Выразительные средства в режиссуре театрализованного представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 05:53, контрольная работа

Краткое описание

Художественность - специфическое свойство, характеризующее отражение действительности, где действительность отражается в образах. А также это степень художественного совершенства произведения искусства, критерий его качества.
Огромное значение в написании сценария театрализованного представления, праздника имеют факт и документ, как источник, материал для создания на их основе драматургии представления. В представлении факты и документы подвергаются творческому перерождению с помощью художественных приемов (создание художественных образов). Если факты и документы не подвергаются «художественной обработке» - они становятся элементами лекций и докладов. Художественно-массовое мероприятие обладает огромной силой эмоционального воздействия на участников массового мероприятия. В этом немало важную роль играет отбор художественного материала.
Художественный материал в сценарии рассматривается как выразительное средство (характеристика персонажей, иллюстрация документального материала) и как равноценный материал в содержании сценария.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….... 2
2. Художественный материал как жанровое разнообразие произведений искусства и их фрагменты……………………………………………… ….. 3
3. Художественное слово как ведущий компонент художественно–массового мероприятия…………………………………………………………… ……. 4
4. Музыкальные произведения как выразительное средство в сценарно- режиссёрской работе и их функции ……………………………………… 6
5. Хореография как выразительное средство в сценарно-режиссёрской работе.……………………………………………………………………… ... 10
6.Свет, звуки, шумы как выразительные средства…………………………... 11
7. Видеоматериал как выразительное средство……………………………… 14
8. Художественно-декоративное оформление, его функции ………………. 16
9. Принципы и критерии отбора художественного материала в сценарии и
использования художественного материала в сценарии………………… 17
10.Заключение………………………………………………………………….. 21
11.Список литературы…………………………………………………………. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная сценарная мастерство (Автосохраненный).docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………....  2

2. Художественный материал как жанровое разнообразие произведений искусства и их фрагменты……………………………………………… …..   3

3. Художественное слово как ведущий компонент художественно–массового      мероприятия…………………………………………………………… …….   4

4. Музыкальные  произведения  как выразительное средство в  сценарно-                    режиссёрской работе  и их функции  ………………………………………   6  

5. Хореография как выразительное средство в сценарно-режиссёрской работе.……………………………………………………………………… ... 10

6.Свет, звуки, шумы  как выразительные средства…………………………...  11

7. Видеоматериал как выразительное средство………………………………  14

8. Художественно-декоративное оформление, его функции ……………….  16

9. Принципы и критерии отбора художественного материала в сценарии и

    использования  художественного материала в сценарии…………………  17

10.Заключение…………………………………………………………………..  21

11.Список литературы………………………………………………………….  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Художественность - специфическое свойство,  характеризующее отражение действительности, где действительность отражается в образах. А также это степень художественного совершенства произведения искусства, критерий его качества.

   Огромное значение в написании сценария театрализованного представления, праздника имеют факт и документ, как источник, материал для создания на их основе драматургии представления. В представлении  факты и документы подвергаются творческому перерождению с помощью художественных приемов (создание художественных образов). Если факты и документы не подвергаются «художественной обработке» - они становятся элементами лекций и докладов. Художественно-массовое мероприятие обладает огромной силой эмоционального воздействия на участников массового мероприятия. В этом немало важную роль играет отбор художественного материала.   

   Художественный  материал в сценарии рассматривается как выразительное средство (характеристика персонажей, иллюстрация документального материала) и как равноценный материал в содержании сценария.

 Использование художественного материала в сценарии  можно разделить на несколько основных функций:

1)Содержательная функция, задача которой углубить, эмоционально расширить это содержание, раскрыть его через эмоциональные средства;

2)Изобразительно-выразительная атмосфера –это одежда, костюм, зрелищность;

3)Вспомогательная функция, которая помогает делать связки эпизодов (худ. материал должен быть не продолжительным, но законченным).

 

 

 

 

1.Художественный  материал как жанровое разнообразие  произведений искусства, а так же их фрагменты

    Среди множества выразительных средств массового действа выступают отдельной группой различные виды искусства, которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, предать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты, показать общественные процессы и др.

Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают её участников; усиливают воздействие, происходящих на сцене событий; передают чувств действующих лиц; дополняют и двигают вперед массовое действие.

    Все выразительные средства искусств массового праздника должны быть подчинены единому замыслу, они должны быть драматургически организованы (монтаж должен быть ограничен).

