Витражное искусство. История и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:15, дипломная работа

Краткое описание

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I Художественное своеобразие витражного искусства………………….7
1.1 Исторические особенности росписи по стеклу…………………………..…7
1.2 Современные направления и приемы работы в технике витража………..18
1.3 Витраж в современной квартире…………………………………………....25
Глава II Опытно-экспериментальная работа по изготовлению декоративных панно в технике витража …………………….…………………………………31
2.1 Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу.………………………………………………………………………...…..31
2.2 Технология изготовления триптиха «Город, наоборот» в технике росписи по стеклу………………………………………………………………………….35
2.2 Методические рекомендации для организации кружковой работы в технике росписи по стеклу…………………………………………...................38
Заключение……………………………………………………………………….45
Библиография…….…………………………………………………………..…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Витражное искусство.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

 

В конце  позапрошлого века была изобретена новая  технология сборки, получившая название "Тиффани", по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. Стоимость изделий в стиле "Тиффани" от 1000$ за кв. м.

 

Помимо  классических, существует несколько  современных методов изготовления витражей. Один из них - по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла.

 

Эта технология имеет несколько  неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, применение в качестве основы для такого витража листового  стекла делает возможным использование  его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Во-вторых, основой для этого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

 

Следующая современная технология изготовления витражей называется "фьюзинг" ("спекание"). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Несмотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии "фьюзинг", могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека. Стоимость витража в технике "фьюзинг" - от 700$ за кв.м. [18, с 45]

 

Существует также технология "кастинг", известная у нас как "муранское  стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла.

 

Но в отличие от стекла в технике "спекания" рисунок на "муранском  стекле" ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

 

Витраж в технике пескоструйной  гравировки на стекле и зеркале значительно  дешевле предыдущих - от 250$ за кв. м. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько  слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном, работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на "цветочно-виноградную тему", также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле. (Приложение 4)

 

Рядом со сложными технологиями настоящих  витражей сегодня можно встретить  технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны и не доставят радости в интерьере. Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей. Благодаря повышенному вниманию к ценности "чистого" материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением.

 

Самым дешевым способом декорировать свой интерьер на сегодняшний день является роспись по стеклу, которую  можно произвести самостоятельно без  каких-либо трудностей.

 

Технология изготовления такова: подготавливают картон с выбранным цветным рисунком и контурными линиями, выполненными тушью. В соответствие с рисунком производят резку (обычным роликовым стеклорезом) цветного стекла. Затем на картон кладут лист прозрачного силикатного стекла и делают "сухой" примерочный набор витража. Цветные стекла выкладывайте точно по эскизу. Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью готовят раствор (1 часть цемента, 3 части песка и 1 часть клея, типа ПВА). Перед заливкой, края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазывают раствором. После подсыхания производят основную заливку пространства между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным. этот витраж вы используют как декоративный настенный элемент. Витражи для окон выполняются на вынутом из рамы стекле.

 

Современный витраж рассчитан на электрическое  освещение, что значительно расширило  возможности его применения в  архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. [12, c 5]

 

Одними из самых популярных мест размещения витража в интерьере квартиры, дома являются двери или межкомнатные перегородки. Сейчас можно говорить о том, что витраж является неотъемлемой частью интерьера, подчас даже ключевой. Поэтому местоположение и роль витража в интерьере лучше всего закладывать на этапе проектирования.

 

Одну из самых важных составляющих в расположении витража играет освещение. Помимо естественного дневного света  добавляются искусственные источники  освещения (ложные потолки, ложные окна.).

 

Дневной свет позволяет видеть все  преимущества витража - в течение дня витраж переливается самыми разными цветами, эффектно и красиво преображает дневной свет, увеличивая зрелищность. Искусственный свет изменяет атмосферу в комнатах до неузнаваемости - от приглушенной, интимной, до более эффектной и расширяющей пространство интерьера за счет новых источников света. Примерами являются лампы из витража в стиле Тиффани. Палитра стекла для витражных окон или абажура лампы из витража выбирается в зависимости от интенсивности освещения - для приглушения света или увеличения его яркости за счет оттенков цвета. Также часто выбирается стекло, при котором в помещение за витражом практически не проникает взгляд - здесь витраж служит в качестве искусственных перегородок или окон.

 

Применение витражей в дизайне  интерьеров всех стилей бесконечно в своем многообразии. Это и великолепные дверные порталы, и ниши, где витражи выглядят настоящими картинами в стекле, и перегородки для разделения зон в интерьере, витражные фризы в зимних садах, витражные вставки в мебель и в кованую решетку - и в доме, и в саду, всегда витраж прекрасен, неповторим, оригинален. Благодаря нашим высоким техническим возможностям мы можем создать целые объемно-пространственные декоративные композиции из стекла и металла с применением горячих эмалей, великолепно вписывающиеся в дизайн интерьера и обогащающие его необычным эффектным звучанием.

 

Таким образом, витражи к месту  не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

 

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере  особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность  стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

 

 

 

 

Витраж: история  искусства, виды, материалы и инструменты  для витража

Витражное искусство занимает весомое  место в истории, являясь одним  из основных элементов убранства огромного количества святых храмов по всему миру. Не заметить украшенные витражами окна и двери практически невозможно, ведь с первых секунд знакомства мы погружаемся в новый мир впечатлений, которые дарят нам многочисленные сюжеты, выраженные с помощью разноцветных стёкол или тонких каменных пластин. Попадая в здание с витражами, вы испытаете неповторимое удовольствие, наблюдая за тем, как солнечный свет во всех красках представляет вам образы искусства.

История витражного искусства

Витраж – это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проёмов на фасадах здания. Основой витража являются отдельные элементы, выполненные из стекла или некоторых пород природного камня разного цвета, спаянные между собой. Наиболее часто данный вид искусства применялся именно для украшения соборов и храмов, заполняя их оконные ниши. Искусно выполненные пейзажи, сюжеты и лики святых, освещённые лучами солнца, - одна из главных особенностей витража. Его красота и самобытность быстро приковала к себе внимание людей и сделало это декоративное искусство очень популярным ещё в начале XII века. Немалое распространение в это время витраж имел и в России, правда, не занимал главенствующих позиций в интерьерах домов и усадеб.

Данное искусство стало настолько известно и привлекательно, что уже к началу XIX века было изобретено масса способов имитировать, то есть создавать подделки, оригинальных витражей. Разгадать загадку их создания было очень трудно, поэтому на рынках стали появляться стеклянные полотна, раскрашенные масляной краской или проклеенные разноцветной бумагой. Одно время за оригинальное витражное искусство выдавались изделия императорского стеклянного завода, которые, по сути, представляли собой соединение однотонных геометрических элементов.

Секреты производства витражей долгое время не могли быть раскрыты, поэтому  в период активного культурного  развития России, а в частности, Санкт-Петербурга сюда завозились преимущественно готические произведения европейских мастеров. Эти композиции, названные чуть позже транспарантными (прозрачными) картинами, заняли особое место в культурном обрамлении северной столицы и стали показателем европейского стиля, столь популярного в середине XIX века.

Прорыв в витражном производстве осуществил русский художник Сверчков В. Д., мастерская которого, однако, находилась за границей. Очень скоро именно его витражи заполнили одни из самых знатных домов и соборов Петербурга.

В конце XIX – начале XX века изобретение  новых способов производства, обработки  и покраски стекла дало возможность создавать более качественные транспарантные картины, делать их более искусными и актуальными для своего времени, наполненными художественной композицией. Это в свою очередь подтолкнуло общество на открытие своих ателье уже в России, и расширило возможности использования витражного искусства не только в архитектуре, но и в предметах быта.

Несмотря на периоды упадка производства витражей, это искусство дошло  до наших дней и сейчас имеет не последнее значение в архитектурном убранстве городов уже по всему миру.

Виды витража

На сегодняшний день существует огромное количество видов витража, а также способов производства элементов  для него, но из основных можно выделить следующие:

  • Классический - один из первых и самых простых видов витража, который предполагает сбор сюжета из несложных элементов, спаянных между собой свинцом, латунью или медью. В некоторых осовремененных вариантах используются металлические ленты. Например, в милых дизайнерских витражах от салона Тиффани. Подобные изделия производятся путём выпекания при определённой температуре, либо путём простой спайки элементов;
  • Расписной – наравне с плёночным, контурным и накладным витражами, этот можно назвать своеобразной имитацией техники, так как не предполагает непосредственной подборки отдельных частей, создающих единую картину. В данном случае весь сюжет наносится специальными прозрачными красками, а контуры лишь внешне напоминают металлическую спайку;
  • Литой – особый вид витража, наиболее эффектный и красочный. Он предполагает отдельное производство каждого элемента, который выдувается или отливается вручную. Формы и объёмы, которые можно создать подобным образом, позволяют добиться невероятного эффекта, благодаря многократному преломлению света;
  • Травленый – витраж сродни литому, только объёмы и фактура в данном случае добивается с помощью использования специальной кислоты. Для достижения ярко-выраженного рельефа применяется многослойное травление;
  • Комбинированный – направление витражного искусства, включающее использование различных видов и способов изготовления.

Помимо указанных можно отметить такие виды витража, как пескоструйный, спечной, нацвет (тонкое стекло на толстом), кабошон (рельефная стеклянная вставка) и узор «мороз» имитирующий зимние узоры на окнах. Выбор поистине очень велик!

Информация о работе Витражное искусство. История и современность