Парадный портрет в творчестве Рокотова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я рассматриваю тему «Парадный портрет в творчестве Ф.С. Рокотова ». Целью курсовой работы является - проанализировать через творчество Ф.С. Рокотова его достижения в развитии портретного жанра, которые заключаются новым пониманием назначения портрета, т.е. передача внутреннего мира человека.
Задачи, с помощью которых решается данная цель:
1. Охарактеризовать тот период времени, когда творил художник, исторические события.
2. Познакомиться с ситуацией в которой находилось образование живописцев того времени, переменами в нём.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА……………………………...4
ГЛАВА II. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. С. РОКОТОВА…9
2.1 Новая композиционная форма……………………………………………..15
2.2 Особенности живописи Ф. С. Рокотова……………………………………17
ГЛАВА III ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ Ф. С. РОКОТОВА……………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Парадный портрет в творчестве Рокотова.docx

— 429.55 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА I. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ   XVIII ВЕКА……………………………...4

ГЛАВА II. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ  В  ТВОРЧЕСТВЕ   Ф. С. РОКОТОВА…9

2.1 Новая композиционная  форма……………………………………………..15

2.2 Особенности живописи  Ф. С. Рокотова……………………………………17

ГЛАВА III ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ  Ф. С. РОКОТОВА……………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

В данной курсовой работе я рассматриваю тему «Парадный портрет в  творчестве  Ф.С. Рокотова ». Целью курсовой работы является - проанализировать через творчество Ф.С. Рокотова его достижения в развитии портретного жанра, которые заключаются новым пониманием назначения портрета, т.е. передача внутреннего мира человека.

Задачи, с помощью которых решается данная цель:

1. Охарактеризовать тот  период времени, когда творил  художник, исторические события.

2. Познакомиться с ситуацией  в которой находилось образование  живописцев того времени, переменами  в нём.

3. Через творчество Рокотова раскрыть развитие портретного жанра и охарактеризовать его вклад.

В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Для основной массы населения этого периода времени получение образования было весьма проблематичным.

XVIII  - эпоха Петра I  -  сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парадный  портрет XVIII века

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции.

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне  XVII в. Персонажи торжественны и статичны.1

 В начале XVIII в. в России  работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во второй половине XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство уже не было простым ученичеством, как в начале века, оно стало быстрее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно сплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-патриотические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства.2 Основоположником исторического жанра в России был А. П. Лосенко (1737 - 73). Рано осиротевший крестьянский сын, детство он провел на Украине. Затем волею случая оказался в Петербурге, где сначала пел в придворном хоре. Затем, получив первые уроки у И. П. Аргунова, одним из первых закончил Академию художеств и прошел пенсионерство в Париже и Риме. В его творчестве появились черты классицизма, в котором во 2-ой половине XVIII в. сильны реалистические тенденции ("Владимир и Рогнеда", 1770, ГРМ; "Прощание Гектора с Андромахой", 1773, ГТГ). С подлинным мастерством писал Лосенко и портреты своих современников, причем в основном выдающихся деятелей русской культуры (портреты Ф. Волкова. ГТГ и ГРМ; А.П. Сумарокова. И.И. Шувалова, актера Я. Д. Шумского, все в ГРМ). На рубеже XVIII - XIX вв. выдающимся мастером исторической живописи был Г. И Угрюмов (1764 - 1823), в работах которого проявился рост общественного интереса к отечественной истории ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями", 1793-94; "Призвание Михаила Федоровича на царство", ок. 1800, обе в ГРМ, и др.).3

Ведущим жанром в российской живописи второй  половины  XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.4

    Новым явлением  в искусстве стала гравюра. Наиболее  известным мастером был А.Ф. Зубов.

Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным.  Развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотова  отличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.5

    В конце XVIII в. появляются  полотна со сценами из крестьянской  жизни (М. Шибанов, И. П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический портрет в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также как их предки из благородного сословия позапрошлых веков.6

Парадный портрет в XVIII веке -  это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств, для описания парадного портрета, свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ.

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII—XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

 Исторические портреты  военных в красивом мундире  всегда торжественны и создают  поднятое настроение у его  обладателей.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII—XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.

В годы, когда Антропов еще создавал свои портреты — точные, несколько сухие и тяжеловатые по живописи, — уже выступила, решительно утверждая новое понимание образа человека и живописных средств его воплощения, целая плеяда молодых мастеров второй половины XVIII века. В короткий срок эти мастера выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного им западноевропейского искусства.7

    Во главе этой  плеяды стояли Рокотов и Левицкий.

Федор Степанович Рокотов (1735/36—1808/09) принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений Антропова. Однако сравнение даже ранних произведений Рокотова со зрелыми произведениями Антропова совершенно ясно свидетельствует о наступлений нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях о человеческой личности. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи.8

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парадный  портрет  в  творчестве и жизни Ф. С. Рокотова

Первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием "Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире" (1757). Тогда же была написана картина "Кабинет И. И. Шувалова", известная по копии ученика Рокотова А. Зяблова (1779).9

Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Однако из недавно найденных документов стало известно, что Федор Степанович Рокотов по церковным записям был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину, и, скорее всего, был барским сыном (незаконорожденным ) и вырос в господском доме.

В 1957 году в конце сентября великий русский ученый и просветитель М.В.Ломоносов, весьма увлеченный в ту пору созданием картин в техники живописной мозаики, пишет письмо своему покровителю и доброжелателю, всесильному тогда вельможе графу И.И.Шувалову. В пиьме он просит скопировать портрет империатрицы Елизаветы Петровны для воспроизведения в мозаике "с самого лучшего", а поручить эту ответственную задачу Федору. Можно не сомневаться, что речь идет не о ком другом, как о Федоре Рокотове. 10

В начале 60-х годов XVIII века при непосредственном участии И.И.Шувалова - деятеля русского просвещения - начала работать Академия художеств. В это же время в Петербурге все шире распространяется молва о талантливом молодом российском художнике. Поскольку президентом Академии художеств стал доброжелатель и покровитель Рокотова граф И.И.Шувалов, художник получал возможность обрести наконец официально признанное общественное положение. Становление его как живописца, по сути дела, уже закончилось. Но все же он "по словесному приказанию Его превосходительства Ивана Ивановича Шувалова", как говорится в одном из архивных документов, был принят учеником в Академию. Произошло это в 1760 году. В ту пору в Академии еще не существовало столь четкого разделения различных рангов и званий, которое появится позже. И уже в 1761 году Рокотов упомянут в "Имянном списке" среди "академиков третьего класса", правда, без указанного жалования. Принят был Федор Степанович в академию не только затем, чтобы ему чему-то обучаться, сколько для того, чтобы в ней что-то преподавать.11

И.И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств,  всячески покровительствовал молодому художнику и по его "словесному приказанию" Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию. Успехи художника привлекли внимание, и вскоре он становится известен Двору. В 1762 году за большой парадный "Портрет Петра III" получает звание адъюнкта. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится "Портрет Екатерины II в коронационном наряде" (1763), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии, и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763).12

В 1760-х годах у Рокотова выявляется его особый стиль живописи. Он пишет камерные, кабинетные портреты, предназначенные для внутренних покоев. В отличие от парадных портретов, в работах  Рокотова костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона, как из старинного зеркала. Пристально изучая человеческое лицо, в портретах Рокотов отделяет все незначительное, но изображает детали, которые могли бы указывать на время написания портрета.13

В 1764 году в мастерской Рокотова при Академии художеств уже стояли десятки портретов, почти готовых, где мастер писал только лица, а его ученики дописывали фон. Так началась карьера модного портретного живописца, вышедшего из крепостных. В начале своего пути Рокотов много копирует старых мастеров и постигает секреты живописного мастерства.14

Информация о работе Парадный портрет в творчестве Рокотова