Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Эстетические воспитания"

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx

— 107.68 Кб (Скачать файл)

1.Эстетика как наука.

Эстетика – одна из философских дисциплин. 
 
Термин "Эстетика" (от греческого олова "aisthetikos") был, введен в середине 18 века (1750 г.) немецким философом С. Баумгартеном, который дал название той области знания, которая уже существовала. 
 
Эстетика сложилась в недрах философии в середине первого тысячелетия до нашей эры, в эпоху рабовладельческого общества практически одновременно в Египте, Вавилоне, Китае, Греции. Это свидетельствует о том, что ее появление было вызвано общественными потребностями. Наибольшее развитие эстетика получила в античной Греции в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Платона, Героклита. Эстетические знания в античной Греции явились неотъемлемой составной частью различных философских систем. Расцвет философской и эстетической мысли в Древней Греции и разные философо-эстетические направления были связаны с развитием искусства и литературы, широкими культурными и экономическими связями с народами Востока, с успехами в экономической и политической жизни страны. 
 
Эстетика прошла длительный путь развития. Со времени своего возникновения - эстетическая мысль претерпела значительные изменения. 
 
В Древней Греции четко обозначились основные направления в развитии эстетики. Гераклит, Демокрит, Аристотель, Эпикур отстаивали положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах, отношениях и законах бытия. Гармония частей, пропорциональность, мера, единство многообразия, целостность рассматривались ими как объективные основы прекрасного. В античной Греции зародились и идеалистические эстетические теории. Так, Платон считал источником эстетического начала Идею, а пифагорейцы видели основу эстетического в количественных отношениях, понятых в. качестве идеальных сущностей. Идеалистическое направление эстетики получило продолжение в период феодального средневековья. Так, Августин Блаженный, Фома Аквинский видели первоначало красоты в боге. 
 
Эпоха Возрождения характеризуется развитием материалистических традиций античности. Основным положением эстетики Возрождения было утверждение красоты реального мира, природы, человека. 
 
Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Л. Альберти, М. Монтень, В, Шекспир, М. Сервантес, утверждали мысль о том, что природа и человек прекрасны и что задача художника - воспроизводить эту земную красоту. 
 
 
^ 9.2. Предмет и задачи эстетики 
 
 
Эстетика - наука об эстетическом в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, об общих принципах творчества по законам красоты, о генезисе, закономерностях развития и функционирования эстетического сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности. 
 
Предметом современной эстетики является сущность эстетического в действительности, закономерности развития эстетической культуры общества и личности, специфика искусства, его роль в жизни общества. Эстетическое в действительности - это ее объективные свойства и отношения, которые могут быть освоены людьми в чувственно-эмоциональной форме. Неотъемлемую сторону оценочного отношения человека к жизни составляет эстетическое восприятие ее, выражающееся в отношении к явлениям действительности как к прекрасным или безобразным, возвышенным или низменным, трагическим или комическим и эмоциональное переживание их. 
 
Задача эстетики - изучать закономерности эстетических отношений человека к миру. Современная эстетика как наука является связующим звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами: киноведением, музыковедением, театроведением, литературоведением. Философскими вопросами эстетики являются вопросы взаимоотношений материального и идеального в эстетической деятельности, субъекта и объекта, объективной основы и структуры эстетического сознания, связи искусства о другими формами общественного сознания и видами общественного производства. 
 
Эстетика является не только основой для различных искусствоведческих наук, но и сама использует огромный материал, собранный ими. Каждая из искусствоведческих дисциплин имеет свои особенности, изучает историю определенного вида искусства и исследует специальные проблемы теории этого искусства. 
 
Эстетика может успешно развиваться лишь в том случае, когда она опирается на богатейший материал, собранный и исследованный в области развития всех видов искусства, на историю искусства, художественную критику и практику. 
 
Эстетика как философская дисциплина связана с историей философии и общества. Невозможно решать проблемы возникновения и развития эстетического сознания вообще и искусства в частности, понять закономерности исторического развития искусства, если не учитывать специфику общественного развития. Рассматривая связь эстетики с философией и ее историей, следует в то же время подчеркнуть, «то эстетика как наука относительно самостоятельна и специфична. Она имеет систему своих категорий, и у эстетического сознания есть свои особенности, их эстетика и должна изучать. Общие философские законы действуют здесь в специфическом преломлении. 
 
