Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового исследования является изучение особенностей формирования знаний и умений выполнения Гжельской росписи у детей 7-9 лет в начальной школы на уроках ИЗО.
Объектом данного исследования являются школьники 7-9 в начальной школе.
Предметом данного курсового исследования является Гжельская роспись.
Выделим задачи данного курсового исследования, а именно:
- рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской росписи;
- изучить историю Гжельской росписи и методику выполнения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы Гжельской росписи ………………………….4
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской
росписи …………………………………………………………………………..4
1.2. История Гжельской росписи и методика выполнения……………………5
Глава 2. Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе………………………………………………………………16
2.1. Порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе для детей 7-9 лет………………………………………….16
2.2 Структура уроков по Гжельской росписи в начальной школе
для детей 7-9 лет………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….….26 Список литературы…………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -гж..doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В творчестве гжельских  мастеров 60-е годы, с одной стороны, были временем поиска пластической выразительности  скульптурных форм, движения как средств  создания художественного образа, с  другой - временем освоения приемов обобщения. 60-е годы стали периодом формирования своеобразного гжельского стиля в фарфоровой пластике, когда отдельные творческие находки в области скульптуры малых форм складывались в единую стройную художественную систему, превращались в целостное, живое, развивающееся явление. Декоративная скульптура Гжели обретала свое лицо. Это дало возможность обратиться к Возрождению еще одного вида традиционного искусства - сосудов со скульптурой [Соломенникова, 2011, с. 133].

80-е годы стали временем  широкого овладения художественными средствами традиционного гжельского искусства, приобщения молодых к коллективному опыту. В этом процессе огромное значение приобретает воздействие искусства ведущих мастеров. Если в старой Гжели мастерство огранично передавалось от старшего поколения младшему, что сохраняло живую связь, то теперь художники, начинающие работать на промысле самостоятельного творчества.

В Гжели не было непрерывности  развития традиционного мастерства, передаваемого от одного поколения  к другому. И те, кто стоял у истоков нового искусства, сознательно обратились к прошлому.

Традиции майолики XVIII века, полуфаянса XIX века нашли продолжение  в гжельском фарфоре с подглазурной росписью кобальтом, хотя между этими  видами изделий - фарфором, майоликой  и полуфаянсом - существуют огромные различия. Разработанные старыми гжельскими мастерами представления о декоративной росписи, о форме изделий, об ограничном единстве формы с живописными и пластическими решениями были положены в основу современного искусства, в истории которого ясно прослеживаются три периода [Друзина, 2010, с. 302].

Первый период (1945 - 1955 гг.) связан с возрождением традиционного  мастерства, всей местной художественной системы, с поисками своего образного  языка и созданием бытовых  изделий, отвечающих духу времени.

Все начиналось с освоения приемов традиционной гжельской  росписи, так как без овладения  техническим мастерством не может  быть искусства. Вместе с живописной техникой осваивались способы создания художественного образа, постигалось  понятие декоративности, которая мыслилась как образное восприятие действительности.

В этот период воспитывался вкус гжельских мастеров. Декоративные возможности синего кобальта и белого фона раскрывались в разнообразных  живописных приемах и способах работы кистью. В сознании мастеров закреплялось представление о единстве росписи и формы, и в первый период это единство приобрело ограничность. В изделиях утверждался принцип целесообразности и функциональности.

Второй период (1955 - 1970 годы) отмечен дальнейшим расширением стилистических границ нового искусства. Осваиваются разнообразные виды традиционных изделий. Единство стилеформирующих элементов утверждается не только в бытовых предметах, но и в наиболее сложной области «сосудоваяния» - в скульптурных сосудах и в изделиях, украшенных скульптурой.

Возрождаются традиционные приемы пластики малых форм, формируются  искусство гжельской скульптуры.

Третий период (1970 - 1990-е  годы) проходит под знаком усиления декоративности гжельских изделий. Возрастают их выразительность и изобразительность. Эволюция форм в сторону усложнения декоративного образа отвечает духу времени и совпадает с процессами, происходящими во всем декоративно-прикладном искусстве [Сурьянинова, 2009, с. 275].

Основой развития искусства  Гжели 80 - 90-х годов остаются традиционные художественные принципы, унаследованные от старых мастеров и сформировавшиеся в советское время. Традиция способна рождать устойчивые эмоциональные структуры - те культурные ценности, которые характеризуют нацию и поднимаются до высоты общечеловеческого, их несет через эпохи, ломку старого к новому - народное искусство. Изменяясь во времени, оно не изменяет розовой сущности и имеет свои законы развития [Камаров, 2010, с. 308].

Современное искусство  Гжели - живое, развивающее художественное явление, которому свойственны поиски, взлеты и падения. Его оценка не может быть однозначной, и, прогнозируя дальнейшее развитие, можно говорить об успехе лишь тогда, когда обращение к наследию будет носить характер глубокого творческого постижения.

Развитие искусства  в Гжели можно рассматривать  как единый органический историко-художественный процесс наследования традиций и  обогащения их новыми чертами. Ведь Гжельская  керамика самая яркая, поэтическая, национальная традиция в истории  русского искусства. Богатая фантазия, высокий профессионализм, чувство материала, гармоничность - вот те черты, которые третий век привлекает к гжельским изделиям всех, кто любит искусство.

