Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового исследования является изучение особенностей формирования знаний и умений выполнения Гжельской росписи у детей 7-9 лет в начальной школы на уроках ИЗО.
Объектом данного исследования являются школьники 7-9 в начальной школе.
Предметом данного курсового исследования является Гжельская роспись.
Выделим задачи данного курсового исследования, а именно:
- рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской росписи;
- изучить историю Гжельской росписи и методику выполнения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы Гжельской росписи ………………………….4
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской
росписи …………………………………………………………………………..4
1.2. История Гжельской росписи и методика выполнения……………………5
Глава 2. Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе………………………………………………………………16
2.1. Порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе для детей 7-9 лет………………………………………….16
2.2 Структура уроков по Гжельской росписи в начальной школе
для детей 7-9 лет………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….….26 Список литературы…………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -гж..doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 Детям предлагается  внимательно рассмотреть выставку, а затем - ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе понравились и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?

 Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:

 Синяя сказка - глазам  загляденье,

 Словно весною капель,

 Ласка, забота, тепло  и терпенье,

 Русская звонкая...

(Гжель)

 Педагог предлагает  детям найти на выставке изделия  из Гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

 Педагог рассказывает, что  «Роспись наносится на  поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенность и цельность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть дает возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом».

 Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек т.п. Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка и способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

 Педагог показывает  способ рисования бордюра на  гжельских изделиях из точек,  дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

 Педагог показывает  способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно  нарисовать листик, цветок, узор. Дети  самостоятельно придумывают различные  узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организует выставку работ.

 Педагог показывает  детям на гжельских изделиях  розу и рассказывает: «Синяя роза - один из главных мотивов гжельской  росписи. Мазок с тенями - это  особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки» (см. приложение 1).

 Педагог показывает  детям 7-9 лет особенности рисования  мазка с тенями и способ  рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем - гжельскую розу. Гжельские цветы, изображенные детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

После того как изделие  просохнет, педагог предлагает детям  покрыть его белой гуашью.

 Педагог предлагает  детям 7-9 лет придумать гжельский  узор и расписать игрушки. В  случае затруднения дети могут  воспользоваться подлинными образцами  гжельских игрушек. По окончании  работы педагог организует выставку  работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.

 Таким образом,  педагог объяснил детям 7-9 лет порядок выполнения Гжельской росписи и выявил, что гжельская народная роспись выполняется в сине-голубой цветовой гамме (см. приложение 2). Сосуды украшаются лепными орнаментами и скульптурой. Имеют место мотивы цветочной росписи. Для гжельского письма характерны легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой. При обучении школьников гжельской росписи педагог прежде всего учит детей выделять характерные особенности гжельского промысла, затем закрепляет навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом; наконец, закрепляет умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Педагог показал глиняные кошки раскрашенные Гжельской росписью (см. приложение 4).

 

2.2 Структура уроков по Гжельской росписи в начальной школе для детей 7-9 лет

 

Структура первого урока

Тема: Искусство гжельских  мастеров.

Цели:

1. Образовательная - познакомить детей с искусством гжельских мастеров, с историей промысла, характерными особенностями Гжели.

2. Развивающая - развивать эстетическое восприятие, интерес к художественному творчеству.

3. Воспитывающая - сформировать и развить у учащихся интерес к искусству гжельских мастеров.

Оборудование:

Для учащихся: форма  для раскрашивания, гуашь (синяя  и белая), кисти, баночка для воды, листы бумаги, салфетка.

Для учителя: изделия гжельских мастеров, репродукции, иллюстрации.

План:

1. Организационный момент (занял 5 минут)

2. Объяснение новой темы (заняло 10 минут)

3. Практическая часть  (заняла 25 минут)

4. Итог урока (занял  5 минут)

Ход урока:

Педагог приветствует учеников на данном уроке посвященный искусству  гжельских мастеров.

Педагог рассказывает, что  в некотором царстве, в нашем Российском государстве, недалеко от Москвы на берегах реки Гжель жили-поживали люди. Сеяли рожь, пшеницу, гречиху, но урожаи были очень скудные. И нашли люди в земле глину белую-пребелую. Стали лепить из нее разные изделия: кувшины, кумганы, квасники, вазы, чайники, тарелки и еще много чего, необходимого русскому человеку в быту, украшали свои изделия лепными фигурками зверей, птиц, людей, деревьев и зданий, известных сказочных персонажей, даже целых сценок из быта.

 Ученики спрашивают: «А как расписывали?»

 Педагог: По белому фону наносят художники рисунок синей краской. Потом изделие ставят в специальную печь для обжига. И там, где художник нажимал на кисть посильнее, цвет получился тёмно-синий, а где слабо - светло-голубой. Рисовали листья, цветы: ромашки, колокольчики, розы, птиц, людей. Украшали рамочками, сеточками, завиточками. Наносили рисунки мазками, линиями, отводками (см. приложения). Эту роспись не спутаешь ни с какой другой. Называют ее «нежно-голубое чудо». Мастера гжели ли говорят: «Не землей мы кормимся: глина - золото!». И сейчас в старинном городке Гжели растут внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, радуют своим мастерством.

Далее школьники рассматривают изделия гжельских мастеров, иллюстрации. Затем, в практической части урока, школьники пытаются изобразить гжельскую роспись, берут форму для раскрашивания, гуашь (синюю и белую), кисти, баночку для воды, листы бумаги, салфетку. Потом идет демонстрация рисунков по гжельской росписи, каждый школьник демонтирует, то что у него получилось нарисовать.

Далее идет оценка работ  педагогом. Дается домашнее задание  по закреплению пройденной теме и  производят уборку рабочих мест.

Структура второго урока.

Тема: Рисование элементов гжельской росписи.