Эстетика связана не только с теорией искусства, философией, историей философии, с историей, с историей культуры, но и с науками, исследующими теорию и историю других форм общественного сознания, прежде всего с этикой и историей этических учений, с историей религии и атеизма. Эстетика неразрывно связана с этикой. Общественное явление или поступок обладают одновременно эстетической и этической ценностью и оцениваются как прекрасное или безобразное, с одной стороны, и как добро или зло, с другой. Прекрасное и нравственное издавна в общественном и индивидуальном сознании понимаются как единство. 
 
Современная эстетика взаимодействует с такими науками, как психология, физиология, логика, педагогика, кибернетика и теория информации. Так, задачей психологии эстетического восприятия является установление природы эстетических чувств и определение условий их развития в практической деятельности и в процессе общения с искусством. 
 
Эстетика далекого прошлого была связана в основном с философией, искусствознанием и различными видами искусства. Современная же эстетика при исследовании основных своих проблем опирается не только на гуманитарные, но и естественные науки. Необходимость использования целого комплекса наук при исследовании проблем эстетической деятельности, эстетического сознания и произведений искусства объясняется их сложностью и наличием в них различных уровней и структур. 
 
Как всякая наука эстетика носит творческий характер, она не является законченным сводом знаний, непрерывно развивается. 
 
Предмет эстетики не был неизменным, он то сужался, то расширялся, а методы, используемые ею, все более совершенствовались. 
 
В современной эстетике основным методом исследования является метод диалектики, позволяющий рассматривать все эстетические явления во взаимосвязи, взаимодействии и развитии. 
 
В современной эстетике уделяется значительное внимание системному подходу к анализу проблем искусства и теории эстетики. Системный подход помогает эстетике понять закономерности структуры объекта науки, взаимосвязи его с другими, взаимодействие между его элементами. 
 
Искусствоведческие дисциплины, обогащающие эстетику конкретным материалом, исследуют структуру и специфику определенных видов искусства, их взаимодействие и обусловленность общественным производством и различными формами общественного сознания, их историю. 
 
Современная эстетика исследует эстетическую деятельность, объективную основу и структуру эстетического сознания, эстетические категории, основные проблемы искусства, его природу, структуру, место в системе общественных отношений, его социальные функции, вопросы развития теории и практики современного искусства. Подобный подход к предмету эстетики требует дальнейшей разработки научного аппарата и методов исследования на уровне современных философских, гуманитарных и естественных наук с целью более глубокого понимания предмета исследования. 
 
Эстетика как наука может развиваться только в связи с общественной практикой и существованием самого искусства. Да и сама эстетика является теоретическим обобщением практики эстетического творчества и выражением существующего в данном обществе эстетического сознания. 
 
Эстетическая теория начинается с общественной практики и ею обусловлена. В то же время она обладает относительной самостоятельностью в своем развитии, оказывает влияние на развитие искусства и на общество в целом, на эстетические вкусы и потребности людей. Эстетическая, теория способна практически воздействовать на окружающий реальный мир, активно перестраивать, переделывать его. Преобразование внешнего мира предполагает активную способность эстетического сознания, напряженную работу духа. Эстетическая теория функционирует и развивается как необходимое условие этого практически-преобразовательного отношения. В процессе эстетического преобразования мира человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры. В процессе создания этой новой культуры он развивает и совершенствует самого себя, свои творческие способности. Именно практическое преобразование окружающего мира является основой проявления эстетического и творческого активного начала. 
 
Осуществляя эстетически-преобразовательную деятельность, человек действует в сотрудничестве с другими людьми. Отношения людей как субъектов эстетически-практического действия к преобразуемой действительности предполагают реальное их взаимодействие. Эстетическая теория призвана формировать и совершенствовать культуру этого сотрудничества. 
 
Эстетическое совершенствование человека в процессе преобразовательной деятельности связано не только о развитием форм деятельности в окружающем предметном мире, но и с совершенствованием культуры общения. Именно культура общения является необходимым условием существования современного общества. 
 
