Средства выразительности речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:17, доклад

Краткое описание

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Вложенные файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Под выразительностью речи понимаются такие особенности  ее структуры, которые позволяют  усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и  всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает  говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени  выразительность речи зависит и  от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к  его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное  же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению  истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения  говорящего и слушающего, психологический  контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность  речи предполагает также умение донести  знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается  тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и  задач общения, что в свою очередь  требует хорошего знания языка, его  выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок  речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения  выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие  навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков  является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к  их языку и стилю, внимательное отношение  к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки  зрения ее выразительности).

Выразительность речи, так  же как и ее богатство это плод большого труда. Французский романист Гюстав Флобер добивался того, что у него одно и то же слово не повторялось даже на соседних страницах, для этого переписывал каждую страницу по 5–7 раз. Удачным бывает только тот экспромт, который тщательно подготовлен.

Средства выразительности

    • Фонетические

    • Лексика и фразеология
    • Грамматические
    • Паралингвистические 
    • Функциональные стили

 

 

 Фонетические  средства выразительности. Благозвучие  речи

Как известно, звучащая речь является основной формой существования  языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого  национального языка условия  благозвучия, исследует разнообразные  приемы усиления фонетической выразительности  речи, учит наиболее совершенному, художественно  оправданному и стилистически целесообразному  звуковому выражению мысли.

( Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка.)

Звуковая выразительность  речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. 

Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных  звуков. При этом в большинстве  сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,  
С окрестных гор уже снега  
Сбежали мутными ручьями  
На потопленные луга.  
Улыбкой ясною природа  
Сквозь сон встречает утро года:  
Синея блещут небеса.  
Еще прозрачные, леса  
Как будто пухом зеленеют.  
Пчела за данью полевой  
Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихотворения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное  сочетание гласных и согласных  звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60% согласных и 40% гласных); приблизительно равномерное сочетание  глухих и звонких согласных; почти  нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука  подряд - [сквос ' ] и [фстр' и ‘ч' aj ьт]. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность.

 

 

 

 Лексика и фразеология  как основной источник выразительности  речи

Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название - тропы (греч. tropos - поворот; оборот, образ). В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов - сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза. Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи.(  Средства словесной образности рассматриваются в пособиях по современному русскому языку и введению в литературоведение. См. также: Русский язык: Энциклопедия.;Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1976. С. 110 - 115; Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. )

Особенно выразительна лексика  с эмоционально-экспрессивной окраской. Она воздействует на наши чувства, вызывает эмоции. Выразительность речи достигается за счет мотивированного, целенаправленного столкновения слов различной функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски. Например, у С. Есенина:

И в голове моей проходят роем думы:  
Что родина?  
Ужели это сны?  
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый  
Бог весть с какой далекой стороны.  
И это я!  
Я, гражданин села,  
Которое лишь тем и будет знаменито,  
Что здесь когда-то баба родила  
Российского скандального пиита.

Здесь книжные, слова думы, родина, пилигрим, пиит сочетаются с разговорными Бог весть, ужели, просторечным баба, официально-деловым гражданин.

Обратить внимание на ту или  иную деталь, выразить определенное отношение  к названному предмету или явлению, дать его оценку и, следовательно, усилить  выразительность речи позволяет  умелое использование синонимов. Например: Кудрин засмеялся. Все происшедшее показалось ему диким б р е д о м, н е л е п о с т ь ю, сумбурной ч е п у х о й, на которую стоит махнуть рукой и она рассыплется, развеется, как мираж (Б. Лавренев). Используя прием нанизывания синонимов бред - нелепость -чепуха, автор добивается большой выразительности повествования.

В качестве выразительного средства создания контраста, резкого противопоставления используются в речи антонимы. Они  лежат в основе создания антитезы-стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением. Этот стилистический прием широко используют поэты, писатели, публицисты, чтобы придать речи эмоциональность, необычайную выразительность. Так, пролог к поэме А. Блока "Возмездие" целиком построен на противопоставлении антонимичных слов

Жизнь - без начала и конца...  
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.  
Пускай же все пройдет неспешно,  
Что в мире свято, что в нем грешно,  
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Усиливают выразительность речи лексические  повторы. Они помогают выделить в  тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску. Например: Г е р о й -защитник, г е р о й - победитель, г е р о й -носитель всех высоких качеств, в которые его одевает народное воображение (А.Н. Толстой); На войне нужно уметь переносить г о р е. Г о р е питает сердце, как горючее мотор. Г о р е разжигает ненависть. Гнусные чужеземцы захватили Киев. Это - г op eкаждого из нас. Это г о р е всего народа (И. Эренбург).

