Русский живописный авангард ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:00, творческая работа

Краткое описание

Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника.
Среди основателей абстрактного искусства — В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм возникает в 1910 г. и становится кульминационной точкой модернизма в плане отхода от предметности.

Вложенные файлы: 1 файл

Матвееко Ольга 2 курс Р и СО.pptx

— 5.00 Мб (Скачать файл)

           У Малевича нет сомнений в  том, что «природа будет побеждена», что будут переустроены все  страны и весь земной шар.  Отход Малевича от живописи  не был поддержан его последователями.  Он оказывается в изоляции  и уезжает из Москвы в Витебск,  где организует группу «Уновис» (Утверди гели нового искусства, 1920-1922 гг.), куда вошли Л. Лисицкий, Н. Суэтин. И. Чашкин, став на позиции «утилитарного супрематизма», означавшего вариант конструктивизма.

          Несколько раньше супрематизма, но в том же 1915 г., возникает MЛK (Московский лингвистический кружок), а годом позже — ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка), члены которых — Р. Якобсон, В. Шкловский, Ю. Тынянов и др. — образуют то, что было названо «русской формальной школой» в литературоведении, которая активно подключилась к футуристическим поискам чистой «поэтичности» и «литературности».

          Важное значение для эволюции  русского авангарда имели события  1917 г. Подавляющее большинство  авангардистов с энтузиазмом  приняло Октябрьскую революцию,  искренне надеясь с ее помощью  осуществить свои грандиозные  утопии. В свою очередь, новая  власть нуждалась в поддержке  со стороны наиболее активной  и революционно настроенной интеллигенции.

           Однако возникший союз с самого  начала был достаточно хрупким.  поскольку преследуемые сторонами  цели и способы их достижения  заметно различались, вследствие  чего тенденция к чистым эстетическим  формам в авангарде стала постепенно  ослабевать, а прагматическая и  утилитарная — усиливаться. Все  это в конце концов привело  к трансформации супрематизма  в два течения - конструктивизм и производственное искусство, которое взаимно переплетались и часто переходили друг в друга.

 

Эль лисицкий (1890-1941)

 

 Советский  художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий».

Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма.

 

Лисицкий разрабатывает композиции, которые называет «проуны» -  аббревиатура от «проекта утверждения нового». Они представляли собой супрематические трехмерные фигуры. Проуны (проекты нового искусства) были созданы как в графической, так и в живописной форме. Впоследствии проуны стали основой для мебельного дизайна, проектов театральных макетов, декоративно-пространственных установок.

«Клином красным бей белых» 1920 г. Литография, бумага

 

Плакат Клином красным бей белых является политическим плакатом времён Гражданской войны. Плакат направлен на стимулирование сознания народа к борьбе против белой армии. Плакат выполнен в стиле графики, где клин (треугольник) красного цвета прошибает круг белого цвета. 

«Проун 1 C» 1919 г. Масло, панель 68 x 68 см  
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания

Ольга Розанова (1886-1918)

 

В 1912 году молодая  художница впервые встречает  поэтов-футуристов А. Крученых и В. Хлебникова. Это знакомство сыграло важную роль в становлении творческого мировоззрения  Розановой и в развитии ее личной жизни. С Алексеем Крученых Розанову связывали продолжительные творческие и любовные отношения.

Книги футуристов часто оформлялись работами Розановой. Лучшей работой Розановой в этой области стала Вселенская война, включающая стихи А. Крученых. Художница  участвовала в оформлении постановки «Владимир Маяковский», сотрудничая  с И. Школьником и П. Филоновым.

Розанова не сразу  пришла к беспредметности. Как и  многие художники этого времени, она прошла несколько этапов на своем  творческом пути. Ранние произведения художницы отличаются декоративными  и яркими контрастами («Красный дом»). В оформлении футуристических книг художница умело сочетает «женское лукавство» с «ужасами кубизма». В  статье «Основы нового творчества и  причины его непонимания» Розанова говорит о том, о чем Малевич  будет писать намного позднее.

