Выразительные средства в режиссуре театрализованного представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 05:53, контрольная работа

Краткое описание

Художественность - специфическое свойство, характеризующее отражение действительности, где действительность отражается в образах. А также это степень художественного совершенства произведения искусства, критерий его качества.
Огромное значение в написании сценария театрализованного представления, праздника имеют факт и документ, как источник, материал для создания на их основе драматургии представления. В представлении факты и документы подвергаются творческому перерождению с помощью художественных приемов (создание художественных образов). Если факты и документы не подвергаются «художественной обработке» - они становятся элементами лекций и докладов. Художественно-массовое мероприятие обладает огромной силой эмоционального воздействия на участников массового мероприятия. В этом немало важную роль играет отбор художественного материала.
Художественный материал в сценарии рассматривается как выразительное средство (характеристика персонажей, иллюстрация документального материала) и как равноценный материал в содержании сценария.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….... 2
2. Художественный материал как жанровое разнообразие произведений искусства и их фрагменты……………………………………………… ….. 3
3. Художественное слово как ведущий компонент художественно–массового мероприятия…………………………………………………………… ……. 4
4. Музыкальные произведения как выразительное средство в сценарно- режиссёрской работе и их функции ……………………………………… 6
5. Хореография как выразительное средство в сценарно-режиссёрской работе.……………………………………………………………………… ... 10
6.Свет, звуки, шумы как выразительные средства…………………………... 11
7. Видеоматериал как выразительное средство……………………………… 14
8. Художественно-декоративное оформление, его функции ………………. 16
9. Принципы и критерии отбора художественного материала в сценарии и
использования художественного материала в сценарии………………… 17
10.Заключение………………………………………………………………….. 21
11.Список литературы…………………………………………………………. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная сценарная мастерство (Автосохраненный).docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

3) репетиционная работа по введению музыки в сценарий;

4) руководство музыкой во время работы над материалом .

     Как уже говорилось, замысел постановки складывается у режиссера в результате тщательной и глубокой работы над сценарием. Известно, что каждый режиссер по-своему видит одну и ту же пьесу, по-своему трактует ее сверхзадачу. Имеют значение и особенности художественного мышления режиссера и его культура, темперамент, вкус. Режиссер нередко развивает авторский материал, усиливает те или иные сюжетные линии, расставляет идейные акценты и т. д.

     Существенную помощь в этом может оказать музыка. Музыка должна входить в действие как естественный и необходимый элемент, помогать раскрытию идеи пьесы, оттенять образы действующих лиц. Поэтому музыкальное решение режиссер начинает искать только после того, как продуманы основные ходы драматургии представления. Естественно, что свой замысел музыкального оформления режиссер строит в основном на включении условной музыки, так как сюжетная уже предопределена авторскими ремарками. Вместе с тем режиссер может в своем решении изменить и сюжетную музыку.

    Музыкальный образ художественно-массового мероприятия складывается в воображении постановщика не сразу. Творческая мысль режиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы, при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, актерами его музыкальный замысел может измениться. Нередко вопрос ввода отдельных музыкальных номеров в тот или иной эпизод сценического действия решается только в процессе репетиции и не всегда заранее может быть предусмотрен. Однако общее музыкальное решение обязательно намечается режиссером заранее. Это позволяет ему поставить перед композитором и звукорежиссером определенные задачи. Основной замысел музыкального оформления представления рождается у режиссера в период его работы над материалом и фиксируется в постановочном плане.

    Музыкальное решение–сугубо творческая задача. Одни режиссеры музыку вводят в художественно- массовые мероприятия только в тех местах, где она действительно необходима и несет вполне определенную функцию. Другие режиссеры чрезмерно  насыщают сценический материал музыкой и шумами, что приводит к тому, что музыка становится назойливой, отвлекает зрителя от сценического действия и вместо того, чтобы усилить сцену, «заглушает» ее. Нередко мастерство режиссера состоит именно в том, чтобы отказаться от музыки там, где кажется, что ее ввод может быть оправдан. Известно, что тишина на сцене — тоже звуковая окраска.

