Принципы построения композиции в разных видах искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин «композиция» применим к различным видам искусства.

Содержание

Введение. Обзор истории развития композиции.
Основные законы композиции сточки зрения изобразительного искусства.
Закон цельности.
Закон типизации.
Закон контрастов.
Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Принципы построения композиции в разных видах искусства.
Станковая скульптура.
Графика, её средства и компоненты.
Композиция книжной графики.
Плакат, его особенности.
Монументальное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Дизайн. Основные принципы композиционно-художественного формообразования.
Архитектура. Композиционные средства второго эшелона.
Принципы компановки литературного произведения.Основные элементы драматической композиции.
Музыкальная композиция.
Кинематограф.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

контр по теории искусств.docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

Художник из арсенала изобразительных средств извлекает те, которые больше подходят к языковым особенностям писателя. Это и создает единство стиля слова и изображения. В иллюстрациях к «Слову о полку Игореве» Фаворский решил пространство не прибегая к обратной перспективе, он нашел своеобразную композицию «малой глубины», строил пространство «на зрителя», используя один из характерных приемов мастеров древнерусского искусства.

Другая особенность композиции книги заключена в общности архитектоники литературного произведения и иллюстрационной системы. При создании композиции многопланового литературного произведения художник учитывает членение книги на части и главы и по сюжетным линиям. [8,стр. 181]

ПЛАКАТ. Плакат – графическое изображение в два или несколько цветов, рассчитанное на мгновенное восприятие зрителем. Основными чертами плаката являются: четкость и лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст, связанный с изображением. Искусство плаката имеет некоторые особенности, которые присущи графике вообще. Так, в гравюре, как и в плакате, черная краска и белая бумага служат изображениями света и тени, причем без перехода в полутени, без рефлексов и «живописности». [8,стр. 187] При этом большую роль играют контрасты черного и белого, а также линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы.

В плакатном рисунке обращается особое внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали. В то же время плакату свойственны предельная степень обобщения, лаконичность изображения типического, обнажающего сущность предмета.

Наличие ведущего цвета – одна из особенностей плакатного искусства, связанная с  проявлением закона цельности. В цветовую композицию включаются один или два-три цвета (редко больше) одной  силы тона. [8,стр. 189] В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета и условным символам, давно сложившимся общепризнанным обозначениям какого-либо понятия, явления, идеи. В символике цвета заключена скрытая способность цвета вызывать эмоции зрителя. (В дизайне и декоративно-прикладном искусстве воздействие цвета самого по себе рассматривается с иных позиций). Кроме того, цвет обладает способностью к передаче впечатления весомости предмета в прямом смысле. Поэтому не стоит изображать паровоз легковесно-светлыми красками. [8,стр. 191]

Условность в плакате подразумевает использование изобразительной метафоры, гиперболы, аллегории, иносказания, утрировку размеров, движений, а также цветовой интенсивности.

КОМПОЗИЦИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Монументальное искусство в отличие от станкового приобретает образную завершенность в ансамбле – архитектурном или природном(памятники, панно, мозаики, фрески). Лишенные своего законного места, они теряют свои главные качества и контакт с привычным зрительным восприятием крупных пластических форм на расстоянии (вблизи они выглядят бесформенными или даже уродливыми). [8,стр. 201] Кроме того стилистическое несоответствие монументального произведения и архитектуры разрушает синтез изобразительного искусства и зодчества. [8,стр. 202] Вследствие своей величины и расположения на высоком пьедестале или вознесения на архитектурное сооружение, форма и объем этих произведений искажаются до неузнаваемости(если математически не вычислить пропорции). [8,стр. 195]

Композиционный закон цельности для произведений монументального искусства особо важен, ибо он обеспечивает восприятие их со значительного расстояния. Количество деталей уменьшается. Оставляемые детали обобщаются, форма их несколько упрощается.

КОМПОЗИЦИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое, разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.

Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии – это искусство носит прикладной характер. Произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой. Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т.д.) накладывает отпечаток и на композицию. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Многие  произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов. [8,стр. 203]

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ.

 Создание любого объекта  предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная  этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер  или городская среда с ее  дизайнерскими элементами, - это  обязательно работа с формой(процесс формообразования). В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Композиционные средства в дизайне чрезвычайно разнообразны. Разделяются они на два основных вида: графические средства и пластические. О графике было сказано выше, далее подробнее о пластике. Пластические композиционные средства отличаются от графических тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях(линейный, плоскостной, объемный и пространственный характер). В создании пластической композиции важно правильно использовать текстуру, фактуру, рельеф поверхности. Важную роль в создании пластической композиции играет силуэт, геометрия, скульптурность, структура (внутреннее строение), пространственное строение (глубина, развернутость, открытость). [7, стр. 53]

 К специфическим пластическим средствам построения композиции в дизайне относятся материал и свет. Каждый вид света(естественный, искусственный) по-своему влияет на раскрытие пластики формы. Искусственный свет выступает всовременном мире не только формомоделирующим, но и формообразующим средством построения композиции. Искусственно созданная световая форма может иметь разный геометрический вид. По нему она может быть разделена на: точечную, линейную, плоскостную, объемную и пространственную форму. [7, стр.111- 117]

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Рациональность. Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие – это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием (утилитарные, конструктивные, эргономические, экономические и психологические). Второе главное условие – необходимость четкой рациональной разработки собственно художественной формы. [7, стр. 149]