Сейчас, когда перед обществом встают масштабные задачи переустройства его, улучшения жизни людей, возрождения духовной культуры, значение эстетической науки становится особенно очевидным. Она может и должна направить свои усилия на то, чтобы повысить духовную культуру общества.

40. Виды и жанры искусства.

Искусство в силу его универсальности и многообразия делится на виды и жанры, и выяснения  их особенностей волновала ученых с  давних времен. Первые попытки выделить виды искусства, которые совершили  Платон и Аристотель, не выходили за рамки изучения специфики отдельных  видов искусства. Целостную классификацию  видов искусства предложил Кант, но не в практической, а в чисто  теоретической плоскости. Впервые  системный характер изложения взаимосвязи  конкретных видов искусства (от скульптуры до поэзии) предоставил Гегель в  лекции "Система отдельных искусств»; в фундамент этой системы он положил  соотношение идеи и формы. После  Гегеля были созданы различные классификации  видов искусства, среди которых  на сегодняшний день не существует единственно признанным и устоявшихся; подходы к ним зависят от тех задач, которые пытается решить ученый.

Различные виды искусства  складывались исторически как выражение  богатства проявлений действительности и индивидуальных особенностей ее восприятия человеком. Выделяя какой-либо вид  искусства, принимают во внимание форму  и материал определенного проявления искусства, сложившийся исторически, его основные функции и предметные классификационные единицы. Например, формой литературного творчества является единство и завершенность определенного речевого сообщения, соответственно, язык является ее материалом, оно предназначено для индивидуального Причитывание и восприятия на основе воображения, а в качестве ее Ланку предстают его отдельные жанры: романы, рассказы, поэмы и др.. В конкретных видах искусство представлено так: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидения и т.д.. Иногда виды искусства представляют в более обобщенном варианте: вербальные (словесные) искусства (1), музыкальные искусства (2), театральные искусства (3), пластические искусства (те, которые воплощают в определенный материал более-менее конкретные образы - живопись, скульптура, графика) (4), монументальные искусства (комплексное торжественное искусство, например архитектура, здания театров, памятные комплексы и др.) (5), условные искусства (декоративные или символические) (6).

Поскольку множественность  видов искусства позволяет эстетически  более или менее полно осваивать  мир во всей его сложности и  богатстве, то не существует главных  и второстепенных искусств. Каждый вид имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с другими  искусствами, но все они находятся  в отношениях взаимного дополнения (что особенно ярко проявляется в  определенных видах синтетического искусства, например, в телевизионном  искусстве или в определенных современных инсталляциях). Коснемся кратко характеристик основных видов  искусства.

Архитектура как  вид искусства проявляет себя как формирование действительности по законам красоты при создании зданий, архитектурных комплексов, монументов, ландшафтных сооружений, промышленных и спортивных сооружений, призванных обслуживать потребности  человека в жилье и помещениях различного назначения. Архитектура  создает отграничен от природы утилитарно художественный мир, противостоящий стихийной среде и позволяет людям использовать очеловеченный пространство согласно их материальных и духовных потребностей. Архитектурный облик выражает не только назначение здания (мы легко можем отличить храм от обычного жилья), но и художественную концепцию мира и человека, даже сущность своей эпохи. Архитектура - это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Однако архитектура как искусство вовсе не является обязательным для решения прагматических задач, например, защиты человека от природных бедствий. В основе архитектурного образа лежат определенные фундаментальные схемы человеческого благоустройства пространства: отделение порядка от хаоса, вертикального измерения или напрямую от горизонтального, внедрение ритмов и циклов определенной размерности, и др.. Архитектура как вид искусства является пространственной и статичной. Художественный образ здесь создается с помощью соотношения масштабов, масс, форм, цвета, декора, связи с окружающим пейзажем, т.е. посредством специфически выразительных средств. Архитектура - это ярко историческое явление, есть разные исторические эпохи представлены здесь в весьма отличных художественно-архитектурных формах и решениях. Архитектура является одновременно и искусство, и инженерия, и строительство, требует огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, однако архитектурные памятники переживают века. Еще в древние времена архитектура вступала во взаимодействие со скульптурой, живописью, мозаикой, иконой, различными видами декоративной отделки, превращаясь в монументальное искусство.

 

9. Эстетическое чувство.

Эстетическое чувство — это способность людей получать эстетические впечатления и переживать их. Кроме того, это и сами переживания (наслаждение, волнение, радость, восторг и т.д.). Вместе с тем эстетическое чувство —это устойчивая (повторяющаяся) эмоциональная реакция на эстетические объекты (явления). 
 
Эстетическое чувство представляет собой элемент эстетического сознания, а также своеобразный инструмент эстетического познания. 
 
Эстетическое чувство отличается от простого чувственного восприятия тем, что оно связано с глубоким переживанием эстетического предмета и подчас не поддается четкому словесному определению. 
 
Эстетические чувства не даны человеку от рождения. Они формируются в ходе общественно-исторической практики и развиваются по мере того, как в процессе труда, в процессе всей практической деятельности обогащается эстетическое отношение людей к действительности. Карл Маркс писал о том, что в ходе трудового процесса рождались и формировались человеческие эстетические чувства — «...музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям». Поэтому, первымусловием для формирования эстетического чувства будет выступать практика в широком смысле этого слова. А поскольку эстетическоеприсуще всей действительности, то получается, что нет таких человеческих ощущений, на основе которых не могли бы сложиться эстетические чувства. Однако велика роль воспитания в формировании эстетического чувства, которое начинается с момента рождения ребенка. 
 
Второе условие формирования эстетического чувства связано с эстетическим наслаждением. В теории эстетической мысли не раз было обращено внимание на такую особенность эстетического чувства, какой является незаинтересованность. Вот почему К. Маркс писал: «Удрученный заботами, нуждающийся человек невосприимчив даже к самому прекрасному зрелищу; торговец минералами видит только их меркантильную стоимость». Ведь чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным значением. 
 
Можно ли из этого заключить, что эстетическое чувство не имеет серьезного смысла, жизненного веса? — Нет. Это не так. Эстетическое чувство оказывается «полезно», так как связано с практическими интересами людей и имеет реальное существенное значение в жизни общества. Не только в высоте мысли, но и во всем строе чувств утверждает себя человек в окружающем мире. 
 
Третье условие определяется тем, что эстетические чувства и вызываемые ими переживания развиваются вместе с развитием общества, все более глубоко и тонко отражают многообразие и сложность объективных эстетических отношений. Благодаря этому они и сами становятся все более сложными и многообразными. Они охватывают огромную область человеческих эмоций: от чувства восторга перед красотой и возвышенностью жизни или сострадания трагической гибели героя до сатирического осмеяния безобразного и отвращения перед низменным и пошлым. 
 
Эстетические переживания сами зачастую становятся возбудителем активных действий человека, действий, которые иногда определяют всю его дальнейшую судьбу. Примером может служить содержание японского «хайку» - жанр японской поэзии, представляющий собой нерифмованное трехстишие, которое состоит из 17 слогов (5 + 7 + 5) и отличается простотой поэтического языка и свободой изложения.

Эстетические чувства формируются  на основе всех человеческих отношений. Тем не менее, решающая роль в их формировании принадлежит искусству. Вполне понятно, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека, только предмет искусства создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Вот почему важно помнить и знать, что формирование эстетического чувства наших детей будет зависеть от того, в какую эстетическую деятельность они будут включены и какую роль в их жизни будет играть искусство. 
 
Говоря об эстетическом воспитании, следует иметь в виду прежде всего воспитание эстетических чувств, развитие и тренировку органов восприятия эстетических чувств, в первую очередь, зрения и слуха, деятельность которых является необходимым условием совершенствованияэстетического чувства.  
 
Являясь первоначальной ступенью эстетического сознания, эстетическое чувство имеет глубокую социальную обусловленность и направленность. Роль эстетического чувства в жизни человека огромна. Чем более оно развито, тем духовно богаче сам человек и многообразнее, полнее его жизнь, так как эстетическое чувство и переживание — это сложные, многосоставные, высшие духовные явления,решительно отличающиеся от элементарных чувств и желаний, связанных с удовлетворением материальных, физиологических и других потребностей. 

10. Эстетический вкус.

Под эстетическим вкусом понимается, во-первых, конкретная эмоционально - идейная оценка того или иного явления в области природы, общественной жизни или искусства; во-вторых, способность судить о прекрасном и безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого человеком от предмета или явления; в-третьих, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа правильно судить о красоте, выделять и определять прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений жизни и искусства.  
 