Основные жанры художественного материала, применяемые в сценарии.

1.Словесные или речевые жанры (обрядовые речи, поэтическое слово, монологи, диалоги, сценки, фельетоны и т.д.).

2.Вокально-музыкальные (песни, частушки, фрагменты из опер и т.д.).

3.Музыкально-инструментальные (солисты, оркестр, ансамбль).

4.Хореография.

5.Пластика и пантомима.

6.Цирковые и оригинальные жанры.

7.Специфические жанры (лубок - ожившая картинка, тантамареска -карикатурные человечки).

8.Использование различных видов кукол.

9.Использование готового материала (переделки, пародии).

 

2.Художественное  слово как ведущий компонент 

художественно- массового мероприятия

    Говоря  о слове как художественном  выразительном средстве, его можно  рассмотреть двояко: как документальное, публицистическое, реальное слово  участников и как искусство  художественного слова в таких  его разновидностях. Как проза, драматургия, поэзия, художественный перевод  и прочее.    
    Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются.

    Слово  в сценарии несёт эмоциональную  информацию и создаёт контакт  между сценической площадкой  и аудиторией. Режиссёр массового  праздника стремится к тому, чтобы  ведущий не просто нёс определённую  смысловую нагрузку, но и был  полноправным действующим лицом  представления. Мы очень часто  обращаемся к слову, пользуемся  очень свободно этим средством. Слово требует очень чёткого  лаконичного обращения с ним. Поэтическое слово  наиболее выразительно  по свое эмоциональной природе, но оно сложней для восприятия. Для того, чтобы обращаться к поэтическому слову, надо знать поэзию, авторов, законы стихосложения. В использовании поэтического слова необходимо чувствовать меру. Поэтическое слово может быть в речах ведущих, конферансье, в репликах героев и участников представления.

     В  обращении с прозой, прозаическим  словом - должна быть лаконичность. Речь оратора должна быть яркой, эмоциональной.

Живое слово должно создавать образы. Когда со сцены звучит «пустое» слово, когда сам исполнитель ничего не чувствует. Не имеет отношения к тому, что рассказывает, не испытывает никаких чувств, а значит и не видит рассказываемого, то и зритель не сможет увидеть образ рассказываемого. Зритель в таком случае не участвует в процессе, он лишь воспринимает информацию, передаваемую ему.

  1. Живое слово должно передавать чувства, настроение, переживания людей. Это значит, что исполнитель как бы сообщает зрителю своей заряд положительной или отрицательной энергии, делая зрителя соучастником процесса, происходящего на сцене;
  2. Живое слово должно нести конкретный материал, без лишней и ненужной информации,  облегчая мыслительную деятельность зрителя
  3. Живое слово должно создавать атмосферу между сценической площадкой и аудиторией.

Живое слово в массовом театрализованном представлении может быть представлено в различных формах.

Слово интересного человека, реального героя, близкого и узнаваемого аудиторией мероприятия почетного гостя, участника тех или иных событий – обязательная составная  часть любого массового действия. Для того, чтобы речь была  конкретной и яркой, необходима предварительная работа с выступающим, такой обговор его выступления, чтобы оно  точно вошло в ткань сценарно-режиссерского замысла эпизода.

Тексты ведущего -  несут мысль, соединяют по необходимости эпизоды, излагают то, что не поддается показу, инсценированию. Обычно сценарист стремится к тому, чтобы ведущие не просто несли определенную смысловую нагрузку, а были полноправными действующими лицами представления.

Поэтическое слово - наиболее полно обеспечивает оптимальную реализацию эмоционально-выразительных возможностей словесного действия, сильно воздействующее на зрителей, особенно. Если оно точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

 

 

 

 

3.Музыкальные произведения как выразительное средство в сценарно-режиссёрской работе и их функции

     Одним из самых ярких выразительных средств, используемых в художественно-массового мероприятия является музыкальное оформление. Если в театральном спектакле музыка играет вспомогательную роль, то в театрализованном празднике музыка становится едва ли не основным связующим все эпизоды компонентом представления.

      Музыка  эмоционально  наполняет представление, воздействует на зрителя от  самого начала до финала. Музыка  должна отражать общее решение  мероприятия, создавать образы, отображать  эпоху, атмосферу, время. От подобранной музыкальной композиции  напрямую зависит темпо -ритм и органичность представления в целом.

