Анализ картины Рембрандта Гарменса Ван Рейна «Даная»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Опираясь на достижения голландского реалистического искусства XVII века, наиболее полно, многогранно и глубоко эту задачу решил величайший художник Голландии — Рембрандт ван Рейн. Но – Голландия 17 века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей, художник никого не собирал вокруг себя. В его время Миревельт, а позже ван дер Гельст были в глазах всего мира истинными представителями нидерландского искусства. И если в настоящее время эти посредственные портретисты спустились с вершин славы, то это потому, что весь мир признал и прославил искусство Рембрандта. На собственном примере он понял, что толпа отдает предпочтение посредственности.

Содержание

Введение

Глава 1.
Жизнь и творчество Рембрандта
Биография и становление художника
1.2 Стили творчества художника

Глава 2.
Даная в творчестве Рембрандта
2.1 Миф о Данае и его роль в творчестве художника
2.2 Роль Саксии в творчестве Рембрандта
2.3 Тайна двух Данай

Глава 3.
Подробный анализ полотна «Даная» Рембрандта
3.1 Концептуальные особенности. Тема и идея
3.2 Композиционное решение
3.3 Технические аспекты полотна
3.4 Вандализм и тщательное восстановление

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Буйный вал, утомись, усни!

И пусть от тебя, о Зевс-отец, придет избавленье нам.

Преклонись! Если ж дерзка мольба,

Ради сына, вышний отец, помилуй мать!"10

Эти чудесные, трепетные  речи помогают уяснить нам «классический» характер античной девы. Миф очень обаятельный и привлекал многих художников.

  Тициан изобразил Зевса, окруженного облаками и рассыпающего золото целыми пригоршнями.11 Рядом с Данаей в первом варианте картины он поместил Амура. Корреджо заменил традиционный золотой дождь

светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных драпировок выделяется прекрасное, "грациозное", осязательно живое тело юной красавицы. У Рембрандта Зевс воплощен в рассеянном, легком и сильном потоке света, который купает Данаю в своих лучах.

  

 

 

 

2.2 Роль Саксии в творчестве Рембрандта

Обратимся к месту «Данаи» в творчестве Рембрандта. И здесь нам не обойтись без пристального взгляда на его возлюбленную Саскию, которая послужила первой моделью для «Данаи».

Знаменитый автор глубоких и скрупулезных исследований жизни  и творчества Рембрандта Гледис Шмитт по всей своей книге, посвященной своему кумиру, рассыпал описания головокружительной любви художника к златокудрой красавице Саскии – едва знакомой девушке, потом невесте, потом – жене: «Когда он наклонился, подавая ей кружку, ему пришло в голову, что в его власти положить конец всем этим бессмысленным уверткам – нужно только поцеловать ее. Губы Саскии были полуоткрыты, молочно-белые зубы блестели, тугое жемчужное ожерелье сдавливало мягкую, чуть порозовевшую шею, и Рембрандта охватило такое неистовое желание, что кружка задрожала у него в руках»12.

«В углу было сейчас темно, и, усаживая Саскию в позу, поднимая вверх ее головку, укладывая на коленях теплые влажные руки, откидывая назад разметавшиеся кудри, он все время слышал, как колотится его сердце. Затем с поистине царственной гордостью, которую придали ему новоиспеченная слава и послушная улыбка девушки, он властно потребовал свечей, и свечи были немедленно поставлены на пол и на полку над кроватью. Всего их оказалось семь, и стояли они так, что весь их свет падал на Саскию, озаряя ее волосы, драгоценности, глаза, приоткрытые губы.

  Какое великое счастье быть художником – это дает право смотреть!  И штрихами, уверенными и в то же время трепетными, мастерскими и в то же время нежными, он рисовал полные веки, виски, затемненные упругими колечками локонов, и ямочку в самом низу круглой шеи»13.

 После того, как он женился на Саскии (1634), его жизнь наполнилась безумием, блеском и радостью, и он рисует ее точно так же, как до того рисовал самого себя. И точно так же, как себя, он рисует ее с тем же блеском и сказочной роскошью.

Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство –

искусство сверхъестественного, волшебного, чудесного.

Рембрандт писал Саскию без устали в разные периоды ее короткой жизни.

 

2.3 Тайна двух  Данай

Через десять лет после  создания полотна «Даная» - в 1646 и 1647 годах картина была им переработана, после того, как минуло уже несколько лет со дня смерти Саскии и потрясения, связанного с ее преждевременной кончиной.

Долгое время картина вызывала недоумение. Почему нет золотого дождя? Отчего плачет амурчик?