Являясь частью общественного сознания, эстетический вкус имеет свою качественную характеристику, свое отличие. Речь идет, прежде всего, о том, что эстетический вкус — это способность эстетической оценки на двух уровнях: на уровне непосредственного восприятия по принципу «нравится — не нравится» и на уровне эстетического суждения, то есть логизированного хода. Суждения вкуса содержат оценку тех или иных предметов или явлений. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящимися ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для восприятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогулок, новых стран и городов, для путешествий и т.д. 
 
Эстетический вкус выступает также и в виде нормы: в нем программируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений как в сфере жизни, так и в сфере искусств 
 
Каждое новое поколение в начале своего духовного развития получает в качестве наследства систему определенных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже преодолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохраняет то объективное начало, которое существовало в них, обеспечивая преемственность эстетического развития. Таким образом, эстетический вкус, по своей сущности, выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной или отрицательной эстетической оценки.  
 
Эстетический вкус распространяется на широкие области человеческих отношений к окружающей природной и общественной среде, а также и на  
 
поведение в этой среде. Он дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей, а не только в искусстве, как представляют некоторые. 
 
Многие тысячелетия люди полагали, что эстетический вкус — это чисто субъективная, интуитивная способность личности. Более того, его сводили к инстинктивно-физиологическим проявлениям человека. Однако с развитием эстетической мысли было доказано, что эстетический вкус обусловлен общественной практикой, что эта человеческая способность зависит от времени, от социальной среды, что она поддается формированию и воспитанию.  
 
Далее. Эстетический вкус формируется, развивается и изменяется вместе с развитием общества. Никакого «абсолютного», навсегда данного, неизменного вкуса нет и быть не может. Следовательно, исторически изменяются, развиваются и его критерии, которые всегда имеют социально- конкретный характер. 
 
Сложность и своеобразие понятия эстетического вкуса состоит в том, что эстетические вкусы являются чрезвычайно многообразными и индивидуально различными. Понять это — задача эстетики. К настоящему времени данная наука установила, что эстетический вкус носит непосредственно эмоциональный характер, обнаруживает себя только при соприкосновении с предметом, вызывающим к себе эстетическое отношение. Нельзя наслаждаться музыкой по рассказу о ней, балетом —по либретто (литературному сценарию балета или пантомимы). К сожалению, встречаются еще такие люди, которые на словах превозносят великие произведения искусства (оценку ведь можно приобрести и с чужих слов), а на деле приходят в восторг от пошлого анекдота. Поэтому эстетический вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах.Более того, он и сам выступает как чувство. Это с одной стороны. А с другой стороны, вкус - есть оценка. Проявляясь в отношении к конкретным явлениям, он выражает эстетическое отношение к жизни, к искусству. В этом его огромная сила.  
 
Наконец, эстетические вкусы связаны с существующими в обществе представлениями и взглядами людей. Эти взгляды и представления зависят, в первую очередь, от эстетического идеала, речь о котором пойдет ниже. 

14. Эстетические взгляды, вкусы и идеалы.

 

Эстетический идеал является высшим проявлением эстетического сознания, его теоретического уровня. Эстетический идеал —это, по существу, форма идеологии. Теоретически сформулированный идеал есть не что иное, как понимание обществом своих целей и средств их достижения.  
 
Термин «идеал» происходит от греческого слова «эйдос» (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется обычно как «образец, норма», идеальный образ. 
 
Происхождение термина «идеал» восходит к идеям древнегреческого философа Платона, который был идеалистом. Для него извечным, изначальным была идея: идея вообще и идея каждой вещи в отдельности. В соответствии с этим он полагал, что вначале существует идея каждого явления, например, человека, дерева, атома, и т.д., а затем уже как отражение этой идеи существуют настоящие люди, деревья, атомы и т.п. 
 
Основной тезис его эстетики заключается в том, что: прекрасное — это вечная, абсолютная, сверхчувственная идея. Прекрасное существует вечно, оно не возникает, не уничтожается, не убывает. Красота действительности — только слабый отблеск идеи прекрасного. 
 
