Хоровое пение и дирижирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Дирижирование (от франц. diriger — направлять, управлять, руководить), один из видов музыкально-исполнительского искусства, руководство коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного исполнения им музыкального произведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

Реферат: Хоровое пение  и дирижирование

по дисциплине: История  мировой культуры

на тему: Хоровое пение  и дирижирование

Дирижирование (от франц. diriger — направлять, управлять, руководить), один из видов музыкально-исполнительского искусства, руководство коллективом  музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой  и т.д.) в процессе подготовки и  во время публичного исполнения им музыкального произведения. Д. осуществляется дирижёром. Он обеспечивает ансамблевую  стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, своё понимание произведения. искусство Д. основано на специально разработанной системе движений рук. Важную роль в процессе Д. играет и лицо дирижёра, его взгляд, мимика. Современное Д. требует от дирижёра музыкально-теоретической подготовки, тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, а также активной, целенаправленной воли.

 

В России до 18 в. Д. было связано  главным образом с хоровым  исполнением. Первыми русскими оркестровыми дирижёрами были музыканты из крепостных. Наиболее известные дирижёры 18 в. —  И. Е. Хандошкин и В. А. Пашкевич. Крупнейшие русские дирижёры современного типа (2-я половина 19 в.) — М. А. Балакирев, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Значительное место в истории русского искусства  Д. принадлежит Э. Ф. Направнику. Выдающимися  дирижёрами начала 20 в. были В. И. Сафонов, С. В. Рахманинов, С. А. Кусевицкий. На первые послереволюционные годы приходится расцвет  деятельности Н. С. Голованова, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, В. И. Сука. После Октябрьской  революции в консерваториях были введены специальные классы оперно-симфонического и хорового Д.

 

Состоявшийся в 1938 1-й Всесоюзный конкурс дирижёров продемонстрировал  успехи советской школы Д. В числе  её первых представителей — Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. К. Иванов, Н. Г. Рахлин, М. И. Паверман.

 

В области хорового Д. традиции выдающихся мастеров, вышедших из дореволюционной  хоровой школы, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, Н. М. Данилина, А. В. Александрова, А. В. Свешникова успешно  продолжают воспитанники советских  консерваторий Г. А. Дмитриевский, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. А. Юрлов и  др.

 

Дирижер должен уметь объединить в процессе Д. индивидуальности отдельных  музыкантов, направляя все их усилия на осуществление своего исполнительского замысла. По характеру воздействия  на коллектив исполнителей дирижёров  можно разделить на два типа. Первый из них - "дирижёр-диктатор"; он безоговорочно  подчиняет музыкантов своей воле, собств. индивидуальности, подчас деспотически подавляя их инициативу. Дирижёр противоположного типа никогда не стремится к тому, чтобы артисты оркестра слепо  подчинялись ему, а старается  довести свой исполнит. план до сознания каждого исполнителя, увлечь его своим прочтением авторского замысла. Большинство дирижеров в разл. степени сочетает в себе черты обоих типов.

 

Получил также распространение  способ Д. без палочки (впервые введен в практику Сафоновым в нач. 20 в.). Он обеспечивает бульшую свободу  и выразительность движений правой руки, но, с другой стороны, лишает их легкости и ритмич. чёткости.

 

Истоки искусства. прослеживаются с древнейших времён. На ранних этапах развития народно-хоровой практики Д. осуществлялось одним из певцов — запевалой. В древности (Египет, Греция) и в средние века управление церковным хором часто производилось посредством хейрономии — системы условных движений рук. В 15 в. с усложнением многоголосия, развитием оркестровой игры и возникшей в связи с этим необходимости в более чёткой ритмической организации ансамбля сложился способ Д. с помощью баттуты (палки; от итал. battuta, буквально — удар), заключавшийся в "отбивании такта". С утверждением системы генерал-баса (17—18 вв.) музыкант, исполнявший партию генерал-баса на клавесине или органе (обычно автор музыки), стал осуществлять и Д. — самим своим исполнением, а также делая указания глазами, головой, пальцем или отстукивая ритм ногой. В 18 в. в ансамблях вырастает значение первого скрипача (концертмейстера). Он помогал дирижёру управлять ансамблем самой своей игрой, временами же прекращал игру и использовал смычок в качестве баттуты. Эта практика привела к возникновению так называемого двойного Д. При исполнении крупных вокально-инструментальных произведений в отдельных случаях число дирижёров доходило до пяти. Со 2-й половины 18 в., по мере отмирания генерал-баса, скрипач-концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Этот способ Д. долго сохранялся и в 19 в. в бальных и садовых оркестрах, небольших ансамблях. В 20 в. применяется иногда при исполнении музыки 17—18 вв.