Ответы получены благодаря  рентгеновским лучам, когда стало  понятно, что на полотне две «Данаи». Рембрандт переделал картину, изменив овал лица, длину пальчиков своей героини, детали интерьера - о чем только не расскажет рентгеновский анализ...14

Именно Саския была под верхним  красочным слоем.  На первом полотне  художник изобразил счастливую, ждущую своей любви женщину. Она была накрыта белым покрывалом, ведь Рембрандт не хотел, чтобы чужие глаза касались наготы любимой Саскии. Там амурчик улыбался, и картина дышала радостью, что было в унисон с душевным состоянием художника. У второй Данаи амурчик, изображенный со связанными руками и плачет. Наверно это были слёзы Рембрандта. Перед реставраторами стоит соблазн расчистить нижнюю «Данаю», но пока это только мечты.

Стоит остановиться на подробностях личной жизни Рембрандта, чтобы понять причину появления и особенности этой второй «Данаи». Исследователей удивляла темноволосая головка Данаи, ведь Саския была совсем другой.

  По одной версии, вторая Даная написана с жадной и нехорошей мошенницы, по другой – с преданной служанки, простой девушки, ненадолго украсившей жизнь художника. Но в любом случае важно, что с разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины – "светлая" и "темная", контрастные, как утро и вечер, из коих первая - Саския, являла собой ухищрения изысканной моды, вторая – простая девушка с естественной природной грацией.15

  Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного, а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.16

 Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Подробный анализ полотна «Даная» Рембрандта

    

 3.1 Концептуальные особенности. Тема и идея.

 

 Обрисовка Данаи как личности, как характера, как типа невозможна

без определения ее места  в этом пространстве, в этом мире, невозможна, если не определять ее взаимоотношения со средой. Кстати будет привести слова самого Рембрандта, определяющего позицию представителя внестилевой линии о том огромном значении, которое имеет для живописца изучение реальной действительности во всей ее совокупности, взаимосвязях и внутренней гармонии: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас». И такое отображение не должно быть пассивным – оно должно идти рука об руку с осмыслением увиденного: «Надо стараться понять все, что берешь в руки». Ибо воспроизведение того, что попадает в поле зрения художника, - это еще не конечный результат, а всего лишь, как говорит Рембрандт, «начальная школа», чтобы потом, в высшей, быть способным к восприятию более высоких воззрений»17. «И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные

правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного». Эта

неразрывность правды действительности и высокой идеи – одно из краеугольных положений рембрандтовского искусства. И его «Даная» - одна из самых ярких тому подтверждений.

  Основная тема Рембрандта, присущая многим его полотнам, проявляется и в «Данае» – человеческая жизнь в ее решающих моментах.18 Что было до и что будет после явления Зевса Данае – от нас скрыто, однако то, что происходит с ней в момент, запечатленный художником, – глубоко волнует именно потому, что это событие, возможно, самое главное в жизни молодой девушки. Именно важные, судьбоносные события, свидетелями которых мы оказываемся время от времени, вызывают в нас соучастие и иногда даже сострадание. Человеческая жизнь облекается здесь в мифологический сюжетный круг, но это способствует возведению изображаемой Рембрандтом ситуации на уровень собирательного образа, широкого охвата, широкого обобщения.

 Данае, как и многим героям Рембрандта, присуща огромная духовная сила, которая в единстве с окружающей ее ритмичной,

насыщенной эмоциональной  средой, воздействует на зрителя совершенно особым образом, и очень сильно.19 В смысле психологической многоплановости образов и способности уловить

тончайшие оттенки мысли  и чувства Рембрандт остается недосягаемой вершиной в масштабе всей мировой истории искусств.

  Особенность рембрандтовской концепции составляет единство обобщающих факторов с использованием всего богатства аналитических возможностей живописи.20 Это образное единство достигается Рембрандтом в сфере человеческого чувства и связано с интенсивно выраженным субъективным началом. Поэтому на созданиях художника – яркий отпечаток его личного творческого восприятия, его собственной этической оценки, его психологического состояния, движений его души. Конечно, это в полной мере читается в «Данае», которую он создавал влюбленным.

    

3.2 Композиционное решение.