Понятие «идеал» восходит к Платоновским идеям, а идея по Платону —совершенный, вечный, полный образ каждой вещи. Например, что такое по Платону Человек? — Это не грек или перс, не торговец или земледелец, а это то, что в полной мере может быть в человеке, т.е. все его возможности: ум, воля, знания, благородство, справедливость и т.д. Однако в совокупности все это вместе взятое недостижимо. Таким образом, по Платону получается, что у каждой вещи есть свой образ, но он не достижим. 
 
Анализируя философию Платона, следует обратить внимание на две вещи. Первое, - на множественность самих идеалов (выше было отмечено, что у каждой вещи есть свой образ); и, во-вторых, на недостижимость этих образов в реальной действительности. При этом надо иметь в виду, что эти два момента отражают социальную реальность, в которой жили как Платон, так и другие великие мыслители до ХХ века, например Руссо, Дидро, Лессинг и мн., мн. др. 
 
Какая же это была социальная действительность? — Во-первых, которая характеризовалась разобщенностью людей в частнособственническом обществе и, во-вторых, враждебностью этого общества людям, недостижимостью в нем счастья, свободы, человечности и т.д. Отсюда как раз и проистекает противопоставление реального и идеального, которое проходило через всю историю человеческого общества.  
 
Вместе с тем важно подчеркнуть огромную роль идеального в жизни человека и общества, поскольку именно здесь воплощается все время неудовлетворенность существующей действительностью, именно здесь совершается эстетический приговор явлениям жизни. Речь идет о страстной мечте, тяге, стремлении преодолеть враждебность существующей действительности человеку. 
 
На протяжении многих веков мы наблюдаем раздробленность идеала, хотя попытки создать целостный идеал в теории общественной мысли имели место. Таковым, прежде всего, выступал к о м м у н и з м. Однако практика коммунистического строительства в СССР и странах Западной Европы показала свою несостоятельность такого подхода. Автор данного учебного пособия сознательно не останавливается на теории научного коммунизма, считая, что данная тема требует специального рассмотрения. Вместе с тем знать, что такая попытка целостного идеала была предпринята немецким мыслителем и общественным деятелем Х1Х века К.Марксом — необходимо. В художественной литературе она нашла свое отражение в творчестве советского писателя И.А.Ефремова, в его книге «Туманность Андромеды». Эстетический идеал И.А. Ефремова покоится именно на марксистско-ленинской основе. «Золотой век» впереди, утверждает своим творчеством автор, его нельзя искать в прошлом. Только коммунистическое будущее принесет человеку счастье, долголетие, победу над пока что необузданными силами природы.  
 
Таким образом, попытки нарисовать общую картину мира в научной и художественной литературе имеются. Однако эти попытки есть не что иное, как фантастическая литература, заведомо ограниченная. Между тем, в каждую эпоху какой-то ведущий идеал возникал и выдвигался на первый план. Так, в эпоху Возрождения это было представление о всестороннем и гармоническом развитии индивида. Но долго существовать подобный идеал не мог, что хорошо видно на примерах искусства, в частности, в позднем творчестве английского поэта и драматурга У. Шекспира (1564 – 1616). Как только его герой столкнулся с реальными капиталистическими отношениями, так сразу же оказалось, что освобождение человека от всяких феодальных пут еще не дает подлинной свободы, а, напротив, заменяется другими, в частности денежными, более эгоистическими отношениями.  
 
В качестве примера можно взять сочинения итальянских поэтов Данте (1265 – 1321) и Петрарки (1304 1374). В произведениях этих авторов мы видим тему освобождения человека от церкви, от власти, нам раскрывается духовное и физическое развитие человека, перед нами оживает его истинная человеческая сущность. После религиозного идеала, который сложился в мрачных социальных условиях Средневековья, после костров инквизиции, крестовых походов, постоянных войн, после идеи равенства (т.е. ничтожества) всех людей перед Богом, в эпоху Возрождения высшей ценностью становится сам человек. Всюду распространяется гуманизм, — цель которого — гармоническое развитие личности. 
 
