Творчество Алексея Балабанова в контексте эстетики постмодернизама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Он всегда делал картины бескомпромиссные, поэтому человеческое отношение к нему у многих было сложное.
Балабанов привнес в наше кино довольно редкие вещи: крайности решений, как морально-этических, так и художественных, безжалостность по отношению к своим героям. Он был плоть от плоти российской культурной традиции, поэтому за рубежом его хоть и знали, но не всегда адекватно воспринимали.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть
Биография……………………………………………………………….…4
Темы и оценки творчества…………………………………………….….6
Фильмография………………………………………………………….….7
«Брат», «Война», «Я тоже хочу»…………………………………….…..9
Заключение………………………………………………………………....……13
Список используемых источников …………………………………….…..….14

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество А. Балабанова.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский федеральный  университет»

Институт филологии и языковой коммуникации

Кафедра Восточных языков

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Творчество Алексея  Балабанова в контексте эстетики постмодернизама»

 

 

 

 

 

 

Проверила:                                                                                  Пинженина Е.И.

Кандидат филологических наук,                                             _______________

Старший преподаватель

Выполнила:                                                                                  Ткачёва Е.А.

Студентка ИЯ 12-01 Б                                                                _______________

 

 

             Красноярск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть

  1. Биография……………………………………………………………….…4
  2. Темы и оценки творчества…………………………………………….….6
  3. Фильмография………………………………………………………….….7
  4. «Брат», «Война»,  «Я тоже хочу»…………………………………….…..9

Заключение………………………………………………………………....……13

Список используемых источников …………………………………….…..….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Алексей Балабанов — самый яркий  режиссер нашего безвременья, 90-х годов  прошлого века, когда кинопроката  попросту не было. Говорят, что и  кино тоже не было, но это не так. Балабанов точно отразил настроения этого периода. Он всегда делал картины бескомпромиссные, поэтому человеческое отношение к нему у многих было сложное. 
 Балабанов привнес в наше кино довольно редкие вещи: крайности решений, как морально-этических, так и художественных, безжалостность по отношению к своим героям. Он был плоть от плоти российской культурной традиции, поэтому за рубежом его хоть и знали, но не всегда адекватно воспринимали.

Балабанов сохранял бескомпромиссность вне зависимости от реакций и  отзывов. Он имел смелость «дожать», невзирая ни на нападки критиков, ни на недовольство зрителей. В этом плане он был  человеком принципиальным — говорил  с экрана то, что считал нужным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Окончил переводческий факультетГорьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981—1983 проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии (ввоенно-транспортной авиации), летал в страны Африки и Азии. Этот опыт потом нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания срока службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом  режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Первый игровой фильм 26-летний Балабанов  снял на Урале в 1985 году, за одну ночь написав сценарий. Малобюджетная картина была снята в ресторане, в качестве камео играла группа «Наутилус Помпилиус», с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком, в массовке были заняты посетители заведения. После дебюта Балабанов в каждом фильме много и с успехом задействовал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного отражения житейских перипетий своих мрачных персонажей в художественных образах.

С 1990 года Балабанов жил и работал  в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство своих фильмов. Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувства абсурда и клаустрофобии, заложенные в литературных источниках вдохновения.

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат» (1997), рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из определяющих российских кинокартин 1990-х, а исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший — героем поколения. Одновременно к Балабанову приклеился ярлык националиста и ксенофоба из-за презрительной неприязни, которую испытывает к иностранцам протагонист «Брата». В следующем году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до того, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. За эту картину, несмотря на спорность её тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), Балабанов получил премию «Ника» лучшему фильму года.

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в США. Его следующим проектом должен был стать фильм Река о колонии прокажённых в Якутии. Однако 24 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйяра Свинобоева, которой была отведена главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала. «Реку» называли фильмом, который должен был стать главным произведением режиссёра, по словам Михаила Трофименкова, «Река» должна была заставить публику переоценить масштаб Балабанова как мастера мирового уровня.

Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. В середине 2000-х годов Балабанов изменил сложившемуся почерку и снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

Брутальный фильм «Груз 200», где  автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и  жестокая сторона человеческой натуры, вызвал отказ ряда известных актёров  сниматься в картине, во многих городах  России лента была снята с проката.

Последняя картина режиссёра «Я тоже хочу» (2012) осмысливала проблему ухода человека из жизни. В «Я тоже хочу» Балабанов появился в эпизодической роли режиссёра, умирающего в заключительной сцене фильма. В 2012 году у Балабанова было обнаружено онкологическое заболевание, и в интервью он неоднократно намекал на свою скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.

18 мая 2013 года, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скоропостижно скончался на 55-м году жизни. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая вКнязь-Владимирском соборе. Похоронили Алексея Балабанова в тот же день на Смоленском кладбище.

Всего Балабанов снял 14 игровых  фильмов, не считая любительских и документальных. В его планах был фильм по собственному сценарию с рабочим названием  «Мой брат умер» — о молодости Иосифа Сталина. Его съёмки должны были начаться в сентябре 2013 года. Экранизировать фильм вместо отца собирается его сын Фёдор.

 

 

 

Темы и оценки творчества

Действие большинства фильмов  Балабанова происходит в России конца  восьмидесятых или девяностых и  одновременно обусловлено событиями  окружающей действительности. Прорывной  для Балабанова стала дилогия  о Даниле Багрове — «Брат» и «Брат 2». Данилу называли первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим практически собственную мифологию и систему ценностей.

Героями Балабанова часто становятся аутсайдеры, люди, оказывающиеся на грани, находящиеся в поиске своего места и не могущие найти гармонию с окружающим миром, по выражению  Ксении Чудиновой, «волки, загнанные в угол». Такие герои вынуждены взаимодействовать с чуждым им миром через насилие, и в фильмах Балабанова оно фигурирует в различных формах, от криминальных разборок до сексуального насилия. Кинокритик Андрей Плахов называл ключом ко всему творчеству Балабанова трансгрессию, то есть выход из обычного состояния через какое-то нарушение принятых норм.

Одним из наиболее талантливых режиссёров России ещё при жизни называл  Балабанова Андрей Кончаловский. «Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек», охарактеризовал режиссёра Никита Михалков, снимавшийся у Балабанова в криминальной драме «Жмурки». Кинокритик Андрей Плахов определял Балабанова как социального консерватора, для которого главным становится поиск морали в обществе, что роднит его с Достоевским или Джоном Фордом. Критик Наталья Сиривли указывает на присущее Балабанову стремление к мифотворчеству, отмечает, что режиссёр «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильмография

Год

 

Название

Роль

1985

ф

Раньше было другое время

режиссёр, сценарист[24]

1988

ф

У меня нет друга

режиссёр, сценарист

1989

ф

Настя и Егор

режиссёр, сценарист

1990

ф

О воздушном летании в России

режиссёр

1991

ф

Счастливые дни

режиссёр, сценарист

1991

ф

Пограничный конфликт

сценарист

1994

ф

Замок

режиссёр, сценарист

1994

ф

Откровения незнакомцу (фр. Confidences a un inconnu)

продюсер

1995

ф

Трофимъ

режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра)

1995

ф

Сергей Эйзенштейн. Автобиография

продюсер

1997

ф

Брат

режиссёр, сценарист

1998

ф

Про уродов и людей

режиссёр, сценарист

2000

ф

Брат 2

режиссёр, сценарист

2002

ф

Война

режиссёр, сценарист

2002

ф

Река (незаконченный)

режиссёр, сценарист

2005

ф

Жмурки

режиссёр, сценарист

2006

ф

Мне не больно

режиссёр, сценарист

2007

ф

Груз 200

режиссёр, сценарист

2008

ф

Морфий

режиссёр

2010

ф

Кочегар

режиссёр, сценарист

2012

ф

Я тоже хочу

режиссёр, сценарист, актёр (режиссёр) 


 

 

 

 

«Брат», «Война», «Я тоже хочу»

«Брат» — культовый российский художественный фильм, драма, боевик. Четвертый фильм режиссёра Алексея Балабанова. Первая часть дилогии (продолжение в фильме «Брат 2») о герое 1990-х годов Даниле Багрове.

