Аннотация по хоровому дирижированию на произведение М.А. Парцхаладзе «Озеро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Произведение «Озеро» относится к жанру хоровой миниатюры. В этом произведении представлена картина ночного озера, навевающая философские мысли.
Данная хоровая миниатюра написана в концентрической форме (зеркальная; ABCBA)

Вложенные файлы: 1 файл

Парцхаладзе аннотация.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 7 «Маросейка»

 

 

 

 

Аннотация по хоровому дирижированию

на произведение М.А. Парцхаладзе

«Озеро»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 221 группы

Иванникова Ирина

Преподаватель: Леплинский А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г. 
Мераб Алексеевич Парцхаладзе

(1924 – 2008 )

М. А. Парцхаладзе – советский композитор, народный артист РСФСР (1986 г.). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967 г.). В 1953—1957 преподаватель Московского хорового Училища. С 1964 года стал членом КПСС.

М. А. Парцхаладзе родился 15 декабря 1924 года в Тбилиси, в семье грузинского композитора. Музыкальные занятия Парцхаладзе начал в Батумском музыкальном училище по классу фортепиано у педагога Г.Д. Бучинского. Во время Великой Отечественной войны Парцхаладзе находился в рядах Советской армии, награжден медалями Советского союза. В 1946 году – молодой композитор – студент Одесской, а затем Тбилисской консерватории совершенствует свое мастерство и в 1950 году приезжает в Москву, где оканчивает Московскую консерваторию в 1953 году и аспирантуру в 1959 году у известного педагога – профессора С. Богатырева.

Через всю жизнь несет Парцхаладзе любовь к грузинскому фольклору, народной грузинской песне. «Хотя я уже давно живу в Москве, - говорит Мераб Алексеевич, - но мои корни, корни моей музыки в грузинской народной песне, яркой и щедрой ее природе, в жизни и красоте её народа, в её героической истории, в радостном сегодняшнем дне».

Значение грузинского фольклора, бережное отношение к народной песне определяет особенность почерка композитора. В своих произведениях он использует подлинно народные темы. В его мелодике, гармонии, приемах полифонического письма, в манере изложения, несомненно, ощущается та национальная почва, которая его вырастила.

Мераб Алексеевич за годы своей творческой деятельности создал произведения в самых различных музыкальных жанрах. Он пишет симфоническую музыку. Одно из самых ярких произведений этого жанра – симфоническая поэма «Нестан» по мотивам поэмы Шота Руставелли, «Витязь в тигровой шкуре», струнный квартет, соната для скрипки и фортепиано, камерные инструментальные произведения.

Многие работы композитора получили широкую известность. Большой успех выпал на долю фортепианного концерта, который прозвучал в Большом зале Московской консерватории в исполнении Л. Бермона и Большого симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова. А струнный квартет вошел в репертуар квартета им. Бородина. Его песни стали неотъемлимой и яркой частью репертуара многих известных хоровых коллективов в разных странах. Целый ряд песен Мераба Алексеевича удостоен премий на Всесоюзных и Всероссийских конкурсах. Много внимания композитор уделил музыке для театра, радио и кино. Он написал музыку к таким фильмам, как «Дерсу Узала», «Необыкновенные встречи», «Тринадцатый рейс», к спектаклям Московских театров, «Верхом на дельфине», «Один без ангелов».

Жанр хоровой музыки особенно занимает композитора. Парцхаладзе писал хоры для смешанного состава, а также для женского и детского.

Его перу принадлежат: хор «Родина моя», занявший первую премию на всесоюзном конкурсе патриотической хоровой песни.

Композитором написаны более 70 хоровых произведений для детей и столько же детских хоровых песен: «Весна», «Песня о Родине», «Утро Отчизны» и т.д. Сочинения исполняются лучшими хоровыми коллективами не только у нас в стране, но и за рубежом.

На протяжении всей жизни Мераб Парцхаладзе пишет музыку для детей. Это «Детский альбом», в котором 17 фортепианных пьес. И в каждой пьесе найден какой то характерный штрих, какой то образный «ключик», пробуждающий фантазию маленького пианиста.

Последние годы композитор охотно создавал для детей вокальные произведения. Композитором сочинена детская сюита «В лесу». Он использовал все богатство красок симфонического оркестра для создания живописных пейзажных зарисовок, для изображения живых обитателей леса. Среди сборников для детей есть 4 сборника детских хоров a cappella: «Утро Родины», «На свете много разных стран», «Песня ручья», «Здравствуй, утро».

Его хоровые произведения тесно связаны с грузинской народной песней, они разнообразны по динамике, используются различные приемы звуковедения, различные штрихи, небольшие диапазоны партий, украшения в мелодии, что характерно для грузинской музыки, нередко применяется органный пункт. Опираясь на национальные традиции, Парцхаладзе часто использует полифонию. В партии мужских голосов Парцхаладзе часто применяет характерное движение в квинту, что является одной из наиболее ярких черт грузинской музыки.

