Игра как явление традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_NKhT.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

Традиции  предписывают, чтобы игра проводилась  в определенных условиях, которые  называются игровым пространством  и игровым временем.

Игровое пространство – особым способом организованное пространство (это может быть клочок асфальта с нарисованными на нем «классиками»), с условными обозначениями я специальной атрибутикой.

Игровое время – время, свободное от хозяйственной, полезной деятельности человека.

Игра  требует обязательных компонентов, которыми являются: определенные символы (например, мяч), игровые термины  и тексты, а также традиционные игровые сюжеты.

Игра, несмотря на всю свою условность, – все же реальное действие. Но это особый слой реальности, в которой действия близки к действиям в ирреальных слоях. Как отмечает Д. Эльконин, под игрой понимается двойственность, одна из типичных черт игры, в которой ребенок, преображаясь сам, преображает вовлекаемые в игру предметы и действует с ними, опираясь на те значения, которые он сам же им придал.

В играх  дети проходят подготовку к будущей  деятельности, главным образом социального  характера; в игре «ребенок овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития».

Сила  игры – в её всеобщности, универсальности, и способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека.

Игра  закладывается в социальном поведении  человека как возможность и необходимость  его развития, как особая форма  проявления ориентировочно-исследовательской деятельности, как элемент социальности. Игра – компонент становления социального человека, развивающегося в деятельности.

У любой игры существуют ряд функций. Называем наиболее важные:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики;
  • коммуникативная функция игры;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры.

В играх  из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что песет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Поэтому игры так любимы людьми. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет».

 

    1. Классификация народных игр

 

Чтобы игры стали подлинным организатором  жизни людей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.

Существуют  игры, рассчитанные на конкретный возраст, есть игры без возраста. Игры можно  разграничить по вопросу:

  • «игры - для того, чтобы» - для взрослых
  • «игры - потому, что» - для детей.

Сложность классификации игр заключается  в том, что они как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой формации.

Игры  с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для  анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для  развлечения и т.д. Игры с одинаковыми  правилами, информационной базой могут  быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в  моделируемых ситуациях, в четвертом  – для развлечения и т.д.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классифицировать  игры — это создать (соединить) порядки  игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация  игр должна позволить ориентироваться  в их многообразии, дать о них  точную информацию.

Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д. Покровский, который разделил игры на:

  • жребий и наказание;
  • игры с игрушками;
  • игры с движениями;
  • игры хороводные;
  • игры с веревочкой;
  • зимние игры;
  • домашние игры.

В работе русского педагога и психолога П.Ф. Каптерека «О детских играх и развлечениях» (1898) также предпринимается попытка упорядочить игровые проявления детской жизни.

В 30-х  годах собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс сделал попытку классификации игр, разбив их на три вида:

  • игры драматические;
  • спортивные;
  • орнаментальные.

Драматические игры восходят к театру. Их специфика  определяется наличием художественного образа и драматического действия. Одним из видов драматических игр являются производственные игры (охотничьи, скотоводческие, земледельческие). В этих играх присутствует сюжет — отыскивание и ловля животного, уход, хищение и обмен животными, возделывание поля, уборка урожая.

Другой  вид драматической игры - бытовые  игры. Это игры, отображающие как «внешний», так и «внутренний» быт, т.е. общественный и семейный. Среди «общественных» — игры в войну, которые постепенно схематизируясь, превратились в «городки», карты, шахматы, где игроки заменены на символы.

Спортивные - самые многочисленные, они направлены на формирование различных физических умений и умственных способностей.

Особенность орнаментальных игр связана с  их хореографическим характером. Этот тип игр представлен различного рода хороводами. В хороводах есть черты драматизма, это обусловлено тем, что многие из них восходят к культовым ритуалам, содержат имитацию рабочих движений: посев, уборка и т.п.

В современной  педагогике принято различать игры на:

  • предметные,
  • сюжетные,
  • подвижные, 
  • дидактические.

Сюжетные, в свою очередь, разделяются на ролевые, режиссерские и игры-драматизаиии. Однако такой подход не охватывает весь спектр игровой практики.

Детский психолог Стем разделил игры на индивидуальные и коллективные.

  • Индивидуальная игра включает в себя совершенствование физической деятельности (бег и прыжки, превращение предметов и людей через разного рода перевоплощения).
  • Коллективная игра — это имитация и борьба.
  • Другой детский психолог, Шарлотта Бахлер, разделила игру на:
  • функциональную, использующую сенсомоторный аппарат ребенка,
  • игру-фантазию,
  • пассивную игру (типа просматривания книг, игру в конструирование).

Интересна попытка классификации игр, предпринятая А. Гоммом. Он разделяет игры на:

  • свадебные - построенные на ухаживании и любви;
  • игры «в крепость»;
  • погребальные игры;
  • земледельческие;
  • торговые;
  • религиозные;
  • игры с угадыванием;
  • подражание спорту;
  • подражание животным;
  • игры с ведьмами и похищением детей;
  • рыболовные;
  • борьба и состязание;
  • игры с пением и танцами;
  • игры в прятание и поиски;
  • игры с мячом.

Как видим, эта классификация дана вообще без  всякой логики.

Наилучший системный  подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры:

  • «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
  • «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
  • «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Попыток классификации  игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал. В педагогической энциклопедии читаем: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.

Можно принять  за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, или на три большие группы:

  • Игры с готовыми «жесткими» правилами.
  • Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
  • Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Данное деление  частично условно, так как практически  в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил. Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).

К внешним признакам  игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

  • собственно детские игры всех видов;
  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действа;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования,  состязания,  противоборства,  соперничества,
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • свадебные обряды, игровые обычаи;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады;
  • игровые аукционы.

С этой позиции  можно разделить все детские  игры на следующие виды:

  1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
  2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.
  3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
  4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

При любой  классификации игр, в том числе  вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр  неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как  неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

Признано, что играть ребенок начинает примерно с трех месяцев, когда начинается активная мозговая деятельность. «Развитие  игровой деятельности теснейшим  образом связано со всем ходом  развития ребенка. О возникновении  игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами».

Информация о работе Игра как явление традиционной культуры