Фильм «Брат» Алексея Балабанова был  снят кинокомпанией «СТВ» в 1997 году. Главные роли исполняли Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Светлана Письминченко, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов. Продолжительность фильма (всего 95 минут) не велика. Но это новое русское кино сразу же стало участником официальной программы 50-го Каннского фестиваля. Почему «новое русское»? Да потому, что «Брат» действительно оказался самой громкой и яркой отечественной премьерой прошлого года, которая покорила сердца российских зрителей.

 
Главный герой картины Данила Багров, демобилизованный из армии, вернулся в  свой родной городок. Но скучная жизнь  российской провинции не устраивала его, и, ища себе на молодую голову приключений и испытывая судьбу, он решил податься во вторую столицу  России — Петербург. Там, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Но все оказалось  не так-то просто — брат был наемным  убийцей… Здесь режиссер излагает свою, наверное, излюбленную историю (ту, которая сейчас царит в жизни) — о мире, погубившем душу молодого человека, Балабанов создает сюжетную конструкцию современного боевика, тем самым вводит в заблуждение зрителей, понявших фильм как историю очередного симпатяги киллера, коих прошло по экранам предостаточно. Но фильм «Брат» не об этом. Здесь звучит мотив братской внутренней неразрывной связи. Старший брат, сделав Данилу также профессиональным убийцей, чистильщиком, словом, современным киллером, подставляет его, бросая на произвол судьбы, потому что должен спасаться и думать только о своей собственной шкуре. Но Данила сумел понять и простить брата, так как они «одной крови». В фильме можно найти и тему убийства, и сюжетный зачин с киносъемками, на которые случайно забредает герой (просто Балабанов решает посмотреть, при каких условиях в городе можно выжить…). Наиболее остро и глубоко находит герой свое переживание ошеломляющего мгновения встречи провинциала с огромным городом, чужим, холодным, враждебным, в котором Данила чувствует себя ничтожным, одиноким и беспомощным. 
Первое ощущение оказалось неизгладимым. А. Балабанов заставляет главного героя неприкаянно слоняться по лабиринтам улиц в поисках брата и жилья, бросает его в объятия общества наркоманов и дворовых тусовок, наделяет пугающим чувством потери своего собственного «я» и дарит как бы зыбкое отдохновение в незамысловатых песенках Вячеслава Бутусова, согревающих его бесприютное сердце. 
Режиссер как бы пробует себя в жанре современного боевика. Он выбирает сегодняшний шумный многолюдный город — Петербург. В каком бы временном ракурсе и через какую бы сюжетную призму ни искал режиссер, он видел одно: никем вокруг не замеченную трагедию маленького человека из толпы. Судьба, оборвав Даниле крылья, бросает его в самое жаркое пекло жизни, к бандитам, вне привычной системы жизненных координат. 
Исходная ситуация фильма «Брат» Балабанова — это ситуация мистического триллера, происходящего, кажется, в рамках абсурда. Автор сценария сталкивает героя один на один с миром-оборотнем, который принял облик Города-монстра, Города-убийцы и вольготно раскинулся на русской земле. Режиссер заставляет Данилу попробовать жить в нем, что на деле оказывается сродни путешествию по кругам ада, особо страшному еще и потому, что герой этого не осознает и не ощущает его действия. В этом Городе герой бесконечно блуждает по одним и тем же улицам. Время от времени его пути-дорожки пересекаются с теми, кто ему дорог или нужен, кто протянет ему руку помощи и откроет сердце, полное сочувствием и пониманием. Это происходит или на немецком кладбище, или в трактире-забегаловке. Но не стоит искать в этом скрытый смысл, так же как и в том, почему по улицам Петербурга часто одиноко катит блуждающий трамвайчик, вроде бы обещающий спасение, готовый увести человека от опасности — и даже не от самого ли себя? Но на нем не уехать далеко, не вырваться из заколдованного круга…

Информация о работе Творчество Алексея Балабанова в контексте эстетики постмодернизама