Игра как явление традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_NKhT.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

Согласно  теории, разработанной Д. Элькониным, детские игры можно разделить на следующие группы:

  1. Игры-общения - это первые игры маленького человека, который через игру вступает в общение с внешним миром, учится говорить, ходить.
  2. Игры-подражания - в  них  ребенок имитирует услышанное и увиденное: лай собаки, крик птицы, гудки...  Ребенок подражает другим тем самым, приобщаясь к тому миру, который его окружает. Возникает чувство самосознания.
  3. Игры-эксперименты - в этих играх ребенок становится исследователем, он анализирует предметы и явления. Это происходит в процессе развития отвлеченного мышления.  Ребенок-экспериментатор рвет бумагу, открывает и закрывает ящики, копается в песке, купаясь в ванне, пытается утопить резиновую игрушку... Тем самым он открывает принципы строения, связи явлений, развивает творческое, ассоциативное мышление.
  4. Игры творчество - в этих играх уже во всем блеске проявляется фантазия и воображение ребенка. Он проявляет творчество и самодеятельность как результат активной внутренней деятельности. Ребенок играет в символические игры (солдатики, разбойники, дочки-матери), которые становятся целыми театральными представлениями. В них ребенок воспроизводит и репродуцирует впечатления жизни.

Также детские  игры можно разделить на следующие  виды:

  1. Игры-манипуляции, являющиеся начальной формой игровой деятельности;
  2. Сюжетные игры, в которых ребенок пользуется многими средствами выражения: речью, мимикой, действием, жестом и соответствующим роли отношением;
  3. Подвижные игры,   близкие   к   драматизированным, имеющим правила;
  4. Дидактические, которые являются одним из действенных средств умственного развития детей.

И. Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме:

  1. Пальчиковые игры, в которых движения пальцев соединяются с короткими ритмичными стихами, которые произносит взрослый.
  2. Драматические, в основе которых лежат действия, развивающиеся в диалоге персонажей. Это маленькие пьески, персонажами которых могут быть и люди, и животные. Эти игры сопровождаются пантомимой.
  3. Состязательные, которые отличает установка на победу, утверждение превосходства. В них распределение ролей происходит с помощью жеребьёвок, считалок.
  4. Хороводные и орнаментальные в основе которых лежит коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются по кругу ритмическим шагом, под пение. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия.

Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр  многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.  ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

 

2.1. Народная игра в системе этнопедагогики

 

Важнейшей стороной игровой культуры является утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как к средству развития и воспитания человека. У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры is воспитании. Наши предки прекрасно понимали, что именно игры, игрушки закрепляют навыки (отсюда – мальчишеские сабли и девичьи куклы), дают толчок к дальнейшему развитию характера, склада ума и будущего призвания.

Вообще  сам термин «народная педагогика»  введен в практику К.Д. Ушинским, а  смысл его уточнил Г. Виноградов: это есть «представления, взгляды  на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения».

Мир детства  невозможно представить себе без  игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка. Народные игры присутствовали в жизни детей всех сословий, от крестьянства до дворянства.

Детская народная культура, в том числе  культура детской игры, возникла и развивалась в среде культуры взрослых. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, а с другой – дети удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившихся обстоятельств, но оставалось притягательным для младших поколений.

Одно  из главных положений русской  народной педагогики – осмысление детства, как времени игры, а игры – как средства подготовки к будущей жизни.

Ребенок до семи лет в русской деревне  воспитывался весьма своеобразно. Считалось, что он – существо глупое, неразумное, и учить его – просто не имеет  смысла. Но при этом ребенка ненавязчиво  приучали к мысли, что ему прилетел в жизни много трудиться. Взрослые внушали, что труд – это радость и удовольствие. И это вкладывалось в ребенка через своеобразную игру «в труд», а также поощрением любого желания ребенка включиться в работу. К примеру, отец играл с малышом «в охоту», мать поощряла стремление ребенка проявить заботу о домашних животных, бабушка помогала возиться с пряжей и т.д.

Взаимоотношения детей и родителей строились  на любви и ласке. Детей никогда  не наказывали, ибо считалось это  делом бесполезным: учи - не учи, толку  не будет. Поэтому детям разрешалось очень многое, что удивляло иностранцев, например.

Главным занятием ребенка до семи лет была игра, она составляла основную форму его бытия, заполняла всю его жизнь, в игре реализовывались стоящие перед этим возрастом задачи физического и психического развития.

Через игру дети обучались бегу, тренировали память, внимание, приобретали навыки общения, знакомились с новыми понятиями, получали информацию о мире, его радостях и горестях.

Игры  детей разных возрастов отличались, что объяснялось естественным развитием  ребенка.

С ребенком грудного возраста играли мамушки и нянюшки, устанавливая с ним прежде всего эмоциональный контакт.

С двух-трехлетними – играли старшие девочки – «пестуньи», «няньки». Главной целью этих игр было – позабавить малыша.

В четыре-пять лет ребенок начинал играть в игры-ловишки, где основной задачей было формирование физических качеств ребенка.

Позже игры усложнялись, в них начинали превалировать  жесткие правила, которые были обязательны к исполнению. Отрочество, и даже юность были пронизаны игрой.

В условиях традиционной игровой культуры обеспечивалось воспроизводство игровых традиций, своеобразное возвращение к некоторым  играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием  собственных детей и внуков, передачей  им традиций.

В играх  проявлялись и формировались  определенные ценностные ориентации, типы групповой дисциплины, коллективного поведения. Игровая культура, как подчеркивает В. Григорьев, «укрепляла внутриобщинные и впутриэтнические связи».

Народная  игра всегда была важнейшей школой жизни, ведь нет такого качества человека, которое бы не развивалось в народной игре: воображение, фантазия, логика, интуиция – все это развивалось в первые годы жизни. В более позднем возрасте, в коллективных играх, в ребенке формировались чувства ответственности и коллективизма. Игры всегда воспитывали мыслительную активность, ибо играя, нужно действовать живо, энергично, осмысленно и целеустремленно. Неукоснительное соблюдение правил учило ребенка гражданственности, – ибо сначала чтят законы игры, а потом – и законы государства.

Необходимость использования  богатейшего педагогического опыта  в народных подвижных играх предопределяется тем, что результаты такой работы помогут проследить переменчивость форм, методов и средств воспитания, а также определить закономерности, связанные с изменением социально-экономических  факторов жизнедеятельности общества, создавая предпосылки для пополнения современной теории и практики физического  воспитания адекватными элементами этнопедагогики.

Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания дошкольников. У детей, благодаря  этим играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная  основа для развития патриотических качеств и уважение к людям  других национальностей.

Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут  в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом  жизни того или иного народа, с  его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые  народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д.

Приоритет педагогического  аспекта, при этнопедагогическом изучении игр усиливает и то, что к изучению привлечены школьники. Там же, где приходится иметь дело с детьми, необходим учет психолого-педагогических условий и требований. Школьники способны лишь к частичному участию в коллективном исследовании, возглавляемом и контролируемом специалистами. Распределив участки работы, коллектив может охватить изучаемый объект достаточно полно. В коллективе создается дух соревнования, увлекающие ребят веселые игровые формы работы («разведка» игр, «наблюдательные посты», «рейды», «аукционы игр» и др.), хорошо соответствующие их возрастным потребностям и возможностям и в то же время наиболее адекватные объекту изучения – игре.

 

2.2. Игровые формы народной праздничной культуры

 

Основой традиционных праздников являются обряды, ритуалы, которые невозможны без игрового элемента. Поэтому игры были неотъемлемой частью праздников, каждый из которых имел свои атрибуты, свои песни и словесные формулы, но их объединяло и много общего. Так, практически все народные праздники включали в себя молебен и крестный ход, уличное гуляние и катание на лошадях, длительные трапезы с обилием еды, а также пляски и игры.

К празднику русские люди относились с большим уважением. Почитали за грех работу в этот день, проводили его в праздности. По заранее к этому приготовившись: убрав и выбелив дом, вычистив все углы и выстирав половики и занавески, приготовив хмельное и съестное. Вот, сделав все эти приготовления, предки наши надевали на себя лучшие одежды и выходили на улицу – других посмотреть и себя показать. Праздник сближал людей, давал им чувство уверенности, позволял выразить себя творчески, показать свою удаль. Праздник, помимо всего прочего, помогал молодым людям открыто знакомиться, присматриваться друг к другу под строгим и взыскательным присмотром стариков.

Праздник – временной отрезок, свободный от труда и повседневных будней, ознаменованный отправлением различных событий личной или общественной жизни.

Все праздники имеют единую многоступенчатую последовательность, так как справляются из года в  год, из века в век в определенном порядке и делятся на главные, великие, малые и полупраздники.

Следовательно  – праздник – это значительный общественный акт, который является важной первичной формой человеческой культуры.

В свою очередь, обряд  – совокупность утвердившихся в народе условно-символических традиционных действий, сопровождающих важные моменты личной жизни и производственной деятельности человека. В словаре русского языка «обряд» трактуется как ритуал, церемония, совокупность основных традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений.

Все праздники, обычаи и обряды принято делить на следующие две  группы:

  • календарно-земледельческого круга или годового цикла;
  • семейно-бытового назначения или социальные.

Праздничный народный календарь  имеет круговой цикл, и начинается с зимнего солнцеворота, когда «хоть на воробьиный скок, по прибывает денек», – 25 декабря. По старому календарю это и был праздник Рождества, корни которого – в дохристианской культуре. С этого дня начинались колядования.

Необходимо отметить, что  святки по всей России считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми они были в деревнях северных и  среднерусских губерний Европейской  России, а также в Сибири. В  западнорусских и южнорусских губерниях  их празднование было более сдержанным и спокойным.

На Святках пелись песни  преимущественно аграрно-магического  назначения. Это песни-гимны в  честь воскрешения новой жизни  и отступления смерти (представляемой в виде белой страшной зимы – Марены). В них славился рост всего: рода, урожая, живности и пр. Пелись они в разные дни двухнедельного празднования, по преимуществу под Новый год. Обычно они состояли из зачина, пожелания и концовки, в которой были заклинательные слова. Эти песни называют «колядки», «виноградья», «овсени» («авсени»), «щедровки» и т.п.

«Колядки» пелись на Васильев вечер, адресовались хозяевам дома, а также отдельно хозяйке и ее дочери или отцу семейства и сыну и т.д. Наиболее древние, языческие песни колядок связаны с темой магического роста природы и живности, позднее вобрали в себя и религиозные сюжеты.

Информация о работе Игра как явление традиционной культуры