Однако с появлением капитализма проблемы идеала резко обостряются. Это очень наглядно демонстрирует критический реализм в искусстве, разоблачая уродливость общественной жизни. Попытки возвести в ранг идеала такие понятия, как полезность, практичность, выгода не увенчались успехом, прежде всего потому, что при таком подходе не оказалось места самому человеку, самой человечности. Это поняли еще Сервантес и Шекспир, для которых идеал гуманизма, благородства и добра был чрезвычайно важным. При этом следует иметь в виду следующее. Когда идеал воплощается в искусстве, то речь вовсе не должна идти об изображении какого-то идеального образца. Это совсем не обязательно. Тот же « Дон Кихот» испанского писателя С. Сервантеса (1547 – 1616) далеко не идеальный герой. Он, скорее чудак, смешной, полусумасшедший. Но вместе с тем у Сервантеса речь идет о жизненном идеале: беззаветном служении добру, красоте, справедливости. Именно таким представляется идеал писателя, который жил на рубеже ХУ1 и ХУП веков. 
 
Критический взгляд на мир породил и новые подходы к осмыслению эстетического идеала. Для буржуазного общества характерна критическая направленность, разоблачение в ней «без идеальности », корыстолюбия. Примером может служить творчество И. А. Гончарова! Этот удивительно талантливый русский писатель XIX века ясно осознавал, что в период его жизни давно устарели идеалы рыцарства, чести, благородства, столь характерные для эпохи XVII — XIX веков. На смену им он показывает новых героев в лице И. Обломова и А. Одуева, идеалы которых никак не совместимы с идеалами творчества, добра и красоты. За ними нет будущего, они ведут в никуда. В связи с этим вновь наблюдаются попытки дать религиозный идеал. Так, Л. Толстой и Ф. Достоевский более чем кто-либо ратовали за внедрение Бога в сознание людей, как способ их очеловечивания. Однако на деле оказалось, что такие литературные герои как А. Карамазов и князь Мышкин существовать не могут. Они оказываются людьми бесперспективными, «никчемными». Это хорошо видно на примере художественного образа князя Мышкина, бескорыстие которого, огромная любовь к людям, благородные поступки, искренность и доброта, оторванные от реальной жизни иначе как идиотизмом и не назовешь. Вот почему роман тоже называется «Идиот»! 
 
Надо отметить, что в этом романе, по существу, задается идеал XX века, где мы видим, с одной стороны, — бесов, а с другой, - Мышкиных. Вместе с тем XX век дает идеал свободы. Под свободой понимается творческое отношение к жизни, отсутствие всякого рода принуждения.. Здесь нельзя не вспомнить о том, что в прежние времена свободу понимали как свободу от бога, от власти денег и т.д. Однако русский философ-эмигрант Н. Бердяев (1874 – 1948) и немецкий философ К. Ясперс (1883 – 1969) показали принципиально иную свободу. Они утверждали, чтосвобода проявляется в творчестве, в стремлении освобождать других людей. Они понимали свободу как коммуникацию, как взаимное понимание другого человека, но на религиозной основе.  
 
Границей этой свободы они считали культуру, где главное место должно быть отведено религии, поскольку нравственность, не освященная религией, вне религиозной идеи —дело ненадежное. Эту мысль много раньше высказал великий немецкий философ И. Кант. Именно он пришел к выводу о том, что общество может надеяться только на идеал нравственности. Обеспечить последнюю можно лишь в том случае, если ей (нравственности) придать высший авторитет: освятить именем Бога. 
 
Чуть позже другой немецкий философ Г. Гегель(1770 —1831) провозгласит, по существу, культурный идеал, который аккумулирует в себе все высшие человеческие ценности: доброту, человечность, святость, истину, красоту. При этом нравственность у Гегеля находит свое обоснование и выражение в религии, красота —в искусстве, истина — в науке, свобода мысли — мысли в политике, человечность — в праве и морали. 
 
Прозорливостью И. Канта и Г. Гегеля можно только лишь восхищаться. Их гениальность и неопровержимость высказанных суждений до сего дня потрясает своей глубиной и современностью. 
 
Таковы некоторые взгляды на проблему общественного идеала в истории развития человечества. Что же касается эстетического идеала, то его особенностью будет выступать следующее.  
 