Цели:

Образовательная - учить рисовать элементы гжельской росписи (завиток, цветы, листья).

Развивающая -  сочетать дугообразные, петельные линии с мазками и закреплять навык рисования всей кистью, ее концом.

Воспитывающая -  воспитать интерес к изображению элементов узоров гжельской росписи.

Оборудование:

Для учащихся: кисть, открытки, иллюстрации, гуашь синего и голубого цвета, листы бумаги.

Для учителя: открытки, иллюстрации, изделия гжельской росписи, иллюстрации.

План:

1. Организационный момент (занял 5 минут)

2. Объяснение новой  темы (заняло 10 минут)

3. Практическая часть  (заняла 25 минут)

4. Итог урока (занял  5 минут)

Ход урока.

Педагог приветствует школьников на втором уроке посвященный рисованию элементов гжельской росписи.

Педагог спрашивает школьников:

- О какой росписи  мы говорили в прошлый раз?

- Что расписывают  гжельской росписью?

- Какими красками?

 Рассматривание иллюстраций,  открыток, выделить основные элементы  орнамента Гжели. Это завиток,  листья, цветы. Педагог обращает внимание детей на элементы росписи (см. приложения). Показывает способы изображения цветы - мазками, листья - примачиванием, завиток – концом кисти и прорисовывает формы в воздухе. В конце отмечает наиболее удачные элементы росписи, использовав работы для украшения игрового уголка.

Школьники с помощью  своего материала для урока рисуют элементы гжельской росписи. Далее идет демонстрация рисунков с элементами  гжельской росписи, каждый школьник демонтирует, то что у него получилось нарисовать.

Далее идет оценка работ  педагогом. Дается домашнее задание  по закреплению пройденной теме и  производят уборку рабочих мест.

Структура третьего урока.

Тема: Коврик для куклы.

Цели:

Образовательная - учить детей составлять композицию по мотивам гжельской росписи на широкой полосе бумаги способом по сухому.

Развивающая - развивать чувство композиции, способности к ритмичному и симметричному построению узора, по знакомить с техникой использования трафарета.

Воспитывающая - воспитать художественно-творческие способности детей.

Оборудование:

Для учащихся: трафареты, гуашь синего и голубого цвета, листы бумаги.

Для учителя: гуашь синяя и голубая, картинки с образцом коврика для куклы, таблицы, трафареты.

План:

1. Организационный момент (занял 5 минут)

2. Объяснение новой темы (заняло 10 минут)

3. Практическая часть  (заняла 25 минут)

4. Итог урока (занял  5 минут)

Ход урока.

Педагог приветствует школьников на третьем уроке посвященный  Гжельской росписи, а именно рисованию  коврика для куклы.

Педагог спрашивает школьников:

- Что мы проходили в прошлый раз?

-Какие элементы мы рисовали на прошлом уроке?

- Какими красками?

Педагог предлагает самостоятельно как художники Гжели придумать узор для коврика для куклы из знакомых элементов (см. приложение 4). Далее идет рассматривание таблиц, педагог обращает внимание детей на ритмичное и симметричное расположение элементов узора в полосе. Сначала объяснить как с помощью трафарета можно украсить края коврика каймой. В середине дети самостоятельно выполняют узор.

 Привлекать детей к самоанализу:

- качество отпечатывания  трафарета;

- ритмичное выполнение  узора;

- качество выполнения  цветов по сухому.

 А что еще можно  украсить таким узором?

Школьники с помощью  своего материала для урока рисуют коврик для куклы с элементами гжельской росписи. Далее идет демонстрация рисунков коврика для куклы, где каждый школьник демонтирует, то что у него получилось нарисовать.

Далее идет оценка работ  педагогом. Дается домашнее задание  по закреплению пройденной теме и  производят уборку рабочих мест.

Таким образом, анализ продуктов  деятельности и наблюдение за проведением трех уроков посвященных Гжельской росписи, показал, что во время уроков, выполняя задания педагога, почти никто из школьников не подглядывал друг у друга. Каждому хотелось удивить педагога и сверстников красотой и оригинальностью своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, можно заключить, что народное искусство, в том числе и Гжельская роспись, несет в себе конкретные образы, доступно и интересно школьнику 7-9  лет в начальной школе. Оно воздействует на чувства ребенка естественно и ненавязчиво, воспитывает эстетический вкус школьника в начальной школе. Одним из видов народного промысла, доступным освоению старшими школьниками, является гжельская роспись.

 Дети учатся наносить мазки с растяжением синего цвета, рисовать крупные цветы, с помощью капельки воды отмечают середину цветка, рисуют концом кисти синей краской середину цветка и несколько округлых лепестков. Рассматривая расписанные гжелью предметы, школьники 7-9 лет в начальной школе любуются сочными синими оттенками, определяют принцип чередования ритмов.

В данной курсовой работе мы провели три урока по ИЗО  посвященных Гжельской росписи, которые включали в себя знакомство с искусством гжельских мастеров, рисованием элементов гжельской росписи и рисованием коврика для куклы. Обращалось внимание детей на характерные особенности творчества гжельских мастеров, происходило освоение элементов узоров, техники рисования (по сухому, по сырому, оттеночным мазком), составление узоров, орнаментов в прямоугольнике.

Можно сказать, что в  наши дни в общеобразовательных  школах преподавание Гжельской росписи  является недостаточным, ограничивается рассказами и показом в основном иллюстраций.

В процессе преподавания ИЗО в начальной школе не показывается сам процесс выполнения изделий народного ремесла, потому, что сами учителя не являются мастерами, и не владеют практическими навыками. И поэтому ограничиваются копированием иллюстраций. В результате обнаруживается невладение элементами декоративной росписи. Нарушение выбранных мотивов росписи и последовательное их выполнение.

Информация о работе Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе