Искусство витража

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Глава I Искусство витража
1.1. История возникновения и развития витражного искусства..……...5
1.2. Современный витраж…………………………………………………8
1.3. Разновидности витража………………………………………………11
1.4. Технология изготовления витража…………………………………..18
2. Глава II Методика выполнения витража
2. 1. Подготовительные работы…………………………………………..29
2. 2.Технологическая карта……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………34
Литература………………………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по дпи.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

  2.Выбор клея или клеев. На этом этапе необходимо рассмотреть эксплуатационные требования, предъявляемые к клеевому соединению, и накопленный опыт работы с выбираемыми клеями. Это необходимо для того, чтобы убедиться,   что  конструкция   соединения   и  выбранный клей (или клеи) соответствуют друг другу.

  3.Выбор   оптимального   метода   подготовки   поверх­ности. Для выбранного клея необходимо рассмотреть все приемлемые методы подготовки поверхности склеиваемых элементов.

4.Изготовление клееных конструкций. Оно включает операции от нанесения клея до его отверждения в кон­тролируемых условиях.

5.Контроль качества и определение объема испытания образцов-спутников  для   гарантированного обеспечения надежности достижения требуемых характеристик в клеевом соединении.

 

 

 


Резка стекла

Стёкла режут специальными резцами – роликовыми ил алмазными стеклорезами. Режущим элементом роликового стеклореза являются колёсики из победитового сплава, которых может быть от 3-х до 6. Ролики имеют острую заточку. При проверке стеклореза необходимо обращать внимание на то, чтобы усилие, прикладываемое к нему при резке стекла, было небольшим. При больших усилиях происходит некачественная резка, да и стеклорез быстро выходит из строя.

Алмазный стеклорез состоит из деревянной ручки длинной 110-115 мм со стальной головкой, в середине которой серебряным припоем или стопорным винтом крепится осколок технического алмаза до 0,15 карата. Алмаз вставляется в головку по отношению к оси стеклореза по прямой линии или с отклонением на 20-220. Алмазы имеют форму призмы с 48 гранями. Для резки стекла используют 24 грани. При закреплении одного режущего ребра ослабляют стопорный винт на боковой стороне головки, резец поворачивают на 90 0 и вводят в действие другое ребро. Используя все 24 грани можно обеспечить качественную резку стекла до 10000 метров. При работе необходимо определить положение стеклореза относительно вертикали. При этом нагрузка на стеклорез должна составлять 80-150 г. Для откалывания отрезаемых участков на боковой поверхности стеклорезов имеются углублёния для стёкол различной толщины.

Стёкла с прямоугольными очертаниями могут нарезаться под линейку алмазным стеклорезом, со сложными криволинейными очертаниями – роликовым стеклорезом.

Сначала на рабочей поверхности необходимо сделать прорезь на незначительную глубину. Работая с алмазным стеклорезом, применяют линейку. Её кладут на расстояние 4 мм от линии надреза, что соответствует половине толщины головки стеклореза. На сторону линейки приклеивают изоленту или другой материал, повышающий сцепляемость  линейки со стеклом. При правильно установленной линейке на стекле режущая кромка ролика или алмаза оказывается на отмеченной линии.

Прижимая левой рукой линейку к стеклу, в правую берут стеклорез между указательным, большим и средним пальцами, при этом безымянный упирается на поверхность стекла. Стеклорез должен находиться строго перпендикулярно к плоскости стекла, а товарный знак – на головке с правой стороны.

Режут стекло лёгким нажимом, перемещая стеклорез по линейке к себе. Необходимая нагрузка на стекло определяется по характерному жужжащему звуку. Более высокие нагрузки на стеклорез приводят к преждевременному его износу. Если во время резки стекла раздаётся неприятный резкий звук, значит, зерно алмаза идёт неправильно, оно только царапает, а не режет стекло.

Во избежании преждевременного износа режущего элемента рекомендуется при подходе к концу надреза на расстоянии 3-5 мм уменьшить нажим на стеклорез и не допускать его  резкого схода.

Качественной резки можно достичь, если провести по линиям надреза губкой, смоченной в керосине. При этом на стекле появляется тонкая, едва заметная прорезь. Широкая светлая полоса со следами стеклянной пыли или мелких осколков является признаком некачественной резки. Это происходит вследствии затупления режущего элемента или затупливания ролика. Куски стекла при таких царапинах отламываются вне линии реза. После окончания резки, пока стекло ещё теплое, его необходимо отломать. Если стекло остынет, отламывать лишние кромки намного труднее, а линия надреза окажется неровной. После надреза стекло кладут на край стола так, чтобы отрезаемая часть выступала за край. Стекло прижимают линейкой к столу, в правую руку берут отрезаемую часть стекла и делают движение на разрыв и вниз на излом. При резке криволинейных участков необходимо производить лёгкое постукивание головкой стеклореза по участкам стекла, примыкающим к линии надреза, начиная от конечного участка до появления трещины на нужной линии.

 

 


                                    2. Глава II

                       2. 1. Подготовительные работы

 

         Работы по созданию витража начинаются с подготовки эскизно­го рисунка, который может быть выполнен самим исполнителем, ис­ходя из его вкуса, или скопирован с готовых витражей. Рисунок не должен быть слишком насыщен контурными линиями и содержать скруглений и малых углов при пе­ресечении. Необходимо помнить, что радиусы скруглений не долж­ны быть меньше 15-20 мм, а ост­рые углы - 15-20°. При меньших значениях резко повышаются труд­ности выполнения работы. Рацио­нальная длина витража - один метр. Рисунок может содержать од­нотипные правильные геометри­ческие фигуры или составлен из элементов растительно-декоратив­ного орнамента. При выполнении растительного орнамента возмож­но использование расписного стекла, при геометрическом орна­менте - цветного, имеющегося в продаже. Размер витража должен быть четко установлен по поса­дочному месту.

       Размер выверен. Берется картон или ватман и на него в натураль­ную величину, по клеткам, нано­сится рисунок. Если витраж с по­вторяющимися геометрическими фигурами, то они вычерчиваются чертежным инструментом. Если он предназначен для установки на де­коративную решетку, то под решет­ку подкладывается картон или ват­ман и на него наносится рисунок решетки путем обвода карандашом всех элементов. Габаритные разме­ры рисунка должны быть на 2-3 мм меньше размеров посадочного мес­та. Линии на рисунке аккуратно прочерчиваются тушью. Произво­дится нумерация всех фрагментов с обозначением цвета стеклянного фрагмента. Определяются места стыковки пересекаемых элементов арматуры. Максимальная длина элементов соответствует длине ги­бочного приспособления.

     Картон прикрепляется к рабо­чему столу. Если рисунок витража состоит из повторяющихся фигур, то снимают на кальку контуры, по которым вырезают саму фигуру и шаблон для вырезки стеклянного фрагмента. Размеры шаблона дол­жны быть меньше размеров фигу­ры на 5 мм. Форму и размеры шаб­лона проверяют по рисунку витра­жа. При изготовлении витража со сложным рисунком фрагменты сте­кол вырезают непосредственно по рисунку. Для этого берется отрезок цветного стекла и накладывается на фрагмент рисунка с обозначени­ем того же цвета таким образом, чтобы сохранить отрезаемую часть стекла максимальной, а отрезае­мые на выброс участки были бы минимальными. Работу начинают с крайнего углового фрагмента и затем двигаются последовательно по рисунку. После наложения стекла на рисунок перьевой авто­ручкой наносят на стекло контур фрагмента. Наносимая линия дол­жна отступать от середины кон­турной линии рисунка на 1 мм. Стекла с нанесенными линиями укладывают горизонтально и дают просохнуть чернилам. По ним вы­резают стеклянные фрагменты витража. При резке стекол необхо­димо обеспечить соответствующее освещение, чтобы линии хорошо просматривались в процессе рез­ки. Вырезка стеклянных фрагмен­тов правильной геометрической формы производится по шабло­нам. Правильность выполнения проверяют, накладывая фрагмент на рисунок.

         После вырезки всех фрагментов необходимо скруглить их края на лежащем наждачном камне. Наре­занные стекла кладем стопкой, между ними прокладываем бумагу.

На картон по контуру рисунка витража устанавливается ограни­чительная деревянная рамка и при­крепляется к столу. Внутренние размеры рамки на 2,5—3 мм мень­ше размеров посадочного места. Внутри этой рамки производят сборку витража.

        Замеряют протяженность кон­турных линий рисунка и проверя­ют размеры, количество заготовок. В зависимости от конструкции ко­личество заготовок различное. Максимальная протяженность заго­товок при ручном изготовлении элементов не должна превышать 300-350 мм. Протяженные прямо­линейные линии делят на равные участки.

 

 

 

 

                    2.2.Технологическая карта

Д

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты приспособления

1

2

3

4

5

1

1

Берём лист стекла (основание) по размеру окна с учётом припусков (315мм х 515мм)

 

Сантиметровая лента, угольник.

 

2

Подготовим эскиз в натуральную величу

 

Бумага, цветной карандаш.

 

3

Прикрепим эскиз с обратной стороны к стеклу

 

Бумага

 

4

Обезжирим поверхность стекла

 

Спирт нашатырный, ватный тампон

 

5

Нанесём контурный рисунок

 

Маркер или тушь

2

6

Берём 2-й лист стекла и разрезаем его на кусочки

 

Стеклорез

 

7

Выбираем из битого стекла кусочки прямоугольной формы для центральной части рыбки

 

 

 

8

Окрашиваем кусочки прямоугольной формы жёлтым цветом

 

Масляная краска, кисть

 

9

Даём кусочкам стекла высохнуть (4 ч)

 

 

 

10

Выбираем из битого стекла кусочки треугольной формы для плавников и хвоста

 

 

 

11

Окрашиваем кусочки треугольной формы жёлтым цветом

 

Масляная краска, кисть

 

12

Даём кусочкам стекла высохнуть (4ч)

 

 

 

13

Выбираем из битого стекла кусочки овальной формы для рта и глаз

 

 

 

14

Окрашиваем кусочки овальной формы: рот – красным, глаза- синим

 

Масляная краска, кисть

 

15

Даём кусочкам стекла высохнуть (4ч)

 

 

3

16

Берём основание стекла, контуры водорослей окрашиваем в зелёный цвет

 

Бриллиантовая зелень, кисть

 

17

Весь оставшийся фон основания окрашиваем в синий цвет

 

Синий стержень, кисть

 

18

Даём стеклу высохнуть

 

 

 

19

Проконтролируем форму, размер, качество окрашивания стёкол

 

 

4

20

Сделаем примерочный набор витража.

 

 

 

21

Цветные стёкла выкладываем точно по эскизу

 

 

5

22

Готовим тару для раствора

 

Флакон из-под шампуня

 

23

В пробку из-под шампуня вставляется пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм

 

Пластмассовая трубка

 

24

Проконтролируем герметичность тары

 

 

 

25

Готовим раствор

 

Цемент, песок, клей ПВА

 

26

Соединяем раствором основание стекла с битыми стёклами по рисунку

 

Раствор, кисть, флакон из-под шампуня

 

27

Аккуратно и тщательно зальём пространства между кусочками цветного стекла

 

Раствор, кисть, флакон из-под шампуня

 

28

Проконтролируем качество изделия

 

 

 

29

Покрасим бесцветным лаком изделие

 

Лак, кисть

 

30

Произведём окончательный контроль качества изделия

 

 

 

 

 

 


 

                                        Заключение.

 

              Слово «Vitrage» переводится как стекло, но не просто  стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых  и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание.

              Магия цветного стекла известна давно. Еще туземные племена, очарованные сверканием цветного стекляруса, меняли его на золото. А в середине века в грандиозных готических соборах доверчивые обыватели, завороженные сверкающей игрой цветного света под высокими куполами , впадали в состояние религиозного гипотеза.

              В период Возрождения талантливые художники, усовершенствуя технологии окраски стекла, добивались новых тонких оттенков и яркости  цвета. Витражи стали живописными сюжетными картинами. И витраж перебрался в частное жилище, насыщая цветом убранства домов аристократов.

              Эпоха расцвета модерна стала для витража благодатным временем. Орнамент приобрел «текучесть», линии стали изгибаться, цветовая палитра усложнялась. А витражи стали использоваться в качестве  межкомнатных перегородок, внутренних дверей, в плафонах люстр и даже стали частью потолка, образуя  как бы потолочное  цветное окно.

              Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники.

              Витраж являясь прекрасным украшением, попадая в обстановку дома становится и предметом функциональным: перегородки  в комнате, раздвижные   и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как  правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведения  искусства со временем только возрастает.

              Использующий витраж предметы интерьера приобретает новые оригинальные формы. Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением. Проект даст возможность учителям и учащихся украсить учебный класс школы и приобщаться к интересному и оригинальному мастерству.

 

             

 

 

 


                         Литература

 

1.      Карабанов.В.В      Витражи, светильники, рамки. м: Профиздат.2004

2.      Клеящие  материалы. Справочник под ред.В.П. Батизате.

Информация о работе Искусство витража