Во всех произведениях композитора музыкальный язык очень разнообразен и колоритен.

Основные произведения:

  Музыкальные сказки: Холодный нос, короткий хвост (1970), Самый лучший Дед-Мороз (1960); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1953); для дух. орк. — Грузинский марш (1951); для солистов, хора, ансамбля танцоров и орк. груз. нар. инстр. — Горы поют (1976); Струн. квартет (1951); для скр. и ф-п. — Напев (1951), Соната (1958); для ф-п. — пьесы, в т. ч. Пандурули (Токката, 1948), Детский альбом (1962); для голоса и ф-п — романсы; для хора — У вечного огня (Вокализ, 1974), Родина моя (сл. Ю. Полухина, 1974), песни, в т. ч. Мы помним дороги (сл. Я. Халецкого, 1957), Забудь обидные слова (сл. Г. Регистана, 1957), Московская улица (сл. М. Сергеева, 1958), Ленин — знамя всех побед (сл. Я. Белинского, 1961); дет. песни, в т. ч. сб. Солнце глянуло в окно (1962—1967), Наш край (1969), Я юный ленинец (1974—1976), Хороша моя земля (1974—1976); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Свет далекой звезды" (1964), "Камешки на ладони" (1965), "Верхом на дельфине" (1968), "Одни без ангелов" (1971), "Пока арба не перевернулась" (1972); музыка к фильмам, в т. ч. "Необыкновенные встречи" (1959), "Дерсу Узала" (1961), "Обожженные солнцем" (1965), "Тропою бескорыстной любви" (1972); музыка к радиопостановкам, в т. ч. "Нонкина любовь" (1954), "Родина моя, прекрасный мой народ" (1958), "Скованные одной цепью" (1961), "Первый учитель" (1962); обр. нар. песен и танцев, в т. ч. сб. Народная музыка Абхазии (1973), Народная музыка Аджарии (1973).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к произведению «Озеро»

М.А. Парцхаладзе

Историко – стилистический анализ.

Произведение «Озеро» относится к жанру хоровой миниатюры. В этом произведении представлена картина ночного озера, навевающая философские мысли.

Музыкально – теоретический анализ.

Данная хоровая миниатюра написана в концентрической форме (зеркальная; ABCBA)

Начинается произведение в тональности ля-минор (часть А) с модуляцией в ре-минор (часть Б). В 3 части (часть С) в основном звучит Фа-мажор с переходом в 4 часть (часть Б) в ре-минор. Далее идет возвращение в тональность 1 части в ля-минор (5 часть, часть А) с модуляцией в ре-минор.

Следует отметить, что произведение завершается необычным тоническим аккордом – квартсекстаккордом.

Мелодия певучая, плавная.

Размер произведения – ¾. Ритмический рисунок довольно прост, используются

Темп grave (значительно, торжественно, тяжело), однако в 3 части темп убыстряется.

Динамика в основном на p, pp, однако в 3 части динамика возрастает до mf, а в месте кульминации достигает f.

Кульминация:

В конце произведения morendo (замирая).

Хоровая фактура данного произведения – гомофонно-гармоническая.

 

 

 

Вокально – хоровой анализ.

Данная хоровая миниатюра написана для женского (или детского) хора и солиста.

Диапазоны партий:

С.                                                         С.

 

А.                                                         Соло

 

Тесситурные условия в основном удобные, за исключением звука «фа» 2 октавы у сопрано и звука «соль» 2 октавы у солиста.

Способ звуковедения – legato.

Дыхание цепное.

 

Определение вокально – хоровых трудностей исполнения.

  1. Интонационные

Горизонтальный строй

- скачки

           

 

 

 

 

 

- пение на  одном звуке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- пение  хроматизмов

 

- поступенное  движение мелодии вверх и вниз

 

 

 

Вертикальный строй

- пение  в октаву

 

- пение  параллельными терциями

 

 

 

 

 

 

2. Ритмические:

- мелкие  длительности (триоли) в быстром  темпе

 

2. Вокальные

- пение  гласных в одной вокальной  позиции

- распевания  слогов

- пение  на цепном дыхании

3. Дикционные

- труднопроизносимые  сочетания букв и слогов

- четкость  окончаний на согласный звук

- одинаковое  формирование гласных

- особенности  исполнения шипящих и свистящих  звуков

4. Агогические

- темповые  сдвиги (ritenuto)

- ферматы

       5. Дирижёрские

- передача  характера произведения его исполнителям

- ясный  показ вступлений и снятий

 


Информация о работе Аннотация по хоровому дирижированию на произведение М.А. Парцхаладзе «Озеро»