В начале века на гончарном  производстве были нужны жернова  для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.

Сейчас же технологическая  цепочка строится так - формовка (литье  в гипсовых формах) – Сушка –  Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех [Казакова, 2011, с. 215].

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью  и тугоплавкостью. Она жирная и ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание.

Фарфоровые изделия  изготавливаются путем литья  в гипсовых формах. Через резиновые  шланги с пистолетами заливают исходное сырьё - очищенную глину (шликер) - разведённую  до состояния густых сливок. Этим занимаются литейщики. На твёрдом шликере швы от разъёмов до гладкости зачищают оправщицы.

Фарфоровые изделия, прошедшие  обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.

Изначально, придуманный  художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор.

Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для  смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Кобальт –  особая керамическая краска - изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Гжельская роспись считается подглазурной, а именно расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при гр. 1350 С. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма  без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись  по белому фону.

Гжельская роспись делится на три  вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись [Князева, 2012, с. 281].

Орнаментальная. Прежде всего, это  шашечки – несколько рядов  сине-белых квадратов по бортику  и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена  года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и  т. п. Это персонажи из русских  сказок: Синие птицы, Полканы, птицы  Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны  и т. п.

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской  розой.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета  Гжели.

Главный приём основывается на правильном соотношении синего и  белого или сочетание «белизны заснеженных  полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба». Каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. Именно после обжига цветок становится васильково-синего цвета [Комарова, 2011, с. 143].

Таким образом, орнаментальные композиции гжельской росписи придают предметам посуды нарядность, узорчатость, необычность. Ведь гжельские изделия во все времена имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова «гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами. Так как народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО  в начальной школе

 

2.1. Порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе для детей 7-9 лет

 

Период школьного детства, в возрасте 7-9 лет, является, как показали исследования педагогов и психологов, наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

На уроке ИЗО  в  начальной школе успешность решения  задач зависит от целого ряда факторов. Среди них можно выделить следующие, а именно:

- использование таких  средств и методов воспитания  и обучения, которые способствовали  бы развитию ребенка без диктата  и давления со стороны взрослого  и без ущерба для творческих  проявлений ребенка;

- воспитание и обучение  в полном соответствии уровня трудности  программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;

- сотрудничество педагога  и ребенка. 

 Сила воздействия  на ребенка произведений народного  творчества возрастает, если ознакомление  с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника 7-9  лет. Исходя из этого, в работе с детьми 7-9 лет необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, также активно включались в работу на занятиях по ИЗО, в том числе и по подготовке к выполнению Гжельской росписи [Королева, 2011, с. 193].

На первом этапе выполнения Гжельской росписи на уроках ИЗО  в начальной школе, для детей 7-9 лет, необходимо отобрать произведения по Гжельской росписи, учитывая:

- доступность по содержанию и форме для восприятия школьников 7-9  лет и использования в самостоятельной творческой деятельности;

-привлекательность,  яркость образов и элементов,  что обеспечивает воздействие  на эмоциональную сферу ребенка,  вызывает положительные эмоции и интерес;

- наглядность;

- возможность активного  включения эстетического аспекта  в жизнь ребенка, различные  доступные ему виды деятельности;

- единство содержания  и формы;

- индивидуальный подход;

- учет возрастных особенностей [Косминская, 2009, с. 115].

 На этой же основе  строится и детская художественная  деятельность.

 В этот период  можно вести работу с детьми 7-9 лет на занятиях ИЗО по  Гжельской росписи со всей  группой, по подгруппам. Что непосредственно  помогает педагогу отобрать произведения декоративно-прикладного искусства, которые были бы доступны для восприятия и воспроизведения детьми 7-9 лет, вызывали бы их интерес и яркое, положительное, эмоциональное отношение к ним.

Включать в работу по Гжели с детьми 7-9 лет целесообразно  в двух формах, а именно:

1) знакомство с Гжельской  росписью (рассматривание предметов,  иллюстраций, рассказ воспитателя,  беседы);

2) практические занятия,  позволяющие детям овладеть приемами  воссоздания Гжельской росписи.

На уроке ИЗО в  начальной школе, по мере овладения детьми 7-9 лет умением анализировать один вид росписи, педагогу необходимо учить их переносить это умение на другой вид народного орнамента, выделять в нем существенные признаки. Знакомство с одним из видов народного искусства должно заканчиваться серией занятий по декоративному рисованию. Обычно все дети проявляют интерес к этим занятиям, но уровень овладения навыками и умениями не одинаков.

 Воспитательное воздействие  произведений народного искусства  усиливается, если дети не только  любуются готовыми изделиями народных мастеров по Гжельской росписи, но и после ознакомления с ними учатся составлять узоры [Котляр, 2008, с. 238].

 Изучим методику  выполнения Гжельской росписи  на уроке ИЗО для детей 7-9 лет в начальной школе, а  именно выявим то, что педагог по ИЗО приглашает детей посетить выставку «Наша сказка - Гжель. Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки... Они бывают разные: веселые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели является словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев» [Косминская, 2009, с. 123].

Информация о работе Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе