Средства построения композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:03, реферат

Краткое описание

Основы композиции едины для всех видов искусств. Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель – достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 21.84 Кб (Скачать файл)

Средства построения композиции

 
Основы композиции едины для всех видов искусств. Создание любого объекта  предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная  этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими  элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она  направлена на поиск того важного  и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим  функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель – достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида:  

  1.  
    графические средства, или в целом графика
  2.  
    пластические средства, или пластика. 

 
Обратимся к каждому из этих видов. 

Графика

 
Используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы, графические  средства включают в себя такие компоненты, как: точка, линия, пятно (или тон) и  цвет. Раскроем художественные свойства каждого графического средства в  отдельности. 

  • Точка

 
Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая  в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость. 

  • Линия

 
По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в  одном координатном направлении (в  длину). Характер линейно-графической  формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер  «дает» тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш – боле светлую, свободного начертания. Перо – тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус – «жирную», «бархатную» и т.д. Строя линейно-графическую  композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий  разного исполнения. При работе с  компьютером проблема материала  и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые  линейно-графические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей. Сама задача определяется содержанием  композиции. Ее сложность обуславливает  самый широкий и глубокий выбор  линейно-графических форм. Важно  почувствовать и осознать необходимость  использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и  построив на их основе разные формальные композиции. При этом важно решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные  результаты. Далее представлены некоторые  виды линейно-графических форм. Они  показывают богатый арсенал композиционно-художественных возможностей линии.  
 
Это могут быть: прямая тонкая линия, карандашный штрих, узкоконечное перо, штрих кистью, круглое перо, толстый фломастер, тонкий фломастер, процарапанная линия, перо по "сырому", штрих палочкой, мягкий грифель, кисть с растровой доводкой, штрих "в полкисти", кисть "по сырому", протирка кистью, рельефная линия и множество других. 
 
Задача заключается в том, чтобы, во-первых, эффективно использовать этот арсенал с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых – достичь максимальной художественной композиции. Первая решается с помощью использования изображенных или созданных «своих» линейных форм. Вторая, более сложная, сводится к построению композиции, гармонично сочетающей эти формы. При построении возможно пространственное изображение геометрических фигур при помощи утончения или утолщения линий или их тональной (светотеневой) моделировки.  
 
Композиционной задачей может служить также передача при помощи линий эффекта переплетения фигур, их наложения друг на друга, расположения под углом к зрителю, перехода контурной формы в силуэтную форму и т.д.  
 
Самые сложные задачи – выявление линиями разного ритмического строя графической композиции, облегчение верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и др.  

  • Пятно

 
В отличие от точки и линии  пятно, как правило, заполняет большую  часть графической плоскости. С  использованием пятна значительно  расширяется палитра средств  построения графической композиции. В эту палитру включаются и  те многочисленные и разнообразные  формы тоновой графики, которые  получаются при использовании столь  же многочисленных и разнообразных  приемов ее разработки. Каждая такая  форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую, от светлого тона к темному и обратно, «размывка» - мягкими затеками и т.д. Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Разновидностью этой задачи может служить графически-тоновая разработка плоскости с передачей текстур разных материалов. Она предполагает не столько точное повторение материала, сколько передачу его характера – однородности, рисунка и цвета при четкости и легкости графического исполнения.  
 
Более сложная задача – гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально – плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Задание на объемно-пространственное изображение строится на основе использования разного рода «растяжек», «отмывок», светотеневых построений, доводок и штриховок. 
 
В принципе решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации – черной и белой накладной бумаги. Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет, журналов, проспектов и т. п. (коллажа).  
 
При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции. 

  • Цвет

 
С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое  средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической  формы. Он способствует достижению ее большей выразительности. 

Пластика

 
Пластические композиционные средства отличаются от графических средств  тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а  в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или  ином направлении обуславливает  разный его пластический характер –  линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом их этих видов пластических форм.


Информация о работе Средства построения композиции