        Нередко у режиссёра нет возможности  работать с композитором или  музыкальным оформителем, ему приходится  самому подбирать музыкальный  материал, руководствуясь  такими  принципами:

-избегать использования  популярных музыкальных произведений   вызывающих у зрителей реакции- ассоциации;

-прибегать к  контрастному использованию музыкальных  тем, поскольку эмоциональное воздействие  в таком случае значительно  сильнее;

- стремится к  стилевому единству музыкального  материала;

 

  1. Хореография как выразительное средство

в сценарно-режиссёрской работе

  Хореография - танцевальное искусство: от вальса до простых танцевальных движений (пластика и спортивные упражнения, пантомима).

 Один из древнейших  видов творчества, выразительным  средством которого служат движения  человеческого тела, связанные с  музыкальным сопровождением.

    Хореография  широко используется в массовом празднике, органично вплетаясь в сюжетную ткань действия. Танец и пластика позволяют решить эпизод праздника в возвышенном романтическом ключе, даёт возможность усилить эмоциональное восприятие.

Хореография чрезвычайно сильное и яркое выразительное средство в палитре сценариста и режиссера массового театрализованного праздника.

Приёмы использования танца:

1) сюжетный танец;

2) создание пантомимы памятника или живой картины;

3) шаг на месте;

4) включение танца в качестве отдельного номера;

 

5.Свет, звуки, шумы как выразительные средства

    Вместе с музыкой  существенным компонентом, несущим смысловую нагрузку и достижение эстетической выразительности художественно- массового мероприятия, являются средства звуковой выразительности. К ним относятся различные шумовые эффекты, звукозаписи, речевые документальные фонограммы, радиокассеты и др.

     Шумовое  оформление художественно-массового  мероприятия – это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Вместе с декорацией бутафорией, освещением  шумовое оформление составляет фон, помогающий актёрам и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действия пьесы, создаёт нужное настроение, влияет на темп и ритм представления. Современное шумовое оформление различается по характерам звуков:

1) звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы и др.) ;

2) транспортные шумы (телега, поезд, самолёт);

3) производственные шумы (завод, стройка);

4) батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск);

5) бытовые шумы (часы, звон стела, скрипы);

Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.

  Как и сценография звуковое оформление спектакля полифункционально. Оно включает в себя :музыку, шумы, тональный (интонационный, тембральный, ритмический) строй актёрской речи и может служить цели создания или характеристики :

а) места действия;

б) времени;

в) атмосферы действия;

г) смены времени и места действия;

д) режиссёрских акцентов;

е) создания или укрепления сценических и внесценических событий;

ж) усиление эмоционального звучания сцены;

и т.д.

Способы музыкального оформления:

а) исполняемая по ходу действия;

б) музыка исполняемая на сцене и за сценой (бытовая, психологическая, условная); 

   Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих художественно- массового представления.

Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность:

- ведущему и всем представления говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;

- обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются);

- заполнять паузы в программе фоновой музыкой;

- организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос):

- провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен.

  Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств, одно из важнейших средств создания сценического образа. Свет может по-разному выявлять или скрывать формы театральных конструкций, изменять оттенки и насыщенность декораций. Свет погружает сценическое пространство в нужное время суток, окрашивает в любой цвет. Свет рождает у зрителя ощущение плавно текущего времени или резкого скачка времени. Одна и та же декорация  в разном свете может создавать разное настроение, совершенно разную атмосферу. Свет и его смена (плавная, либо резкая) способен передать чувство покоя или напряженности сценического действия, различными цветовыми  переходами усиливать эмоциональное воздействие на зрителя, подчеркивать смысловые акценты происходящего на сцене действия. Для современного режиссера очень важно умение пользоваться  и создавать партитуру света и звука. Правильно составленная партитура так же способствует созданию атмосферы, позволяет погрузить зрителя в нужную атмосферу.