 

  Что же касается «Данаи» Рембрандта, нельзя не обратить внимание, что он свободно оперирует перспективой: в композицию введены высокие и низкие точки зрения. Ракурсы в картине трудны и замысловаты, но Рембрандту удалось добиться их правдоподобного изображения. Характер ритма тоже значительно сложный. И самое главное – ритм на полотне Рембрандта достаточно динамичный.21

  Стоит еще обратить внимание на то, что в композиции Рембрандта эффект света и тени значительно увеличивает и роль ритма. Ритм художника включается в эмоциональное воздействие полотна. Именно из-за него зрителю открывается новое видение известных предметов и явлений, тайна золотого луча на его полотне благодаря ритму предстает именно тайной, а не просто потоком солнечного света, на который смотрит девушка. Усиление внимания к светотени и цветовому звучанию композиции позволяет Рембрандту объединить линии, цвет, тон в одно единое целое, которое гармонично и практически нерасчленимо, и в этом гармоническом целом ритм выполняет свою эстетическую задачу.

За счет более динамичного  и напряженного ритма Даная Рембрандта ощущается живой, то ли движущейся, то ли способной на движение.

    

3.3 Технические  аспекты полотна

 

  Глядя на рембрандтовскую «Данаю» мы погружаемся в световоздушную среду, как бы обволакивающую Данаю и другие материальные тела.22 А вспоминая понятие «световоздушная среда», мы вспоминаем о валёрной живописи. Валёр – это оттенок тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающий определенное соотношение света и тени и позволяющий тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде. Рембрандтовское полотно создает ощущение мелко и напряженно вибрирующей воздушной среды. Живописным воплощением этой среды служит, конечно, именно эта знаменитая тонкая рембрандтовская светотень. Очень важно бывает увидеть, куда направляет Рембрандт луч света, где находится источник, ибо это приводит к пониманию или ощущению сути картины. «Даная –вся с головы до ног купается в этом свете. И это помогает передать ее состояние – трепет, волнение, удивление, а с другой стороны – словно бы ждала, движение и к лучу, и от него одновременно – словом, все, что  можно назвать движениями женской души при встрече с любовью.

Из оптического фактора  эта световоздушная среда превращается в фактор

образно-эмоциональный.

  Для Рембрандта это тело Данаи священно. Он не прикрашивает его, хотя и рисует Саскию. Тело для Рембрандта – это материал, из которого создано человечество, печальное и прекрасное, жалкое и великолепное, нежное и сильное. Это тело он любит так же, как любит жизнь, и возвышает всем, что во власти его искусства.23

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Вандализм  и тщательное восстановление

  15 июня 1985 года психически больной нанес картине Рембрандта "Даная" в Эрмитаже два ножевых удара и облил ее соляной кислотой.

Для Эрмитажа "Даная" Рембрандта была приобретена Екатериной II в 1772 году в составе знаменитой коллекции барона Кроза во Франции и на протяжении многих лет являлась одним из шедевров эрмитажного собрания.24 
 Но 15 июня 1985 года, казалось, картина была утрачена навсегда. В то утро, в 11:45, на экспозиции в зале Рембрандта неизвестный мужчина нанес полотну два удара ножом и облил ее раствором серной кислоты. Впоследствии выяснилось, что преступник - гражданин Литвы - был душевнобольным человеком. Суд признал его невменяемым. 25 
 Сразу же после трагического инцидента началось спасение "Данаи" - не имеющий себе аналогов процесс реставрации. Поврежденный холст вынули из рамы и перенесли в реставрационную лабораторию. Поверхность картины промыли водой для нейтрализации действия кислоты. К вечеру, когда зафиксировали прекращение химической реакции, состояние картины стабилизировалось, обнаружили, что 70 % красочной поверхности остались неповрежденными.26 По приказу Министерства культуры была создана Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и администрация музея. Проведение реставрационных работ поручили эрмитажным художникам-реставраторам Е.Н.Герасимову, А.Г.Рахману, Г.А.Широкову. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта, удаление двух дублировочных холстов и подведение нового, глубинную регенерацию покровных лаков, была завершена уже к концу 1985 года. В течение последующих лет проводились работы по удалению натеков, в места утрат красочного слоя подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента, имитирующего цвет авторской имприматуры (светло-серый), на клеевом связующем.   
 Наконец, после того, как в июле 1987 года Государственная комиссия приняла проделанную работу, начался следующий этап реставрации, направленный на восполнение утрат и приведение картины в экспозиционное состояние27. Этот процесс проводился в традиционной для Эрмитажа и идентичной подлиннику технике масляной живописи на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Тем самым был соблюден важнейший принцип реставрации - обратимость, возможность в любой момент вернуться к исходной точке. На выставке в Эрмитаже, центральным экспонатом которой стала возвращенная к жизни "Даная", представлены многочисленные фотодокументы, отражающие различные стадии реставрационного процесса. Специальный режим "лупы" дает возможность увидеть картину, отдельные ее фрагменты, до и после повреждения, на разных этапах реставрации и после ее завершения.28 

Информация о работе Анализ картины Рембрандта Гарменса Ван Рейна «Даная»