 

Работы  Ольги Розановой.

 

«Зеленая полоса» 1917 г.

 

«Беспредметная композиция». 1916 г.

Любовь  Попова (1989-1924)

 

Родилась 24 апреля (6 мая) 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя.

Первые уроки  рисования Л. Попова брала у  художника К. М. Орлова, который  был другом её семьи.

В 1906 году она  переехала в Москву, где получила среднее образование. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона.

В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала  частные уроки живописи.

Попова увлеклась  супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами.

 

Работы  Любовь Поповой.

 

«Живописная конструкция»

 

«Живописная архитектоника» 1916 г. 

Лучизм

 

    • Направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910х годов, основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Одно из ранних направлений абстракционизма.

 

    • Основатели лучизма Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, были яркими представителями московской художественной среды. В 1913 г. На выставке «Мишень» лучизм был представлен широкой общественности как новое направление в современной живописи. В том же году был опубликован манифест, раскрывающий принципы лучизма: цель живописи – в передаче четвертого измерения, где властвуют иные живописные законы и приемы. Художник должен изображать не сами предметы (видимые формы), а отраженные от них цветовые лучи (внутренняя сущность); передавать на полотне впечатления, возникающие от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов. 

Михаил  Ларионов (1881-1964)

 

      Фактическим создателем одного из направления авангардного искусства, а именно, лучизма был Михаил Васильевич Ларионов. Он родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера.

      1898—1910 — учился в Московском  училище живописи, ваяния и зодчества  у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с Н.  С. Гончаровой, ставшей не только  его супругой, но и единомышленницей  в творчестве.

      С начала 1900 годов Ларионов активно  участвовал в художественной  жизни, выставляясь не только  в России, но и в Европе, и  большое влияние на Ларионова  оказали французские живописцы,  с творчеством которых впервые  он познакомился в московском  собрании С. И. Щукина.

      В 1902—06 работал в стиле позднего  импрессионизма («Куст сирени в  цвету»).

      Находясь на острие художественной  жизни того времени, к 1912 году  создал новую художественную  концепцию — лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

 

           В брошюре "Лучизм", опубликованной  в 1913 г. Ларионов изложил теорию, основанную на том, что человеческий глаз воспринимает не сами предметы, а только отраженные от них лучи света. Поэтому и живопись должна изображать именно эти лучи, их динамизм и цветность. По убеждению художника, лучизм "стирает границы между предметностью и картинной плоскостью", лучи ближе, чем объемная форма, "к символической плоскости картины".

            Ларионовский лучизм можно считать одним из течений абстрактного искусства. Однако, в отличие от "классического" абстрактивизма В. В. Кандинского и К. С. Малевича, лучистская абстрактность теснее связана с непосредственными впечатлениями от света и цвета в природе. Чтобы отойти от натурализма предшествующей живописи, Ларионов стремился соединить живописность импрессионизма с конструктивностью кубизма, поэтому картины Ларионова назвали "реалистическим лучизмом".

            В 1913 г. группа художников, среди  которых кроме Ларионова были  Т. Н. Богомазова, Н. С. Гончарова, К. М. Зданевич, М. В. Ле-Дантю, А. В. Шевченко и другие, опубликовала манифест "Лучисты и будущники". В манифесте провозглашалось: "Да здравствует созданный нами стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм, существующей и развивающейся по живописным законам!.. Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы и все нивелирующего..." В 1914 г. группа Ларионова провела выставку "№ 4" ("Футуристы, лучисты, примитив"), на которой продемонстрировала новые образцы "пневмолучизма"

 

Работы Михаила  Васильевича Ларионова.

 

Возникновение абстрактного направления в русской живописи во многом связано с картиной Ларионова  «Стекло».

