Русский живописный авангард ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, творческая работа

Краткое описание

Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника.
Среди основателей абстрактного искусства — В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм возникает в 1910 г. и становится кульминационной точкой модернизма в плане отхода от предметности.

Вложенные файлы: 1 файл

Матвееко Ольга 2 курс Р и СО.pptx

— 5.00 Мб (Скачать файл)

Русский живописный

авангард  ХХ в.

Русский Авангард.

 

    • Ярчайшим явлением в культуре XX в., безусловно, был художественный авангард, совершивший эстетическую революцию, которая раздвинула границы художественного пространства. Для современного искусства авангард выступает, с одной стороны, традицией, с другой, - основанием эстетического поиска. На рубеже XIX-XX вв. - переломном этапе российской и мировой истории - искусство авангарда выступает продолжением и развитием эстетических идей XIX века, одновременно, становясь очагом возникновения новых исканий века XX.

 

Авангард (или авангардизм) (фр. avant-garde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры.

Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и  противоречивое направление, развивавшееся  в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.

 

Эволюция русского авангарда  позволяет условно выделить в  нем три периода. Первый приходится на 1910-1915 гг. и известен под именем кубофутуризма. Второй длится с конца 1915 г. по 1924 г. и означает расцвет, наивысший подъем авангарда. К кубофутуризму в эти годы добавляются: супрематизм,  конструктивизм, производственное искусство и другие течения. Третий период охватывает 1925-1932 гг., когда авангард распространяется на все виды искусства. однако в целом он постепенно сходит на нет и в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.

    • Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

Направления авангарда.

 

    • Абстракционизм
    • Супрематизм
    • Лучизм
    • Конструктивизм
    • Кубофутуризм

 

Абстракционизм

 

    • АБСТРАКЦИОНИЗМ   (лат. abstractio — отстранённость) —художественное мировоззрение, направление в искусстве, для которого характерна замена натуралистической предметности свободной игрой цветов, линий и форм. 

    Художественная  концепция абстракционизма провозглашает  бегство личности от банальной  и иллюзорной действительности. 

    Произведения  абстракционизма отрешены от  форм самой жизни и воплощают  субъективные цветовые впечатления  и фантазии художника.

    Среди  основателей абстрактного искусства  — В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм возникает в 1910 г. и становится кульминационной точкой модернизма в плане отхода от предметности. 

    Первым  абстрактным произведением считается  «Акварель» В. Кандинского (1910), на которой, по словам одного  французского критика, «первый  раз в истории живописи нельзя  было что-либо заметить или  узнать». 

 

 

 

 Василий  Кандинский (1866-1944)  

 

    • Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет, по окончанию Московского университета, когда перед ним открылась карьера ученого.
    • Первые беспредметные композиции Кандинского почти совпадают по времени с работой над книгой «О духовном в искусстве». Книга вышла в 1910 году и стала первым теоретическим обоснованием абстрактного искусства.

 

    Стремясь найти  «новые формы», которые являются «вечными»  и «чистыми», выявить «чистый  язык» живописи, Кандинский не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к  оскуднению ее выразительных средств, ибо «красота краски и формы... не есть достаточная цель искусства».

 

    Основными составляющими  его творчества являются: идея  синтеза искусств, согласно которой  живопись должна содержать поэтическое  и музыкальное начала, поэзия  — музыкальное и живописное, музыка  — живописное; примат духовности  в искусстве; наконец, поиск  новых выразительных средств,  среди которых особая роль  отводится цветовому пятну, линии,  декоративной орнаментальности. Содержанием  произведений Кандинского являются  философско- религиозная тема Христа, Апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т.д., где добро побеждает зло. Он предпочитает называть свои работы «импровизациями» и «композициями».

 

Самые знаменитые работы Кандинского.

 

"Без названия (Первая абстрактная акварель)". 1910 г

 

Париж, Национальный музей современного искусства, Центр  Жоржа Помпиду

"Импровизация. Ущелье". 1914 г

Холст, масло

110х110 см

Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

 

"Импровизация  №6 (Африканское)". 1909 г

Холст, масло

107х99,5 см

Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

  

Супрематизм.

 

    • Направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
    • На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
    • Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 г., когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие.

 

Казимир Малевич (1879-1935)  

 

Начав свой творческий путь с натурализма, Малевич «примерил» к себе импрессионизм, футуризм, а  затем кубизм. Поняв, что всё это  «мáло» и не способно в полной мере отразить открывшееся ему знание о бытии и понимание искусства, художник изобрел абсолютно новое направление в живописи — супрематизм, в котором основными доминантами живописи были признаны форма и цвет.