 

С начала 19 в. развитие симфонической  музыки, расширение и усложнение состава  оркестра потребовали освобождения дирижёра от участия в общем ансамбле, сосредоточения всего его внимания на Д. На смену смычку постепенно приходит дирижёрская палочка. Она была введена  в практику И. Мозелем (1812, Вена), К. М. Вебером (1817, Дрезден), Л. Шпором (1817, Франкфурт-на-Майне). Одним из основоположников современного Д. (наряду с Л. Бетховеном и Г. Берлиозом) был Р. Вагнер. Со времён Вагнера дирижёр, ранее стоявший за своим пультом лицом к публике, повернулся к ней спиной, что обеспечило наиболее полный контакт его с артистами оркестра. Постепенно складывается современный тип дирижёра-исполнителя, не являющегося одновременно и композитором. Первым дирижёром-исполнителем, снискавшим международное признание, был Х. фон Бюлов. Среди выдающихся зарубежных мастеров искусства Д. конца 19 — начала 20 вв. — Х. Рихтер, А. Никиш (Венгрия), Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Р. Штраус (Германия), Г. Малер (Австрия), последующих десятилетий — А. Тосканини (Италия), Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, О. Клемперер (ГДР), Ш. Мюнш (Франция).

 

Хор (др.греч χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

 

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более  человек исполняющих одну и ту же партию.

 

Хором руководит дирижёр  или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

 

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты,тенора,басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).

 

Хор может петь в сопровождении  инструментов или без него. Пение  без сопровождения называется пением. Инструментальное сопровождение может  включать в себя практически любой  инструмент, один или несколько, или  целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

 

 

 

Голос. Строение голосового аппарата

 

 

 

"Человеческий голос  является результатом координированной  работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший  педагог 19 века (1805-1908 гг).

 

Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую  входят многие органы.

 

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани  считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый  легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и  приводит их в колебательное движение.

 

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и  тонкими. Ларингологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких (однако у Карузо - тенора были связки баса).

 

Колеблющиеся голосовые  связки образуют звуковую волну. Но для  того, чтобы человек произнес букву  или слово, необходимо деятельное участие  губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

 

Важную роль играет и носовая  полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании  голоса. Здесь звук усиливается, ему  придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние  носовой полости и придаточных  пазух. Именно их индивидуальность придает  каждому человеку своеобразный тембр  голоса.

 

Интересно, что полости  в передней части черепной коробки  человека полностью соответствуют  по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных  резонаторов.

 

Механизм правильного  голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.

 

Резонатор - прежде всегоусилительзвука.

 

Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника  звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса  позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство  обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

 

В вокальной педагогике различают  два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе.

 

Нижний, грудной резонатор  придает певческому звуку более  низкие обертоны и окрашивает его  мягкими плотными тонами. Обладателям  низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и  головного резонаторов.

 

Немецкий педагог Ю.Гей  считает "соединение грудного и головного  резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".

 

Важную роль играет дыхание  певца.

 

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание  определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и  очень многое другое.

 

В процессе пения дыхание  должно подстраиваться, приспособляться  к работе голосовых связок.

 

Это создает лучшие условия  для их вибрации, поддерживает то воздушное  давление, которое нужно при той  или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых  связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым  условием пения умение сознательно  управлять дыханием".

 

Справка. Умберто Мазетти  был одним из ведущих вокальных  педагогов (профессоров) Московской консерватории  начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Нежданова и Н.Обухова).

 

Певцу важно дыхание, связанное  с пением. Главное для певца  не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а  то, как удерживается и расходуется  это дыхание, как регулируется выдох  во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.

 

Научиться красиво и правильно  петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения  звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец  слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и  другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

 

"Пение - сознательный  процесс, а не стихийный, как  многие полагают" - Е.В.Образцова.

 

Певческие голоса как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.

 

Высокие голоса - это сопрано  у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и  баритон, низкие - контральто и бас.

 

Кроме того, каждая группа голосов  имеет еще более точные подразделения: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лирический и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

 

Правильное определение  природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

 

Следует помнить, что средний  регистр у всех певческих голосов  наиболее удобен при поисках естественного  звучания и правильных вокальных  ощущений.

 

Постановка голоса заключается  в выявлении его природы и  приобретении правильных технических  приемов пения.

 

Наличие хорошей (надежной и  перспективной) вокальной техники  приводит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и  др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.

 

Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая  сила голоса не являются полностью  исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного  обращения и хорошей школы  голос может обрести силу и  развиться в диапазоне.

Информация о работе Хоровое пение и дирижирование