………………………..31

Заключение...……………………………………………………………..33

Список литературы...…………………… ……………………………….34

Приложение………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

Введение

Керамика (греч. keramike — гончарное искусство, от kéramos — глина) -  изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни: в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в скульптуре и прикладном искусстве. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов. В современном понимании художественная керамика – произведения декоративно-прикладного искусства, имеющие утилитарное или декоративное значение.

 В данной курсовой  работе рассмотрен один из  видов керамики:  декоративно-художественная интерьерная керамика. Современная керамика делится на множество разнообразных направлений. Это керамическая посуда, настенные тарелки, облицовочная плитка, различные панно, изразцы, керамическая мозаика, сувенирная мелкая пластика, садово-парковая скульптура.

 И, несмотря на то, что человечество придумало уже массу других современных и прогрессивных материалов, керамика не перестаёт быть актуальной. Керамическая посуда до сих пор ценится более чем какая-либо другая. Камины и печи по сей день украшают интерьеры многих домов, как городских, так и загородных. Интерьерная скульптура, вазы, элементы украшения стен, даже просто пепельницы – все это может быть сделано из керамики. Этот материал наполнен теплом и всегда вносит долю уюта в наше жильё.

Целью данной курсовой работы является создание декоративной композиции – «Сказки древних индейцев», состоящей из двух декоративных сосудов и тарелки, объединенных единым орнаментальным мотивом.

При выполнении курсовой работы был поставлен ряд задач:

- выбрать тему курсового проекта;

- на основе аналогов  и прототипов разработать эскизы;

- выполнить композицию в материале, применяя свои знания и умения, полученные в процессе обучения;

- пополнить свои знания  в области истории орнамента и истории культуры древних индейцев;

- приобрести новые знания и навыки  в области керамики;

- систематизировать собранный  материал в стройно организованную  статью согласно методике написания  и оформления курсового проекта;

- оформить планшет, наглядно  показывающий поэтапность выполнения курсового проекта.

Тема курсового проекта  актуальна и современна, так как  художественная керамика и предметы из керамики вошли в быт человека,  нашли достойное место  в квартирах, обставленных в самом совершенном вкусе. Керамика во все времена не только присутствовала в жилище человека, но и органично вписывалась в любой интерьер. Благодаря своему чрезвычайному композиционному разнообразию, колориту и свежести, керамика все больше становится объектом эстетического наслаждения. Интерьерная керамика — один из элементов декора; элемент, который создает теплоту и уют дома. Керамика, это древнее искусство, и теперь волнует и радует своей земной красотой. Современный мастер все дальше и дальше уводит ее из области утилитарного и функционального, превращая ее в произведение искусства и придавая ей эмоциональность.

 

 

Глава 1. Краткие сведения о керамике

Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства. С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.

      1.1 История керамики 
Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала — глины — обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека. 
Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно общинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15—12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер.

Первоначально основным видом  керамических изделий были толстостенные  сосуды с пористым черепком, круглым  или коническим дном (придававшим  устойчивость при установке в  землю). Лепились они от руки путем  наращивания отдельных жгутов глины. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжиговые печи. 
В период позднего неолита и энеолита (медного века) 4...2 тыс. до н. э. ) формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Прослеживая развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа ( покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов), до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок. Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных. 
Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и 
юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай. В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности. 
Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее. Известны свыше 20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой массы — кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, — расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонкотертых, естественно окрашенных глин. Интересна и своеобразна керамика и многих других районов той поры. Сосуды из Передней Азии, так называемого периода Обейда, например, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины, украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных). Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. Следующий этап развития керамического искусства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины. 
Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники. Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттован-ных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображения украшавшие стены дворцов и храмов. Особое место в истории керамики занимает керамика античной Греции. Ее расцвету предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля «камарес» с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.). 
Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него—водоросли и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи . В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI — V вв. до н. э. Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и грубая, впоследствии становится более тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворенной жизненности и декоративности. Широкой известностью издавна пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц. 
Высокого развития достигла керамика в Китае. Расписные изделия, своеобразные триножные сосуды делались еще в III тыс. до н. э. в эпоху Яншао. Во II—I тыс. до н. э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из высококачественной белой глины—каолина. В III—V вв. н. э. появляются первые фарфоровидные изделия, а в VI—VII вв. в эпоху Тан осваивается производство настоящего фарфора. Китайская керамика отличается особенным разнообразием, богатством и самобытностью форм и художественных решений. Изготовлялись чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, коробочки для румян, курительницы, чайники и многие другие изделия, украшавшиеся различными поливами, рельефными и расписными узорами. Большую известность получили близкие к фарфору изделия, покрытые серовато-зеленой глазурью разных оттенков, получившие в Европе название «селадон», исключительной живостью отличались небольшие скульптурки людей и животных, изготовлявшиеся начиная с I тыс. н. э. и часто обнаруживаемые в погребениях. Но мировую известность получил в первую очередь китайский фарфор, отличавшийся особенно высоким качеством самой керамической массы; белизной, тонкостью, просвечиваемостью и прочностью черепка, чистым звоном. Китайским мастерам принадлежит первенство в создании рецептуры красок для росписи фарфора. Очень эффектны китайские глазури по фарфору — «кракле» с тонким паутинообразным узором, цветная красная глазурь «бычья кровь». 
Белый глазурованный фарфор с XIV— XV вв. расписывался подглазурной синей краской — кобальтом, во второй половине XV в. появилась многоцветная роспись. В XVII—XVIII вв. широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких сочных тонов («розовое семейство», «зеленое семейство»).В Мусульманских странах религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия— люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом. Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской керамики) достигло в XIV—XV вв. в Испании, ранее завоеванной арабами (маврами). Это— сосуды различных форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным алебастром своды и стены мусульманских дворцов. В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью. Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментальный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами. В Западной Европе, после упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического производства начинается с XV в. в Италии. В эпоху итальянского Ренессанса (XV—XVI вв.) наряду с общим расцветом искусства высокого подъема достигает и художественная керамика. Ввоз испано-мавританских изделий в XV в. содействовал развитию местного керамического производства в городах Фаэнца, Сиена, Урбино и др., где изготовлялись различные расписные изделия — вазы, блюда, тарелки с изображением пейзажей, портретов, сюжетных композиций в орнаментальном обрамлении, т. е. сюжетная роспись, впервые после античности, стала господствующим видом декорирования изделий. Произведения итальянских мастеров отличались композиционным совершенством и цветовой гармонией, точностью и ясностью рисунка. Изделия расписывались по слою необожженной эмали. Краска при этом глубоко впитывалась в эмалевое покрытие и поэтому никакие исправления не допускались. От живописца требовалась необыкновенная точность и тщательность в работе. Итальянскую майолику иногда называют «фаянсом», предположительно от названия города Фаэнца — одного из центров керамического производства. Получила развитие и архитектурная декоративная майолика — цветные керамические вставки украшали общественные сооружения, дворцы и храмы. Впервые применили эту технику к рельефу и объемной пластике мастера из флорентийского семейства делла Роббиа (XV—XVI вв.). Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских странах, в первую очередь Германии и Франции.Параллельно с майоликой с XVI в. начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепниной (фаянсы Сен-Поршера), по тонкости черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте, Близкими к фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси— рельефно-росписные глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений. В XVII в. большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые сценки. В XVIII в. талантливый английский керамист Дж. Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса, прочно ввел в практику разнообразные приемы декорирования. В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным спекшимся черепком — «каменный товар». В Германии в конце XV — XVI вв. Получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью. Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии на предприятии того же Веджвуда. Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы — базальтовая и особенно яшмовая — широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания. Настоящий «твердый» фарфор был получен в начале XVIII в. в Германии. Фарфор мейсенской мануфактуры отличался высоким техническим уровнем, ассортимент изделий был довольно разнообразен; выпускались чайные и столовые сервизы, кружки, вазы, подсвечники, скульптура . В декорировании фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля рококо с присущими ему узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками (цветы, «китайские сцены» и др.), декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц. К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор, как художественный материал, повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком художественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.