 

«Стекло» 1912 г. Холст, масло. 104.1 x 97.1 cm.   
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

«Петух и курица» 1912 г. Холст, масло 69 х 65 см.  
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Гончарова Наталья Сергеевна ( 1881-1962)

 

Русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного  искусства в России. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского  искусства. Она стремится познать  сущность творчества народа во всей его  глубине. В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины  «Лучистые лилии», «Орхидеи».

Работы  Гончаровой Натальи Сергеевны

 

«Кошки» 1913 г.

«Портрет Ларионова»

Конструктивизм

 

    • Конструктивизм иногда называют «производственным искусством». Он возник после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве.
    • В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству.

 

    

     Как особое  течение конструктивизм сложился к началу 1921 г., однако фактическое его рождение произошло раньше и было связано с творчеством В.Е. Татлина (1885-1953), являющегося главной фигурой в данном течении. Как оригинальный художник он заявил о себе серией рельефов и контррельефов (1914-1916). Созданные под влиянием французского кубизма, они, однако, имели существенное отличие: в них не было ничего миметического, они никак не соотносились с реальными предметами и были построены из чистых геометрических форм.

 

     Рельефы  Татлина имели для скульптуры  примерно такое же значение, что  и супрематизм Малевича для  живописи. Они выражали суть конструктивизма,  в котором традиционные категории  формы и содержания уступают  место понятиям материала и  конструкции. Форма при этом  остается, но приобретает иную  природу. В контррельефах она  возникает из пространства и  времени. Форма сближается и  практически совпадаете конструкцией.

 

     По  мнению Татлина, эстетические  ценности рождаются не из придуманной  в голове художника формы, но  «из реальных материалов в  реальном пространстве». Самым  известным конструктивистским произведением  Татлина является проект памятника  Третьему Интернационалу — знаменитая  его «Башня». Не менее известным  произведением производственного  искусства стал построенный им  «воздушный велосипед» «Летатлин», ставший своеобразным воплощением известного мифа об Икаре. Помимо Татлина в конструктивизме успешно работают Н. Габо, Л. Лисипкий. А. Певзнер, А. Родченко.

 

     Супрематизм  и конструктивизм имеют между  собой как сходства, так и существенные  различия. Они отвергают искусство,  понимаемое как изображение, отражение  или повторение жизни. Сущность  искусства они видят в творении. Они ратуют за искусство, которое  становится самой жизнью. Красота  для них не составляет главную  цель искусства. В равной мере  оба они выступают за синтез  искусств. В этом плане «Башня»  Татлина представляет собой органический  синтез архитектурных, скульптурных  и живописных принципов.

    

    В то же время  конструктивизм не ограничивает  жизнь искусства одной лишь  жизнью чистых форм, но рассматривает  ее в более широком смысле. Само понятие чистой формы  для него не приемлемо, как  не приемлемо для него и  понятие беспредметности. Конструктивизм  рассматривает форму через призму  конструкции, целесообразности и  утилитарного назначения. Критерием  качества конструкции выступает  целесообразность, найденная методами  искусства. Пластические элементы  в конструктивизме соединяются  в целесообразные формы, из  которых возникают новые вещи  и новая предметность.

 

    Конструктивизм  не страшится осквернить себя  решением практических и утилитарных  задач. Напротив, именно в этом  он видит главную свою задачу. Татлин называет свое творчество  «изобразительным делом». Из всего  прежнего искусства он считает  возможным сохранить только одну  «искусность», т.е. навыки и умения, необходимые для настоящего мастера.  Татлин удивительно тонко чувствовал  материал не с эстетической  или живописной точки зрения, но как мастер, которому из  этого материала нужно что-то  сделать. Искусство в конструктивизме  выступает не столько как творение, сколько как изобретение. Оно  представляет собой синтез искусства,  науки и техники. В конструктивизме  коренятся истоки современного  дизайна.

Информация о работе Русский живописный авангард ХХ в