Эстетические и нравственные идеалы раннего итальянского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:45, реферат

Краткое описание

Для современных людей Возрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновения нового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время осуществляются многочисленные попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренных карательных мер.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Эстетические  и нравственные идеалы раннего итальянского возрождения

 

Для современных людей  Возрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы  человеческой мысли, художественного  таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновения нового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время осуществляются многочисленные попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренных карательных мер.

Все больше утверждается точка  зрения, по которой переход от Средневековья  к Возрождению протекал очень  плавно, и уже, по мнению некоторых  культурологов, 12 в. был началом европейского Возрождения.

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

  • появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;
  • развитие товарно- денежных отношений;
  • переход от ремесла к мануфактуре;
  • рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;
  • зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;
  • великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации

Первоначальной характеристикой  эстетики Возрождения является ее светский характер.

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля  божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий  характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в  своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

В Италии период Раннего  Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влиянием стремительно изменяющихся экономических условий, религиозных  воззрений и обогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античного искусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневной жизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаются к сюжетам античности.1

 Для искусства раннего  Возрождения характерны следующие  черты: ощущение гармоничной упорядоченности  мира, обращение к этическим и  гражданским идеалам гуманизма,  радостное восприятие красоты  и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая  игра художественной фантазии.2

Наиболее значительный вклад  в развитие ренессансного искусства  внесли талантливые флорентийские  мастера. К началу XV века, Флоренция  представляла собой процветающий город  с развитой промышленностью, торговлей и высоким уровнем культуры, под влияние которого попала вся Тоскана. Флоренцию того времени называли «цветком Италии».

Уроженцем Флоренции был  Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции ; это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Следующий этап развития итальянской  архитектуры XV века связан с именем Леона Баттисты Альберти - философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главным призванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццо Ручеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо.

В XV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобрела  самостоятельное, независимое от архитектуры  значение, в ней появились новые  жанры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную роль в становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).

Донателло был новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты на соборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века.3

Среди крупнейших скульпторов  первой половины XV века нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (выполнил надгробие юной Иларии дель Карето, скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене) и семью скульпторов делла Роббиа (глава семьи- Лукка делла Роббиа прославился применением глазурной техники - майолики) .4

В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы.

В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким  примером которого может служить  целый ряд имен выдающихся живописцев: Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).5

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит  Сандро Боттичелли. Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередь свои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичелли являются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры».

Театральное искусство периода  Раннего Ренессанса, как и другие виды искусства также ориентировалось  на античность. Все началось с возвращения  на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Позже  стали появляться комедии на современные  темы, сначала как подражание древнеримским  образцам, и постепенно более смело  отходя от них.

В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух  жизнерадостного свободолюбия. В  этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных  песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе.

В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает  прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так  называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и  испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим  мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные  жанры светского музыкального искусства  — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).

В период Контрреформации  ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа  главы римской школы Джованни Пьерлуиджи Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

В Италии расцветает искусство  изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической  среде, и скрипки — инструмента  народного происхождения. Эпоха  Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной  песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного  стиля.

В целом, эстетика Возрождения, основанная на стихийном жизнеутверждении человеческого субъекта, содержала в себе идеи, характерные для средневековой эстетики, так и в неразвитом состоянии все последующие этапы эстетики.

Значимость Возрождения, несомненно, очень велика. Она заключается  в том, что культура этой эпохи, содержит в себе лучший социальный опыт множества  поколений людей и позволяет  накапливать знания о мире, тем  самым создавая благоприятные возможности  для его познания и освоения.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.: ил. – (Стили и жанры).
  2. История мировой культуры – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000. – 512с.
  3. Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.
  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.
  5. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф.
  6. А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.
  7. Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.Ф Левиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.

 

 

1 Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.: ил. – (Стили и жанры).

2 Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.Ф Левиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.

3 Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.

4 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.

5 А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.

 


Информация о работе Эстетические и нравственные идеалы раннего итальянского возрождения