1.2 Основные виды  керамики 
Основными технологическими видами керамики являются майолика, терракота, шамот, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления. 
Майолика. Керамические изделия из красной обожженной глины с крупнопористым черепком (т. е. пористой фактурой, так как при спекании не пройдена стеклофаза), покрытые глазурью. Майоликовым изделиям свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск глазурных полив, контрастные сочетания цветов подглазурного рисунка, орнамента. Температура обжига – 980 -1050 °С.

Шамот - используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит. Он представляет собой перемолотый керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства. Температура обжига – 980 -1050 °С.

Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, не глазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса - это прежде всего посуда, а также декоративные изделия - вазы, блюда, различные композиции и т. д. 
Фаянс - Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание на донышко: у майоликовой керамики выступ на нем — темные, а у фаянсовой - белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия из фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. Температура обжига – 1150 -1250 °С. Керамический черепок благодаря своей пористости подвержен разрушительному влиянию влажной атмосферы, особенно при резком колебании температуры. Для устранения этого керамику покрывают глазурью (поливой) - стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и придающим ему некоторый блеск. Глазурь приготовляется различно, смотря по составу массы, для которой она предназначается. Различают глазурь твердую (содержащую полевой шпат и пр.) и мягкую (содержащую свинцовую или борную кислоту). Предметы покрывают глазурью или посредством широкой кисти или прямо опускают щипцами в раствор глазури, которую пористая глина быстро впитывает в себя, и затем подвергают их обжигу. Живопись по твердой глазури всегда несколько суховата, поэтому можно сразу заметить, что она сделана сверх глазури, тогда как живопись по мягкой глазури иногда трудно отличить от живописи подглазурной.  

1.3 Виды декорирования  керамики

Декорирование один из важнейших  этапов создания художественного произведения, оно делится на несколько видов  – по сырцу; по утилю; по глазурованной  поверхности.

Декорирование по сырцу:

Налепной орнамент. Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).

Обычно жгуты раскатывают  на гладкой поверхности руками (рис. 58.1). Если же требуется получить множество  жгутов одинакового диаметра, то глину  раскатывают специальной дощечкой, имеющей внизу ограничители. От них  зависит толщина раскатываемого жгута (58.2). Нередко подобные узоры  являются подготовительной стадией  для инкрустации, когда полученные углубления заполняются цветными ангобами. Необходимо помнить, что наносить подобные узоры можно только тогда, когда  глина подсохнет до кожетвердого состояния.

При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной – шликером .

 Приклеив деталь, жидкой  глиной тщательно промазывают  щели.

 

Лощение

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т.п. (рис. 61). С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, -чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.

Блеск, приобретенный при  лощении, усиливается после обжига керамического изделия.

Перед лощением изделие подсушивают  до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно. Определяют кожетвердое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке вазы или кувшина. Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению. Выполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым. В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурование, являясь более простым и доступным. Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения.

Информация о работе Технология создания керамической композиции