Занимательные занятия с красками (графическими, пластическими материалами) в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить влияние нетрадиционных техник на развитие изобразительной деятельности дошкольников. Задачи:
1) изучение научной литературы по проблеме организации и проведения работы по развитию изобразительного творчества в рисовании.
2) разработка форм и содержания занимательных занятий по использованию нетрадиционных техник в живописи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………….
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) ………………………………………………6
О природе детского рисования ………………………………..………………9
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности…………………………………………………………..……….13
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами……………………………………………………………….…..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсач на инет.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С КРАСКАМИ (ГРАФИЧЕСКИМИ, ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ) В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………….

    1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) ………………………………………………………………………………6
    2. О природе детского рисования ………………………………..………………9
    3. Рисование красками как вид художественно-творческой  деятельности…………………………………………………………..……….13
    4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами……………………………………………………………….…..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Об эстетическом воспитании дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, С.М. Каган, П.М. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Г.И. Хризман и др.).

 В психологических  и педагогических исследованиях  вскрываются особенности умственного,  эстетического развития детей  в дошкольном возрасте, в том числе в ходе изобразительного творчества.

 Изобразительная деятельность  имеет большое значение в решении  задач эстетического воспитания, так как по своему характеру  является художественной деятельностью.  Специфика занятия изобразительным  творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

 Каждый вид изобразительной  деятельности, кроме общего эстетического  влияния, имеет свое специфическое  воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

 В современных педагогических  и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

 В работе Запорожца  А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н.  установлено, что дошкольники  способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в обратной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развиваются умения самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

 Отсюда вытекает  необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

 Эта проблема актуальна  на сегодняшний день. Это подтверждается  тем, что работа по рисованию  в современных условиях педагогического  процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей ЗУН по рисованию.

 Для понимания значения  рисования, использования рисования  в качестве занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет - характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в рисунке имеет значение композиция, ритм цветовых пятен.

 Цвет в рисунке  - наиболее яркое средство, привлекающее  внимание детей, эмоционально  воздействующее на их чувства  (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.

Цель – изучить влияние нетрадиционных техник на развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Предмет – изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Объект – дети старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) изучение научной  литературы по проблеме организации  и проведения работы по развитию  изобразительного творчества в  рисовании.

2) разработка форм  и содержания занимательных занятий  по использованию нетрадиционных  техник в живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса.

Пятилетний  возраст характеризуется расцветом  фантазии. Особенно ярко воображение  ребенка проявляется в игре, где  он действует увлеченно. Вместе с  тем вообразить что-то намеренно, подключая  волю (например, то, что один из двух одинаковых шариков больше (тяжелее) другого), нелегко воспитанникам и старшей, и подготовительной к школе групп.

Развитие  личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых  знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Дети  старшей группы могут и хотят  отражать в играх свое отношение  к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

Проявления  каждой из сторон личности развиваются  не синхронно. Приведенная краткая  характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников.

В младшем  и среднем дошкольном возрасте процессы мышления подчиняются игровой и  практической мотивации. А в старшем, когда познавательная задача начинает выступать в собственном содержании (нужно овладеть знаниями!), значимым в глазах детей становится мотив соревнования; у ребенка появляется желание показать свои умения, сообразительность. Элементы самостоятельного планирования появляются уже в играх воспитанников средней группы. В старшей дети сами распределяют роли, выясняют, на какие не хватает участников, кто будет выполнять их «по совместительству», а где персонаж можно заменить игрушкой. Вместе с тем многие умения дошкольников еще несовершенны, например планирование сюжета общей игры.

Однако  следует учитывать, что с усложнением  заданий страдает самоконтроль. Поэтому  педагогу нужно побуждать детей  к самопроверке и лично контролировать действия воспитанников.

Использование разнообразных форм оценки и воспитание самооценки. К шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога (объяснения, оценки, распоряжения), в результате чего понижается способность к внушаемости. Теперь дети способны в некоторых случаях отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации, даже те, в которые попадают взрослые, тогда как прежде чувство юмора проявлялось у них только по отношению к сверстникам, животным. Механизм сопоставления помогает также ребенку шестого года жизни усвоить правило, что оценка деятельности своей и окружающих должна соответствовать ее результату.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.

Особенность детей данного  возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Необходимо привить  детям вкус к размышлению и  рассуждению, поиску решений, научить  испытывать удовольствие от прилагаемых  интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В работе с детьми данного  возраста целесообразно сохранять  упор на продуктивную деятельность и  организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Самые важные с точки  зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-7 лет:

  • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение приобретает развитие воображения.

 

 

 

1.2. О природе детского рисования

 Детское рисование  - хорошо знакомое всем явление,  но именно оно вызывает массу  вопросов у родителей и педагогов.

 Почему дети предпочитают  рисование многим другим занятиям?

 Какое значение  оно имеет в развитии детей?

 Как организовать  детское рисование и как им  руководить?

 Как развивать художественные  способности детей?

 Как понимать и  оценивать детские рисунки?

 Ответы на эти  вопросы для многих оказываются  затруднительными. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педагогам, художникам... Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками:

- Нормальные рисунки  нормального ребенка, но есть проблемы... -

 скажет психолог.

- Ничего особенного, обычное стереотипное детское  рисование,

 но способности  есть, и если есть желание, то  надо учить... - посоветуют педагоги  в детской художественной школе.

- Гениально! Сколько  фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.

 Чем же привлекательно  для детей рисование? Что делает  его для них столь желанным?

 Во-первых, рисование доступ-но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

Информация о работе Занимательные занятия с красками (графическими, пластическими материалами) в дошкольном учреждении