Используя разноцветные геометрические фигуры как  универсальные инструменты, Малевич  получил возможность создавать  композиции, глубина и выразительность  которых были безграничны и зависели лишь от восприятия зрителя. Супрематизм К. Малевича (1878-1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеобразие нового течения художник раскрывает в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916). То, на что не решались кубофугуристы и Кандинский, Малевич делает без колебания, избавляя живопись от предмета, сюжета, смысла и содержания. Он определяет супрематизм как «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество», «чисто живописное искусство красок», «творчество самоцельных живописных форм».

         Эволюция супрематизма в живописи  была скоротечной — всего четыре  года (1915-1919), хотя в ней иногда  выделяют три периода: «черный», «цветной» и «белый». Первые  два — «черный» и «цветной»  — развиваются параллельно, охватывая  примерно два года (1916-1917). Символом  «цветного периода» выступает  «Красный квадрат», который в  отличие от «Черного квадрата»  заключает в себе больше движения  и напряжения. В целом же оба  квадрата воплощают движение  в супрематическом пространстве, которое является пространством бесконечным, космическим, где нет верха и низа, нет ориентиров, в силу чего само движение трудно различимо, оно предстает как «динамический покой». В этом смысле супрематизм можно определить как «живопись пространства». Сам Малевич к тому же называл себя «председателем пространства».

         «Белый период» охватывает около  трех лет (1917-1919). В эти годы  в творчестве Маневича значительное место занимают вариации креста. Уже «Черный квадрат» он называл «иконой», указывая тем самым на наличие в своем искусстве религиозного мотива. С появлением креста этот мотив еще больше усиливается. В это же время Малевич экспериментируете исчезающими и возникающими живописными планами, исследуя сами пределы существования живописи, и, наконец, создает «Белый квадрат на белом фоне» (1918), свидетельствующий об абсолютном освобождении цвета и полном растворении формы.

 

Работы  Казимира Малевича.

 

Работа была выставлена на футуристической выставке, открывшейся  в Петербурге 19декабря 1915 года. Среди  тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте  висел «Чёрный квадрат».                                       Впоследствии Малевич выполнил несколько  копий «Чёрного квадрата» (по некоторым  данным, семь).

 

 При всей  своей визуальной лаконичности  «Черный квадрат» остается, пожалуй,  наиболее емким воплощением идей  супрематизма (от лат. supremus — ‘наивысший’). Стремясь отразить динамичность и гармонию окружающего мира, Малевич создавал супрематические композиции, комбинируя разноцветные геометрические фигуры. Позволяя цвету и форме доминировать над остальными характеристиками живописи, художник стремился показать, что творческие силы человека и природы могут быть равны. Квадрат (точнее, сбалансированно асимметричный прямоугольник), по мнению Малевича, — это идеальное отражение баланса, его высшее проявление.

 

 

 

 

 

«...если человечество нарисовало образ божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его  совершенства в новом пути сегодняшнего начала»

                                                                                              

 

Казимир Малевич

 

Черный супрематический квадрат. 1914—1915

Написана в 1915 году. Названа  на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник  на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм  крестьянки в двух измерениях».

В 1920 году Малевич писал  об этой картине, что «в общежитии  он получил ещё значение как сигнал революции».

 

Красный квадрат, 1915 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Белое на белом (Белый квадрат)

Дата: 1917

Размер картины: 78.7x78.7 см

Материал: Холст, масло

Музей: Музей современного искусства

 

 

 

 

 

 

В этом произведении идущая от импрессионистов и П. Сезанна  тенденция действительно достигает  своей наивысшей точки, после  которой следующий шаг был  бы для живописи движением в «белую бездну», «бесконечное белое», в небытие. Малевич делает этот шаг. отказываясь  от живописи в пользу философеко-теоретических размышлений, считая, что на данной стадии супрематизма вопрос о живописи отпадает, что «живопись давно изжита, и сам художник — предрассудок прошлого».

Написана в 1928—1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ  художника, признаваемая официальной  историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий  Октябрьской революции.

Картина разделена на три  части: небо, земля и люди (красная  конница). Отношение ширина земли  и неба в пропорции 0,618 (золотое  сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

 

 

Скачет  красная конница, 1928—1932 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

           В работе Малевича «О новых  системах в искусстве» (1919) и других  супрематизм выходит за рамки  живописи и становится философией  современности, «чистым познанием», «началом новой культуры». Малевич  активно разрабатывает идею синтеза  всех форм интеллектуальной и  духовной деятельности: искусства,  науки, философии и религии.  Супрематизм выступает одновременно  и как форма объективного познания, и как способ мирового переустройства. Он преодолевает пределы искусства  и перерастает в универсальный  вид человеческой деятельности, во всеобъемлющий способ жизнетворчества  и жизнеустройства.

Информация о работе Русский живописный авангард ХХ в