Паралингвистические средства выразительности

Выразительности устной речи способствуют, наряду с лингвистическими, паралингвистические (нелингвистические) средства: жесты, мимика, пантомимика. Они обычно связаны с конкретным высказыванием и служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности.

Теоретики ораторского искусства  отмечают, что жесты, телодвижения, мимика лишь тогда выразительны, эффективны, когда они разнообразны (разные слова  требуют различного подчеркивания), умеренны (чем жесты скупее, тем  они убедительнее), непроизвольны; когда  они соответствуют душевным побуждениям  говорящего, содержанию высказывания. Чрезмерная выразительность лица, частое повторение одних и тех же жестов, их однообразие, механические телодвижения (покачивания туловища, взмахи рукой, постукивания ногой и т.п.), так  же как и надуманность, искусственность  жестов, их несоответствие смыслу сказанного раздражают слушателей, отвлекают их от содержания речи. Паралингвистические  средства не должны подменять собой  слова, так как они всегда беднее слов. Недаром народная мудрость говорит: "Если словами не растолковал, то и пальцами не растычешь".

Умелое использование  лингвистических и паралингвистических  средств выразительности способствует индивидуализации речи, ее яркости, самобытности, что, в свою очередь, вызывает интерес  к личности автора, усиливает внимание к содержанию его высказывания. Умение пользоваться выразительными возможностями  языка требует не только знаний, но и развитого лингвостилистического  чутья, а также навыков употребления языковых единиц в речи.

 

 

 

 

 

 

Анастасия

это мелочи,но на психику давят,но одно я знаю точно,проблема это то, что у меня погиб брат и его не вернуть,с которым росли вместе,а всем пофиг,и я держусь,стараюсь и еще много чего,Что я не рассказываю и этого никто не замечает.Быть сильной или железной,это не одно и тоже.

23:33:40например,я попала в аварию в сентябре,но в универ я приехала,хотя сильно ударилась.

Анастасия

честно говоря у меня и отношений то нет

23:38:07и друзей как таковых

понимаю,что я просто книжный червь.

Анастасия

не знаю,может пытаюсь найти что-то для себя,много в жизни дерьма было,когда пыталась верить,а безнадежно.В 14 лет,был не приятный случай,когда (1 и последний раз в лагерь ездила)там парни......ну в общем лапали насильно или как это сказать,когда я хотела уйти,девчонка одна меня специально не выпустила,а они меня за шкирку как какого-то кошака.В общем,я ей верила,а потом спросила:зачем так поступать?-ой да ладно,зато мужской ласки почувствовала.

Анастасия

просто столько раз  думала над всем и не понимаю логики,ведь я же не оскорбляла никого,не провоцировала,почему люди так поступают

23:45:16пользуются тем,что им уступают,относятся по человечески.

не хочу стервой становиться.

23:48:40 

Анастасия

а по другому я не знаю как,у меня вечно не ладится,главное,что разовое общение или помочь кому то или еще что-то,это всегда пожалуйста,а как только пытаешься доверять,найти кого-то,измениться,сделаешь все что угодно,сразу какое то дерьмо начинается

 

 

 

 

 

 

 

Анастасия

я заметила

23:53:12раньше я врят ли бы вообще кому то рассказала о своих проблемах,а сейчас не знаю,чувствую себя каким-то раздавленным человеком,ничтожеством,мне и на универ плевать,на все плевать,я буду рада если вылечу,учусь потому что мама деньги платит,то что мне интересно(Музыка,рисование)однако не востребовано,а рисование у меня на проф.уровне.

не на проф.*

ой,все пора завязывать с этим.

прости,разнылась,не люблю жалость к себе и ты не жалей меня.

Дарья

ничего страшного) зато ты выговорилась

00:03:49Анастасия

да,я выговорилась,потому что мне посрать на все.

00:04:59я живу  с одной мыслью сейчас.

и не могу избавиться.

точнее в  последнее время.

Дарья 
с какой 
00:05:27Анастасия 
если я скажу,меня в психушку увезут. 
00:05:39Дарья 
не делай глупостей 
00:06:46Анастасия 
каких именно 
00:06:58Дарья 
о которых ты думаешь 
00:07:22Анастасия 
просто я чувствую себя настолько опустошенной,что вообще уже перестаю что-либо понимать,например,я не понимаю,зачем я все это тебе рассказываю,видимо если я так поступаю,значит я совсем низко опустилась,чтоб свое личное выкладывать тому,с кем я знакома от силы месяц,а уж жалеть себя тем более. 
00:08:27это не к тебе претензия,пойми правильно. 
я просто себя уже не понимаю.

00:11:04Анастасия 
эти мысли со мной уже года 3.думаю сон тут врят ли поможет.Только не рассказывай,пожалуйста,никому об этом разговоре.

Информация о работе Средства выразительности речи