Тектоничность («тектоника» - буквально «строение»). В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. Этот принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов. [7, стр. 151]

Структурность. Принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. [7, стр. 152]

Гибкость. Понятие гибкости вошло в теорию композиции сравнительно недавно и не получило еще своего достаточно четкого разъяснения. На первый взгляд он может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции – ее завершенности. Но это противоречие мнимое. В современном глубоком видении – это художественная систем, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. Гибкость часто обуславливается функцией формы. Она обнаруживается в природном мире, где изменение – явление закономерное, возникающее под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы, изменяясь, остаются целостными организмами. [7, стр. 154]

Весьма распространенный прием – комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого – изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. [7, стр. 155]

Органичность. Этот принцип определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах. Современная тенденция бионизации дизайн-форм обусловлена все более глубоким изучением и освоением человеком мира природы. Она закономерна и более чем перспективна. Из этой тенденции вытекает способность биодизайна решать самые сложные вопросы композиционно-художественного формообразования. [2, стр. 159-160]

Образность. Данный принцип отражает четкое и глубокое раскрытие в композиции определенной художественной идеи. На такое раскрытие направлена всякая дизайнерская, как, впрочем, и любая другая художественная деятельность. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма. [7, стр. 163]

Целостность. Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного формообразования в дизайне. Он предполагает установление самой тесной связи между всеми средствами и приемами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы, определяющий в конечном счете всю силу ее воздействия на зрителя. При отсутствии такого характера форма выглядит негармоничной, дробной, не целостной. [7, стр. 167]

КОМПОЗИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ.

Особенность композиционного творчества архитектора в отличие от деятельности художника в большинстве других видов искусств заключается в том, что конструирование архитектурного сооружения приводит в движение значительные материальные и людские ресурсы. Допущенные просчеты при возведении объектов архитектуры практически трудно исправимы. Вот почему так важен в решении архитектурной композиции точный расчет и учет объективных закономерностей художественного формообразования.

ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ. Выделение трех основных видов композиции – фронтальной, объемной и глубинно-пространственной – связано с обнаружением в историческом наследии архитектуры и современной ее практике трех характерных и специфических пространственных точек зрения, рассчитанных: 1) на статическое положение зрителя, 2) движение вокруг формы или 3) движение в глубь пространства. [5,стр.18] В фасадной композиции главную роль играет пространство, то или иное закономерное размещение элементов и структур. Вся композиция предполагает возможность единовременного охвата взглядом как одной объемной картины. Восприятие формы идет от целого к части. Напротив, в объемной и глубинно-пространственной композиции временная последовательность смены отдельных зрительных образов и их синтетическое обобщение становится главным в создании целостного представления об архитектурной форме. Причем, восприятие идет от детали к целому. Особенность заключается в том, что перед глазами воспринимающего зрителя нет всей совокупности архитектурных форм, составляющих композицию в целом. Ритм крупных ансамблевых образований по характеру восприятия напоминает восприятие музыкальной или литературной формы (поэзия, проза), которая развертывается во времени, деталь за деталью.

 К числу композиционных средств второго эшелона в архитектуре относятся пропорции формы, масштабность объектов, иллюзии зрительного восприятия и ассоциации. [6,стр. 219]

Всепроникающие пропорции «золотого сечения» в структурном построении развивающихся форм могут расцениваться как универсальный закон формообразования по принципу геометрического подобия. Именно внимательные наблюдения и использование природных подсказок обогатили интуицию античных архитекторов, создавших удивительно гармоничные сооружения. [6,стр. 222]

      Понятие масштабности в архитектуре. Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нем ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное, удобное, соответствующее назначению, постижимое и осваиваемое, т.е. «свое». Сложность, однако, заключается в том, что когда мы говорим «человек», следует всегда принимать во внимание, что «человека вообще» не существует, что человек живет в определенном месте на Земле, в определенный исторический период и принадлежит к определенному социальному сообществу, к определенной культуре и, наконец, к определенной возрастной группе. Все эти обстоятельства определяют принципиальную относительность оценки масштабности архитектурного пространства. [5,стр.80- 81]

Если сравнить оценку масштабности пространства современного города людьми разного возраста, окажется, что она принципиально различна – привычные для взрослых людей улицы и дворы будут казаться дошкольнику огромными, неосвоенными и даже враждебными. [5,стр. 82]

Часто понятие масштабности формы сближается с представлениями о ее соразмерности. Так, древние греки считали соразмерными строения и скульптуры лишь в том случае, если они воспринимались именно таковыми. [5,стр. 83] Однако древние греки, а вслед за ними и римляне, создавая пространства для обитания и деятельности людей, приспособленные к человеку и сомасштабные ему, никогда не забывали о том, что дом бога – храм, должен обладать другими качествами и другим масштабом, чем жилище человека. [5,стр. 85]

Масштаб может намеренно искажаться, если он используется с конкретной целью вызвать то или иное эмоциональное отношение к архитектурному объекту. Тогда масштаб является выразителем идеологической позиции архитектора и в самом общем виде может быть представлен в трех основных проявлениях: как обычный человеческий или антропологический масштаб, как несколько преувеличенный и придающий объекту особое звучание, близкое к категории «героического», торжественного и, наконец, гиперболизированный, преувеличенный масштаб, приближающийся к немасштабности («амасштабности»), что необходимо в том случае, если объект должен занять в системе пространственного окружения особое место, выделиться, приобрести особую информативность. [5,стр. 90]

Информация о работе Принципы построения композиции в разных видах искусства