     Использование музыки должно быть подчинено законам музыкальной драматургии, знанию музыкальной литературы, фантазии, вкуса в выборе музыкальных произведений.

Решая вопросы музыкального оформления, режиссер, возлагая на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные ее возможности. В одних случаях она звучит по ходу действия и сюжетно оправдана, обусловлена предлагаемыми обстоятельствами. Музыку так или иначе связанную с действием называют бытовой (реальной, сюжетной). В других – она вне каких-либо мотивированных связей с происходящим и выражает внутреннее действие (условная).

Сюжетная музыка – музыка, введение которой всегда оправдано ситуацией, звучащая в повседневной жизни персонажей. С помощью сюжетной музыки используется для воплощения разных образов и настроений. С помощью нее можно рассказать о действии, подразумеваемом за пределами сценической площадки.

Условная музыка – сюжетно не мотивированная. Актеры не акцентируют внимание на нее, она воздействует более глубоко, чем сюжетная, на зрительское восприятие.

Драматургические возможности условной музыки  широки и разнообразны, но введение ее в сценическое действие значительно труднее, чем сюжетной музыки. Она требует убедительного внутреннего оправдания. Вовремя и правильно используемая условная музыка может стать действенным средством выражения конфликта.

Функции музыки:

1) Создание эмоциональной атмосферы (музыка раскрывает ведущую идею и создает подлинную художественность).

2) Создание национального колорита, колорита эпохи, обозначение места и времени действия.

3) Музыка как средство характеристики (музыка прямо и непосредственно создающая образ, отождествляемый с тем или иным человеком;

музыка, характеризующая косвенно, отраженно. В данном случае зритель получает представление о персонаже по его отношению к ней, по реакции на нее);

4) Музыка как выразитель внутреннего действия (может выразить как индивидуальные чувства героя, так и группы персонажей).

 5) Обобщающая функция (особенно значительно музыкальное обобщение бывает если сцены, сопровождаемые музыкой, различаются по смысловым и эмоционально-образным признакам; в том случае если музыка   единая в своем образном решении, то она выражает сквозную линию);

6) Музыка и темпо - ритм (эмоциональная и динамическая сторона музыки образуют неразрывное единство и дополняют видимые формы движения); 7) 7)Музыка-лейтмотив (сопровождающая неоднократное появление персонажа, повторение события или упоминания о нем. Лейтмотив используют для отражения актов, явлений, событий, лежащих в центре сюжетного развития).

8) Музыка-контраст (Г.Товстоногов считал, «что эмоциональный эффект музыка может дать только в контрасте…». Музыкальный контраст усиливает настроение, которое содержится в самой сцене, в самом действии).

9)Музыка – действие (мы встречаемся с ее использованием в представлении, как в качестве относительно  самостоятельном, оригинальном, так и во вспомогательном, резонирующем сценарно-режиссерский замысел с помощью компиляции известных музыкальных  произведений нескольких авторов);

   Подбор музыки, отвечающей идее замысла и становящаяся неразрывной составной частью действия – это сложная задача, требующая от сценариста и режиссера не только искусства монтажа, но и определенной музыкальной эрудиции.  Иногда хорошая, удачно подобранная музыка может затянуть темп и ритм представления, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, который так необходим осуществляемому эпизоду. В первую очередь сценарист должен рассматривать музыку как средство усиления эмоционального воздействия на конкретную социальную общность.

       Музыка может звучать в эпизодах, исполняться героями, персонажами, может быть стержнем эпизода. Характер музыки определяется  темой, художественным решением  и жанром мероприятия.

       Музыку иногда берут из кинофильмов или специально пишут.      Используют в оформлении самые разные музыкальные формы (инструментальная музыка: от симфонической до современной, различные танцевальные формы, песенные).

      Важным художественным выразительным средством массового мероприятия является песня, которая может стать внутренней пружиной, стержнем эпизода. Большое место занимает песня в прологе и в финале массового действия. Она помогает точно задать тему и ритм действия.

     В случае точного включения песни в сценарно-режиссерский замысел, исходя из ситуационной основы, реального действия и образного решения, - она достигает необычайно сильного эмоционального воздействия на аудиторию.    

      В работе по музыкальному оформлению художественно-массового мероприятия можно наметить следующие этапы:

1) режиссерский замысел музыкального оформления;

2)сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров;

Информация о работе Выразительные средства в режиссуре театрализованного представления