Русский живописный авангард ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, творческая работа

Краткое описание

Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника.
Среди основателей абстрактного искусства — В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм возникает в 1910 г. и становится кульминационной точкой модернизма в плане отхода от предметности.

Вложенные файлы: 1 файл

Матвееко Ольга 2 курс Р и СО.pptx

— 5.00 Мб (Скачать файл)

 

Татлин  Владимир евграфович (1885-1953)

 

Российский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского  авангарда, родоначальник художественного конструктивизма.

 

Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей  конструкцией стал одним из важнейших  символов мирового модернизма и  своеобразной визитной карточкой конструктивизма. Владимир Татлин стал знаменит не столько  живописью и контррельефами, сколько, проектами, которые предназначались  для реализации в жизнь, но не дошли  до производства, так и оставшись  идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов  до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Работы  Владимира Татлина.

 

Башня Татлина, 1919-1920

    • Башня Татлина — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.

Конструктивизм  в архитектуре.

 

К. Мельников. Клуб им. Русакова в Москве 1927-1929. Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

Советское «пролетарское» искусство  стало родоначальником целого заметного  направления в мировой культуре — конструктивизма. Одним из ярких  примеров этого течения в архитектуре  служит здания гаража для автомобилей  Госплана СССР, построенное в 1936 году и сохранившееся до наших дней. Автором проекта стал знаменитый советский архитектор-авангардист  Константин Степанович Мельников, творчество которого оставило заметный след на московских улицах.

Футуризм.

 

    • Футуризм - одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.
    • Основные черты:

1) бунтарство, анархичность  мировоззрения, выражение массовых  настроений толпы;

2) отрицание культурных  традиций, попытка создать искусство,  устремлённое в будущее;

3) бунт против  привычных норм стихотворной  речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

4) поиски раскрепощённого  «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

 

 

История футуризма в России.

 

    • Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1) На увеличение  словаря поэта  в  его   объёме  произвольными и производными  словами.

2) Непреодолимую  ненависть к существовавшему  до них языка

3) С ужасом  отстранять от гордого чела  своего из банных веников сделанный  Венок грошовой славы.

4) Стоять на  глыбе слова «мы» среди моря  свиста и негодования.

Футуризм  в России.

 

    • В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.

Давид Бурлюк (1882-1967)

 

Родился 9 (21) июля 1882. В детстве потерял глаз в  драке с родным братом. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. В 1898—1910 учился в Казанском  и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899.

Картины и рисунки  Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:

 

…Душа — кабак, а небо — рвань,

Поэзия — истрепанная  девка,

А красота —  кощунственная дрянь…

…Звезды — черви, пьяные туманом…

…Мне нравится беременный мужчина…

 

 

Давид Бурлюк «Украинцы», 1912 г.

Николай Бурлюк (1890-1920)

 

 В 1910 г. начал  печататься, вместе с братом Д. Д. Бурлюком опубликовал стихи в сборнике "Студия импрессионистов", затем – в сборнике "Садок судей" (1911). В дальнейшем участвовал в других футуристических изданиях ("Пощечина общественному вкусу" и др.). Писал лирическую прозу ("Глухонемая", "Артемида без собак", "Сбежавшие музы" и др.), теоретические статьи с обоснованием принципов футуризма ("Поэтические начала", "Supplementum к поэтическому конрапункту"). В последний раз опубликовал свои произведения в альманахе "Весеннее контрагенство муз" (1915).

 

НОЧНАЯ СМЕРТЬ

 

 Из равнодушного досуга Прохваченный студеным вихрем Площадку скользкую вагона Ногою судорожною мину, И ветви встречные деревьев, Взнеся оснеженные лица, Низвергнутся в поляны гнева, Как крылья пораженной птицы. 

                                                     <1914>

Владимир  маяковский (1893-1930)

 

Русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века.

Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр,   киноактёр, художник, редактор журналов        «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

 

 

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек. Бывает, выбросят, не напечатав, не издав, но слово мчится, подтянув подпруги, звенит века, и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки. Я знаю силу слов. Глядится пустяком, опавшим лепестком под каблуками танца, но человек душой губами костяком»

В.Маяковский. К поэме "Облако в штанах"

Кубофутуризм

 

    • Направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).
    • Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александра Эстер – художницы, которые внесли значительный вклад в развитие кубофутуризма в России.
    • К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

 

 

«Гилея»

 

 

     «Гилея» — первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909-1910 гг. «Мы и не заметили, как стали гилейцами. Это произошло само собой, по общему молчаливому соглашению, точно так же, как, осознав общность наших целей и задач, мы не принесли друг другу ганнибаловых клятв в верности каким бы то ни было принципам». Поэтому постоянного состава у группы не было. В начале 1910 года в Петербурге «Гилея» заявила о своем существовании в составе Д. и Н. Бурлюков, В.Хлебникова, В.Маяковского, В.Каменского, Е.Гуро, А. Крученых и Б. Лившица. Именно они стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Кубофутуризм принято считать результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов. Действительно, литературный футуризм был тесно связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов, такими, как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики.

    • Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник «Садок судей», фактически определивший создание группы «Гилея». В числе авторов альманаха Д. и Н. Бурлюки, Каменский, Хлебников, Гуро, Ек. Низен и др. Иллюстрации выполнили Д. и В. Бурлюки.

 

Велимир хлебников (1885-1922)

 

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ  
 
О, рассмейтесь, смехачи! 
О, засмейтесь, смехачи! 
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, 
О, засмейтесь усмеяльно! 
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! 
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! 
Смейево, смейево! 
Усмей, осмей, смешики, смешики! 
Смеюнчики, смеюнчики. 
О, рассмейтесь, смехачи! 
О, засмейтесь, смехачи!

 

Стихотворение представляет собой эксперимент Хлебникова по созданию гнезда неологизмов. 

 

Елена Гуро (1977-1913)

 

    •   
      Елена Гуро - единственнаяпоэтесса в «мужском» движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда. 
       
      Наряду с поэзией и прозой, Гуро была одаренной художницей (училась уЛ. Бакста и М. Добужинского), дебютировала как иллюстратор книг (позже оформляла и собственные сборники), участвовала в выставках авангарда .

Работы  Елены гуро:

 

«Сильный, красивый, богатый 
Защитить не захотел, 
Дрожала, прижавшись в худом платке. 
Кто-то мимо проскользнул горбатый. 
......................... 
......................... 
Город большой, — толку-учий! 
......................... 
......................... 
Прогнали. Башмачки промокли. 
Из водосточных вода текла. 
И в каретах с фонарями проезжали 
Мимо, мимо, мимо, — господа. 
 
Он, любимый, сильный, он все может. 
Он просто так, — не желал... 
Наклонился какой-то полутемный, 
Позвал пить чай, обещал: 
— «Пойдем, ципа церемонная, 
Развлеку вечерок!» 
......................... 
......................... 
И тогда, как собачонка побитая, 
трусливо дрожа, 
Поплелась за тусклым прохожим. 
Была голодна». 
 

 

(Из книги «Шарманка», 1909)

Работы  в стиле кубофутуризма

 

Попова Л.С. «Человек + воздух + пространство» 1912 г.

 

Н.А. Удальцова  Абстракционизм. Ресторан.1915 г.

Малевич К.С. «Точильщик» 1912 г.

 

Экстер А.А. «Город ночью» 1919 г.

    • Русский авангард явился продолжением и высшим этапом западного модернизма и авангарда, которые в свою очередь стали логическим продолжением всей предшествующей эволюции западной культуры и цивилизации. Именно русскому авангарду суждено было довести до логического конца начатое западным модернизмом и авангардом. Он отмечен невиданным масштабом, глубиной и радикальностью. Этому во многом способствовали сложившиеся исторические условия революционной России, а также некоторые особенности русской культуры, например такие явления, как космизм.
    • Русский авангард гораздо радикальнее порывает с традиционной эстетикой и искусством, создавая искусство, которое приближается к чистому, абсолютному творению. Художнику в таком искусстве уже не нужна никакая внешняя модель, будь то человек, природа или какой-либо предмет. Он ничему не подражает, ничего не копирует, но показывает способность творить, исходя из неких первоэлементов, первоначал или, подобно Богу, из ничего.
    • Русский авангард наиболее полно реализовал стремление западного модернизма и авангарда к эксперименту и поиску нового. Этому способствовало то обстоятельство, что он безоговорочно принял современную науку, революционные достижения которой стали для него вдохновляющим примером в его собственных творческих исканиях.
    • Он в наибольшей степени вышел за рамки художественного стиля и стал настоящей философией нового мира, путь к которому усматривал в радикальном разрыве с прошлым. Он весь устремлен в будущее, и его футуризм покоится на идущей от Просвещения вере в безграничную способность человека переделать не только искусство и общество, но и всю Вселенную. Ради этого русский авангард готов был пожертвовать собой, раствориться в будущем мировом единстве, в котором произойдет синтез всех искусств и их слияние с жизнью.
    • В главном и наиболее существенном — как в теоретическом, так и практическом плане — русский авангард исчерпал концепцию искусства как абсолютного творения. Поэтому послевоенный неомодернизм 50-70-х гг. — при всей многочисленности возникших в нем течений — уже не смог добавить ничего действительно нового и оригинального.

 


Информация о работе Русский живописный авангард ХХ в