Игра как явление традиционной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ
1.1. Игра как вид человеческой деятельности……………………………. 5
1.2. Классификация народных игр
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
2.1. Народная игра в системе этнопедагогики
2.2. Игровые формы народной праздничной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_NKhT.docx

— 80.80 Кб (Скачать файл)

Семик – это четверг на последней недели перед Троицей (она празднуется на пятидесятый день после Пасхи). В этот день совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Семик – преимущественно (а в северных местностях исключительно) девичий праздник. В Поволжье к этому дню в деревнях идет девичья складчина, собираются яйца, пекутся лепешки. Утром девушки собираются и отправляются в рощу, на берег речки завивать березку, «играть песни» и пировать. На березку вешают венки, по которым загадывают о своей судьбе. Вслед за пирушкой начинают водить хороводы. Семицкие хороводы отличаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке». В Вологодской области Семик более известен под именем Поляна. Это связано с тем, что все приуроченные к нему обычаи справляются на поляне.

Зелень и цветы составляют отличительные признаки празднования Троицына  дня; повсюду на Руси церкви и дома украшались ветками березок – как в деревнях, так и в городах. В Новосибирской, Томской и Омской областях еще до начала ХХ века крестьянки, выбрав на Семик и срубив кудрявую березку, наряжали ее в самое лучшее платье.  Ставили в клеть до Троицы, а затем с песнями уносили к реке, где ее топили. В Орловской области в Троицын день «молят каравай», испеченный из муки, которую приносили все без исключения девушки: шли с ним в рощу и пели над ним семицкие песни. На Псковщине до сих пор существует обычай «глаза у родителей прочищать». Сам обычай заключается в том, что могилы обметают пучками цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Во многих областях России именно на Троицу проходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

После Троицы главным летним праздником в народе считался Иванов день, называемый в просторечии Иваном Купалою. Словами стариной песни  так определяется значение этого  праздника.

Как у нас в  году три праздника:

Первый праздничек –

Семик честной,

Другой праздник – Троицын день,

А третий – Купальница.

В славянском мире, у всех без исключения народностей купальские праздники не утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обычаев и обрядов, в  большинстве случаев служащие забавой  для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения.

Иванов день, отмечавшийся русскими крестьянами в XIX – первой четверти ХХ века, был отголоском древнеславянского праздника в честь солнца. Частично картина этого праздника сохранилась в памятниках литературы XVI – XVII веков.

Из собираемых в канун  Купалы травяных зелий пользуется особым уважением купаленка (желтоголов) и  цветок Иван-да-Марья. Кроме целебных трав, в ночь под Ивана Купалу народное суеверие советует искать и  такие «лютые коренья» и «злые  былия», как  любисток-трава, перелет-трава, разрыв-трава. Перед силой последней не в силах уцелеть ни один замок, как бы не был крепок.   

На Ивана Купало в древности в честь бога-огня, бога-солнца, бога-грома зажигались во время летнего солнцестояния праздничные огни. В купальских празднествах и теперь самым ярким по окраске обычаем является некогда осуждавшиеся наравне с идолослужением «возжжение купальских костров».

В Смоленской, Брянской областях накануне Аграфены-Купальницы (6 июля) деревенские девушки собирались беседу и толкли ячмень в ступе, сопровождая эту несложную работу песнями. Утром на Аграфену из этого ячменя варили обрядовую кашу, а съедали ее вечером, когда все участвовавшие в пирушке бежали на речку – первый раз купаться. Во Владимирской, Липецкой и Рязанской областях перед зажигание костров девушки парились в бане со свежими вениками, связанными вместе с душистыми лесными травами. Общее купание с песнями сохранилось далеко не по всей России, но вода (омовение) и огонь (очищение) до сих пор неразрывно связаны в купальских празднествах, как и в начале XIII века.

За три дня до Троицы, в четверг, ломались ветки различных  пород деревьев. Причем в разных районах предпочтение отдавали разным веткам. Так например, в районах с украинским населением – липе.