     Использование света в театрализованном представлении зависит от места его проведения. Если представление проводится под открытым небом, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии наличия световой аппаратуры.

    Световые сценические эффекты - это эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

    Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли, статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на :

- стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;

- динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

При наличии такого осветительного прибора проекционного типа как «пистолет», можно высвечивать отдельных актеров, участников или части декораций.

 

6.Видеоматериал  как выразительное средство

Режиссёр работая над постановкой массового мероприятия может широко применять видеоматериал (художественное и документальное кино). Особенно удачно используется он в прологе, помогая как бы перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовя к последующей встрече с героями этих событий. Очень часто видеофрагмент или специально смонтированный короткий и динамичный киноролик могут символизировать определенный исторический отрезок времени. Использованный таким образом кинофрагмент органически входит в сюжетную ткань театрализованного представления.

Возможности все более широко применяемого в массовых представлениях полиэкрана,  т.е. нескольких видеофрагментов одновременно, позволяют   проводить сопротивление тех или иных знаменательных событий, сравнивать вчерашний и сегодняшний день, показывать одновременно начало и конец. Тем самым создается второй, ассоциативный план действия, который помогает участнику праздника осознать событие, ощутить глубину происходящих перемен.

Видеоматериал позволяет усилить в нужном сценаристу направлении звучание того или иного номера, укрупнить его до массового действия. Широко распространенным приемом является использование в построении массового действия фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский ход позволяет показать героя праздника более крупны планом, он создает по ассоциации «эффект узнавания» реального действующего лица. Очень важным методом использования кино в театрализованном массовом действии выступает переход с экрана на сцену и со сцены на экран.

В настоящее время в массовых театрализованных мероприятиях помимо документальных и художественных фильмов использую кадры спецподсъемки, сделанной по заявке постановочной группы. Очень важным может быть в спецподъсъемке эффект узнавания.

Другим, широко используемым видом проекции, является диапозитив. Он позволяет плавно перевести действие в новую плоскость, вытеснить одно изобретение другим, показать орнамент, пейзаж, живопись, портрет. Кроме того, диапозитив моет быть использован как своеобразный  стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать необходимый момент, выхватить ту или иную деталь действия, лицо героя и т.д. Диапозитив дает возможность широко вводить  в ткань действия документальный изобразительный материал, особенно биографический. С помощью диапозитива можно построить театрализованный рассказ о герое, используя как бы выплывающие из памяти страницы его биографии. 

                    Режиссер может использовать  в представлении художественное  и документальное кино. Киноматериал  дает возможность создать необходимую  эмоциональную атмосферу на сцене  и в зрительном зале, помогает  точно раскрыть тему и идею  представления. Для монтажа номеров  в эпизоды, дает возможность создавать  такие представления как киноконцерт, киноспектакль.  Кино в представлении должно использоваться с одним условием – правильное использование и профессиональное обращение с видеооматериалом. Киносюжет должен быть подготовлен сценическим действием, вытекать из него. Должен быть логичным и необходимым. Режиссер должен отобрать нужный видеоматериал, абсолютно необходимый и незаменимый никакими другими техническими средствами в данном представлении. Необходимо также хорошо продумать художественно образное решение киноэкрана. Киноэкран должен нести образ, общую идею и тему представления, быть составной частью в общей художественной ценности представления.

                Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что:

1)Видеоматериал-один из точных выразительных средств режиссуры    театрализованных представлений;

2)Видеоматериал-может служить основой драматургии представления в целом или отдельных эпизодов;

3)Видеоматериал-может выступать как декоративный элемент, в качестве фона,  на котором происходит сценическое действие;

4) Видеоматериал- может выступать  связующим элементом представления;

5)Видеоматериал-может использоваться одновременно с действием на сцене.

 

7.Художественно-декораивное  оформление, его функции                                   Огромное значение в массовом театрализованном представлении играет декоративно-художественное оформление. При этом особое внимание уделяется, прежде всего, сценической площадке.

Информация о работе Выразительные средства в режиссуре театрализованного представления