Витражное искусство. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа

Краткое описание

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Витражное искусство.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Инструменты для изготовления витражей

Конечно, для создания идеального витража необходим ряд основных инструментов, и сегодня приобрести их уже не составит труда. Если вы захотите научиться витражному делу самостоятельно, то легко можете купить книги, посвящённые данному искусству, и погрузиться в этот удивительный процесс. Вам может понадобиться стеклорез, специальная линейка на присосках, сито для распределения сыпучих веществ (красителей, спайки), кисти, красители для стекла, металлические ленты, транспарантные краски, паяльник, специальный клей, а также плоскогубцы и шлифовальная машинка. К счастью для рукодельников и профессиональных дизайнеров все эти инструменты можно приобрести в тематических магазинах.

Применение витражного искусства

Благодаря своей уникальности и  множеству вариантов исполнения, витражи стали по-настоящему популярны  в наше время. Сегодня это искусство  уже не просто отголоски готического  стиля Европы, это элемент современного искусства, который может быть вписан практически в любой стиль, от богатого барокко до смелого модерна и стиля хай-тек. Ко всему прочему, витраж стал использоваться не только в качестве заполнения оконных проёмов, теперь их можно встретить как декоративное дополнение дверей, мебели, фоторамок и дизайнерских картин, панно, дополняющих общую стилистику того или иного помещения. Исходя из этого, можно сказать, что, если вы ещё не нашли себе занятие по душе, то витражное искусство - возможность восполнить данный пробел. 

 

 

 

Витраж – редкое явление  в современных дизайн проектах. Нечастое его использование обуславливается высокой ценой. Каждое такое изделия обычно является ручной работой мастера, и изготавливается из высококачественного стекла.

Витражи в дизайне интерьера  используют декоративную функцию стекла. Разноцветные фрагменты способны пропускать или отражать свет, проникающий в помещение по-разному. Этот эффект и создаёт то удивительное и впечатляющее зрелище.

Слово «витраж» в переводе с латинского означает «оконное стекло». Но русскоязычное  население привыкло называть этим термином именно разноцветное стекло.

Витраж в дизайне интерьера  современных помещений явился из религиозного средневековья. В те времена  они устанавливались исключительно  в церквях. Позже витражи стали  использоваться во дворцах. Лишь в новой истории витражи в дизайне интерьера явились частью интерьеров обычных жилых помещений и разнообразили свою дизайнерскую тематику.

Содержание

  • 1. История витражей
    • 2. Витраж в современном интерьере
    • 3. Виды витражей
    • 3.1 Классический паяный витраж
    • 3.2 Тиффани
    • 3.3 Фьюзинг
    • 3.4 Матированный витраж
    • 3.5 Витражи "Plastic Lead"
    • 3.6 Кастинг
    • 3.7 Пленочный витраж. Технология SGO
    • 3.8 Фацетный витраж
    • 3.9 Моллирование
    • 3.10 Комбинированный витраж
    • 3. 11 Расписной витраж (роспись по стеклу)
    • 3.12 Травлёный витраж
    • 3.13 Лазерная гравировка

1. История  витражей

Слово "витраж" произошло от французского "vitre" (оконное стекло).

Самой первой витражи  стала использовать католическая церковь. Свет, проходя сквозь витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно в храмах. Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно. Оно родилось в Египте, возможно, самой магической цивилизации и было непрозрачным. Прозрачное бесцветное стекло появилось одновременно с христианством.

Один из самых первых известных витражей был обнаружен  в монастыре Святого Павла  в Англии. Он датируется 686 годом  нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

В 1930 году археологами  при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания. Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

В начале первого тысячелетия  нашей эры (Романский период) в  архитектуре стало значительно  больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.

Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым  этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

Одна витражная панель в Средние века состояла часто  из сотен кусочков стекла. Затем  некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров. Для прочности такие большие окна делили на панели меньшей площади, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.

Процесс начинался с  изготовления цветного стекла. В Средние  века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.

Давно прошли те времена, когда витраж был привилегией  лишь монументальной архитектуры и  дворцовых залов. Ушли в прошлое  турниры благородных кавалеров, сражавшихся за сердца прекрасных дам. Но "цветные стекла", так некогда именовали витражи, оживлявшие интерьеры дворцов и особняков коронованных персон, остались. Правда, сейчас они украшают городские квартиры, коттеджи, кафе, бары, офисы, став практически непременным атрибутом современного дизайна.

И если у представителей династии Людовиков не было особого  выбора, какую технологию использовать при изготовлении витражей для своих  дворцовых покоев, то сейчас заманчивых предложений достаточно. И, прежде чем  взяться за дизайн своей квартиры (офиса, коттеджа, особняка и т.д.), следует определиться, какие витражи заказывать.

2. Витраж в  современном интерьере

Витраж отлично уживается  с любым стилем интерьера - от классики до хайтека. Он всегда уместен на кухне, в ванной, гостиной или кабинете. Витражные окна не только привносят уют в дом, но и позволяют создать яркое пятно в интерьере, скрыть не слишком презентабельный вид из окна, защитить от чужих глаз.

С помощью витража, например, можно решить проблему темной прихожей или холла, где одна или несколько дверей. Правильно подобранные по цвету и прозрачности витражные двери в сочетании со светлыми обоями сделают холл светлее и уютнее. Когда витраж в качестве перегородки или стены разграничивает помещение, он способен создать иллюзию нового пространства даже в небольшой комнате. А если вы повесите в комнате цветной плафон, то вместо "тяжелого" потолка над головой может засиять, например, "звездное небо".

Главное - соблюсти основное правило: витраж должен сочетаться с  интерьером по стилю и цветовой гамме.

При размещении витражей следует учитывать характерные  приемы решения окон-витражей.

Окно в виде сплошного  светового пояса в верхней  части стены иллюзорно увеличивает  высоту помещения, световой пояс хорошо пропускает лучи низкого утреннего и вечернего солнца, при этом хорошо освещается потолок, а стены и пол - приглушенно. Обычно такие окна рекомендуют для спален и кухни.

Сплошь остекленная  стена увеличивает действительные размеры помещения, в изобилии пропускает солнечные лучи и больше подходит для большой общей жилой комнаты.

Окно в виде узкого вертикального проема зрительно  делает помещение уже; проем может  служить дверью-выходом на террасу, но такое окно не обеспечивает достаточной  освещенности.

Окно в виде узкого светового пояса посередине стены как бы расширяет небольшое помещение, в достаточной мере пропускает солнечный свет, ровно освещая все помещение; в нужной степени создает ощущение изолированности и подходит для дизайна любого помещения.

В последнее время  модными стали витражные вставки в стены над баром. Здесь также необходима внутренняя подсветка. Конечно же, при возможности желательно использовать классический способ выполнения витражей. Хоть он очень сложный и требует высокой квалификации изготовителя, а также дефицитных материалов, но все это окупается добротным качеством. По этому способу любой элемент вырезают из специального цветного стекла. Затем этот элемент обрамляют П-образным свинцовым профилем. Обрамленные элементы припаивают друг к другу.

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили  возможности функционального использования  витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все  чаще стали встречаться приёмы, где  витраж используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений в виде панно.

Благодаря своей светопропускной  способности, плоскость витража  может служить прекрасным приёмом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере необычные цветовые решения.

Но чаще всего витражи  заказывают в окна. При этом нанесённое изображение может полностью  изменить открывающуюся взору перспективу и унылый индустриальный пейзаж, который навевал тоску через обычные окна, превратиться в бескрайнюю даль с горной грядой на горизонте. Кстати, витражи стали изготавливать и в стеклопакетах, причем все свойства и преимущества современного остекления сохраняются. Довольно часто заказывают портреты, дружеские шаржи, изображения на зеркалах. Все это вполне реально.

А работают витражных  дел мастера сейчас по тем же принципам, что и их коллеги в старину: все для клиента, все для его  комфорта. Предлагают готовые эскизы или работают по тем, что приносит заказчик или его архитектор, автор дизайн-проекта. После кропотливой работы с заказчиком из-под карандаша дизайнера выходит нечто действительно великолепное, броское и неповторимое. Как говорят специалисты, стоит заказчику "завести" в доме один витраж, как у него разыгрывается аппетит на "цветные стекла". И в конечном итоге - он оказывается в выигрыше.

Витраж как предмет  искусства уникален и дорог - как  в прямом, так и в переносном смысле. Настоящее произведение искусства, которое не стыдно будет и внукам передать, может создать лишь настоящий художник. Заказывая витраж, обсуждая с мастером его стилистику и колорит, имейте в виду, что между эскизом и конечным результатом есть существенное различие. И только автор в состоянии предугадать, как будет выглядеть его творение. Поэтому правильней всего, поняв общую идею будущего произведения, в дальнейшем довериться таланту и опыту художника. Такое взаимопонимание между заказчиком и мастером приблизит конечный успех всего предприятия.

Витраж не останется  незамеченным и лишит банальности  самый заурядный интерьер квартиры или офиса. Давно перестав выполнять  функцию лишь заполняющего проемы декоративного  элемента интерьера, витраж способен стать  стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только дизайн интерьера, но и экстерьер здания.

3. Виды витражей

3.1 Классический  паяный витраж

Свинцово-паяный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и  послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Классический витраж несет ни с чем не сравнимую  красоту, свое обаяние, свой шарм. Однако классика не всегда подходит к ритмам современной жизни. В современных  интерьерах в моду вошли витражные  панно, закрывающие потолочные светильники, внутренние междуэтажные колпаки-фонари, прозрачные стенки-перегородки в жилых комнатах. Новые функции потребовали новых технологий и горячей, и холодной обработки стекла на стадии подготовки деталей витража.

Помимо традиционных существует также несколько современных методов изготовления витражей.

3.2 Тиффани

Одной из наиболее распространенных техник изготовления витража является техника "Тиффани". Такое название она получила от имени своего изобретателя и популяризатора американца Льюиса Тиффани, на рубеже 19-20 веков вдохнувшего новую жизнь в древнее искусство.

Информация о работе Витражное искусство. История и современность