В Губкинском и Яковлевском районах вместо «кукушки» на Семик срубали березку, которую украшали как девушку, водя вокруг нее хороводы.

На Троицу девушки разменивались  одеждой, украшениями, водили танки  и карагоды. В ряде мест устраивали похороны «кукушки».

Праздник Ивана Купалы в нашей области был сродни «Чистому Четвергу». Так, в селах  Красненского района в канун праздника  парились в бане в отваре кореньев травы «купальницы» и цветка «Иван-да-Марья». В Яковлевском районе девушки купались в отваре крапивы.

Летние гулянья заканчивались  на Петров день, с которого начиналась полевая страда.

Особенностью нашего региона  является и то, что игры и гулянья проводились на Медовый спас, или Маковей. В этот день обязательно разыгрывали хороводные игры.

В каждом белгородском селе, помимо праздников годового цикла, проводились  и престольные праздники, в день того святого, в честь которого был  назван сельский храм. В этот день проводи – лось всеобщее гулянье, с обязательными карагодами и танками. Если храм был один на несколько сел, то сходились «на гранях», на границе сел, где и проводились совместные игрища.

На Митров день (8 ноября) в некоторых селах Ровеньского, Ракитянского районов выявлены особенности празднования, которые связаны с древним культом растений; именуемый Вишенье. В этот день девушки «завивали» ленточки на вишне. До самой весны они красовались на ветке, по коим могли судить быть или не быть девушке в этом году выданной замуж. Если ветка зазеленеет – все для девушки сложится удачно, а если засохнет – «сидеть у девках еще год».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях современного образования традиционная игра рассматривается прежде всего в качестве важного средства приобщения к истокам национальной культуры. В последние годы усилиями учёных (лингвистов, этнографов, психологов, педагогов) осуществляется поиск способов приобщения к этнической культуре, историческим традициям жизни, быта этноса. Традиционная игра имеет то преимущество, что делает это рефлексированно, раскрывая перед нынешними поколениями «сумму минувших в культурном отношении» (В.О. Ключевский).

Такой подход к традиционной игре стремится закрепить  за ней функцию трансляции этнического  опыта, этнических констант. Традиционная игра в своём современном виде, в котором подчас этнически важный сюжет обобщён в правило, выступает  фактором построения обобщённого, универсального образа мира. Компоненты образа мира, представленные современному ребёнку в традиционной игре — это уже компоненты универсального порядка. Обеспечивая колоссальную плотность упаковки многообразных, не только этнически значимых сведений о мире, традиционная игра демонстрирует  возможности амплификации образа мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Агамова, И. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар / И. Агамова, И. Слепцова, И. Морозов. - М., 1995.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М., 1987.
  3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – СПб., 1998.
  4. Ветрова В.В. Ладушки, ладушки…(игры для детей и родителей). – М., 1995.
  5. Детские народные подвижные игры. Кл. для воспитателей дет. Сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – 2-е изд. дораб. – М., 1995.
  6. Григорьев, В.Н. Народные игры и традиции в России / В.Н. Григорьев. - М.,1994.
  7. Забылин, М.  Русский народ: обычаи, обряды, предания. Суеверия / М. Забылин. – М., 1996.
  8. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь  и нравы великорусского народа / Н.И. Костомаров. – М., 1991.
  9. Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях своего народа: Методическое пособие / Л.В. Кокуева. – М., 2005.
  10. Кукушин, В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие / В.С. Кукушин.- Моска-Воронеж, 2002.
  11. Морозов, И. Мир традиционной народной игры / И. Морозов, И.Слепцова. - М., 1996.
  12. Науменко, Г.М. Этнография детства / Г.М. Науменко. – М., 1998.
  13. Петров В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М., 2001.
  14. Покровский Е. И. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 1996.
  15. Хейзенга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга.- М., 1992.
  16. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб., Искусство, 2000.
  17. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994.
  18. Эльконин Д. Психология игры. – М., 1978.

 

 


Информация о работе Игра как явление традиционной культуры