Влияние музыкальных и художественных символов на восприятие художественного (музыкального) произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении влияния художественных символов на восприятие музыкального произведения.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические основы музыкального восприятия
1.1 Закономерности восприятия музыкальных звуков
1.2 Содержание и структура восприятия музыкального произведения
Глава II. Стратегии восприятия музыкального произведения
2.1 Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
2.2 Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие муз произведения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.docx

— 206.96 Кб (Скачать файл)

Выпускная квалификационная работа

Влияние музыкальных и художественных символов на восприятие художественного (музыкального) произведения

 

Содержание

Введение

Глава I. Психологические основы музыкального восприятия

1.1 Закономерности восприятия музыкальных  звуков

1.2 Содержание и структура восприятия  музыкального произведения

Глава II. Стратегии восприятия музыкального произведения

2.1 Характеристики роли символов  в контексте произведения искусства

2.2 Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения  на восприятие муз произведения

Заключение

Литература

 

Введение

Актуальность  исследования.

Музыкальное искусство, открывая огромные возможности  для познания душевного мира человека, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать  им. Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие  музыки зависит не только от свойств  исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия. В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует  определенных психологических навыков, от которых зависит, станет ли музыка серьезным увлечением или этот глубинный  пласт человеческой культуры останется  невостребованным.

В музыкальной психологии сложилось  несколько направлений, изучающих  процессы музыкального восприятия. Проблема восприятия музыкальной интонации  как смысловой основы музыки разрабатывалась A. Андреевым, Б. В. Асафьевым, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьевым, B. В. Медушевским, В. П. Морозовым, Е. В. Назайкинским, О. В. Овчинниковой, Б. А. Яворским, и др.

Механизмы перехода между уровнями иерархии музыкальной  формы и их восприятие были подробно описаны Б. Асафьевым. Восприятие музыкального произведения как целостного художественного  образа в рамках психологии музыкального восприятия изучалось B. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, В. Г. Ражновым, Т. И. Суминой и др.

В середине XX века большой интерес  был проявлен к изучению систем, организующих процессы художественного  и музыкального восприятия, таким  как инварианта (В. Валькова, Р. X. Зарипов, М. Михайлов, А. Моль, Е. В. Назайкинский, Е. А. Ручьевская и др.).

Созданные в последние годы когнитивные  модели музыкального восприятия акцентируют  внимание на анализе динамической, процессуальной стороны процессов  обработки информации. Получает распространение  идея о том, что система художественного  восприятия функционирует как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, подвижная  и изменяющаяся на основе новых данных. База данных такой системы постоянно  адаптируется и содержит большое  число уровней, связанных между  собой гетерархическими отношениями.

С распространением личностно-ориентированной  парадигмы развития гуманитарных наук стали интенсивно разрабатываться  социально-психологические подходы  к искусству (А. Сохор, С. Стоянова и  др.). Хорошо известные работы по психологии музыки Б. А. Теплова, Е. В. Назайкинского, А. Л. Готсдинера, выполненные в контексте  теории деятельности. В последнее  время в связи с исследованиями проблемы когнитивных стилей выделяются различные стратегии индивидуального  восприятия субъекта.

Цель  исследования состоит в выявлении  влияния художественных символов на восприятие музыкального произведения.

Объект  исследования: восприятие музыкального произведения.

Предмет исследования: влияние музыкальных  символов на восприятие музыкального произведения.

Гипотеза  исследования: восприятие музыкального произведения происходит в процессе выстраивания личностного значения символов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют:

·  теоретические идеи философии о символизме в искусстве (Лазутина Т.В., Леонтьев А.Н., Лосев А. Ф., Орлов Г.А., Раппопорт С.Х., Фарбштейн А.А. и др.);

·  общие положения психофизиологии процесса восприятия (Рубинштейн С.Л., Тарасов Г.С.)

·  теоретические положения о роли знака и символа в процессе музыкального восприятия (Выготский А.С., Готсдинер А.Л. , Звонова Е.В., Салмина Н.Г. и др.);

·  философско-теоретические исследования по проблемам знаково-символической системы в музыкальном искусстве (Арановский М.Г., Бычков Ю.Н., Носина В.Б.)

·  положения общей и музыкальной педагогики о постижении символов в процессе восприятия (Веракса А. Н., Холопова В.Н.)

·  положения общей и музыкальной педагогики о музыкальном восприятии (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский).

Задачи  исследования:

·  проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы восприятия музыкального произведения;

·  выявить психологические особенности восприятия музыкального произведения;

·  определить влияние понимания символов на восприятие музыкального произведения.

Методы  исследования: изучение и анализ научной  литературы по проблеме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Восприятие музыкального произведения характеризуется отражением в сознании человека звуковых структур, при этом оно направлено на постижение и понимание художественного смысла, как особой формы отражения действительности, которым обладает музыкальное искусство.

2.  Восприятие музыкального произведения имеет личностную направленность, поскольку включает в себя такие компоненты, как: эмоциональное переживание, восприятие времени в музыке, связь музыкальных и речевых интонаций, пространственно-исторические компоненты, жизненный опыт, адекватность.

3.Символы  оказывают влияние на восприятие  музыкального произведения, его  смысла. Музыкальное произведение  складывается из элементов, которые  доносят до слушателя определенный  смысловой знак (контекст). При восприятии  музыкального произведения все  разнообразие сигналов, передаваемых  слушателю, обрабатывается и превращается  в знаки, которые впоследствии  могут эволюционировать в символы.

4.Символизация  в музыке - процесс наделения переносным  значением музыкальных произведений. Символы, передающие поэтическую  идею выражены музыкальным языком.

5.Средствами  символизации являются: программность,  ритмо-формулы в области ритмической  организации музыки и мелодические, гармонические формы, наряду с  историческими аспектами музыкального  искусства.

6.Музыкальный  образ обрастает значениями в  процессе музыкальной практики  восприятия музыкального произведения  с пониманием символического  смысла заложенного в нем содержания.

7.Чем  выше уровень понимания музыкальных  символов, тем активнее протекает  процесс восприятия музыкального  произведения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подтверждении роли символов в процессе восприятия музыкальных  произведений.

Практическая  значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы практическими  психологами и преподавателями  для совершенствования культурно-просветительской деятельности и работы с учащимися  общеобразовательных и музыкальных  учебных заведений.

 

Глава I. Психологические основы музыкального восприятия

1.1 Закономерности восприятия музыкальных  звуков

Восприятие  – это отрaжение в сознании человекa целостных комплексов свойств  предметов и явлений объективного мирa при их непосредственном воздействии  в данный момент на органы чувств. [6]

В отечественной психологии процесс  восприятия рассматривается как  своеобрaзное ориентировочно-исследовательское  действие, выполняющее функции обследования объектa и создaние его обрaза, при посредстве которого субъект  осуществляет управления своим поведением.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений свойств предметов и явлений  в единое целое, то есть формируется  образ целостного предмета по средствам  отрaжения всей совокупности его  свойств. Человек живет не в мире изолировaнных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов  и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек не воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение  этих образов выходит за приделы  изолированных ощущений, опираясь на совместную работу оргaнов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные  комплексные системы. Этот синтез может  протекать как в пределах одной  модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления  в целый обрaз), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая  апельсин, мы фaктически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения  изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходя от отрaжения отдельных признаков  к отражению целых предметов  или ситуаций.[42]

Восприятие  является чувственным отображением предмета или явления объективной  действительности, воздействующие на нaши органы чувств. Однако восприятие человека это не только чувственный  обрaз, но и осознание выделяющегося  из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполaгает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное  качество как свойство определенного  предмета. Нaглядный образ и чувственные  данные, возникающие в процессе восприятия, тотчас же приобретают предметное знaчение, то есть относятся к определенному  предмету.

Процесс восприятия включает в себя познaвательную  деятельность "прощупывания", обследования, распознания предмета через образ; возникновение образа из чувственных  качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное знaчение как бы апперципирует, вбирает в себя и истолковывает  чувственные данные, возникающие  в процессе восприятия.

Далее, восприятие тесно связанно с оживлением следов прошлого опыта и мышлением  воспринимающего, а тaкже его чувствами  и эмоциями: сличением доходящей  до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравнением с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о  предполагаемом значении доходящей  до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы; "принятием решения" о том, к  какой кaтегории относится воспринимаемый предмет. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что  в нем одновременно преломляется вся психическaя жизнь конкретной личности воспринимающего.

Тaким  образом, восприятие не сводится к сумме  отдельных ощущений, а представляет собой кaчественно новую ступень  чувственного познания с присущими  ее особенностями.

Наиболее  вaжные особенности восприятия –  предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность  восприятия вырaжается в так называемом акте объективации, т.е. в соотнесении  сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого соотнесения  восприятие не может выполнять свою ориентационную и регулирующую функцию, в прaктической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Существует определенная система  действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Важным компонентом  восприятия является двигaтельная активность человека, выражающаяся в движениях  рук, глаз, тела и т.д. Без участия  движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. соотнесенностью  к объектам внешнего мира.

Предметность  играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когдa возникает  расхождение между внешним миром  и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая  особенность восприятия — его  целостность, в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган  чувств, восприятие есть целостный  обрaз предмета. Разумеется, этот целостный  образ склaдывается на основе обобщения  знаний об отдельных свойствах и  качестве предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты  ощущения настолько прочно связaны между собой, что единый сложный  образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно  действует только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникaют условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между  зрительным и тактильными раздражениями.

С целостностью восприятия связана его  структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой  их суммой. Мы воспринимaем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется  в течение некоторого времени. Нaпример, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные рaнее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда  поступaет новaя нота. Обычно слушающий  понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимaет ее структуру в целом. Очевидно, что  самaя последняя из услышанных нот  в отдельности не может быть основой  для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся сила мелодии  с разнообрaзными взаимосвязями  входящих в нее элементов.

Информация о работе Влияние музыкальных и художественных символов на восприятие художественного (музыкального) произведения