Во-первых, эстетический идеал сливается с представлением о прекрасном. При этом, прекрасное может и не быть идеальным, оно может быть и реальным, и относиться к тому, с чем мы сталкиваемся чувственно. Но идеал-то обязательно должен быть прекрасным. Между прочим, он должен быть и добрым, т.е. в нем должно быть совпадение всех оценок (эстетических, политических, нравственных). Но прекрасное здесь должно присутствовать обязательно. А вот в общественном идеале прекрасное уже выступает как один из его элементов! 
 
Во-вторых. Особенностью эстетического идеала выступает и то, что он вызывает определенное эмоциональное отношение, эмоциональное переживание, эмоциональное удовлетворение. 
 
В-третьих. Эстетический идеал воплощается в конкретно-чувственной форме. Он способен вызывать переживания, воздействовать на эмоции.  
 
Эстетическое неотделимо от того переживания, которое является переживанием прекрасного, возвышенного, безобразного т.д. Это значит, что эстетический идеал является и может являться лишь в конкретно-чувственной форме, в которой нам является все эстетически познанное. 
 
^ В четвертых. Эстетический идеал является, главной оценочной категорией эстетического сознания. Он как бы критерий прекрасного в действительности и в искусстве. Кстати для искусства (как высшей и концентрированной формы эстетического сознания и эстетической деятельности) эстетический идеал имеет значение решающее. Художник и воспринимает, и воспроизводит, и оценивает явления жизни в свете эстетического идеала. Формула Пушкина — «цель творчества —есть идеал, а не нравоучение» — выражает роль эстетического идеала в искусстве. 
 
В-пятых. Эстетический идеал представлен, главным образом, в искусстве. Здесь мы наблюдаем, по крайней мере, три типа его воплощения. 
 
^ Первое. Изображение героя в экстремальных условиях (войны, революции, труда и др.), где он раскрывает лучшие человеческие качества. 
 
Второе. Эстетический идеал представлен в образе простых и обыкновенных людей, социально активных. Например, прораб Потапов в драматическом спектакле «Премия», или инженер Маргулис в кинофильме «Время вперед».  
 
Третье. Эстетический идеал представлен и в образе людей, казалось бы, никакого отношения к идеальным героям не имеющих и даже противостоящих им. Это и герои сатирических произведений, это и обыватели, жулики, запутавшиеся люди подобно Егору Прокудину из «Калины красной» В. Шукшина и др. Однако здесь идеал выражен в авторской позиции по отношению к этим героям и к жизни, в которой они живут. А отсюда оказывается, что идеал связан не только с прекрасным, но и трагическим, комическим, с конфликтами, противоречиями в жизни. Сфера действия эстетического идеала поистине охватывает действительность во всех ее проявлениях. Когда-то Гюстав Флобер воскликнул: «Сосчитал ли кто-нибудь, сколько низостей надо созерцать, чтобы воздвигнуть величие души? И действительно, выведение идеала только из прекрасного, по-видимому, обескровило бы его, лишив богатства жизненных соков. Здесь ответ таков: вся жизнь во всем многообразии — вот подлинный генератор эстетических идеалов. 
 
Каковы же условия формирования эстетического идеала? В этой связи имеет смысл задаться и другим вопросом,: каким общественным целям служит эстетический идеал, зачем он вообще нужен? — А нужен он для того, чтобы сформулировать эмоциональное отношение у людей к жизни, к другим людям, к их поступкам, отношениям и событиям. Не просто понимание того, что хорошо, а что плохо, но и само переживание: восхищение или негодование, восторг или презрение, радость или огорчение и т.д. 
 
Что такое хорошо и что такое плохо, знают с детства все. Но почему же тогда они делают плохо? — Да потому, что нет эмоциональногоотношения к тем или иным событиям, явлениям, людям. А отсюда как раз и возникает чрезвычайно важная задача воспитания эстетического идеала.  
 
Главное условие формирования эстетического идеала – это вовлеченность человека в практику общественной жизни, его социальная и гражданская активность. Трудно представить себе полноценный идеал, родившийся в безделье, равнодушии, отстраненности от борьбы за новое, безразличии к торжеству зла. В этой атмосфере может родиться только ограниченный, мещанский идеал, который лишь какими-то частностями, чисто внешними чертами может походить на эстетический идеал борца за прогресс.  
 
Существо вопроса заключается в том, что человек как идеал прекрасного формируется прежде всего в предметно-практической деятельности по преобразованию природы и общественных отношений, а не в сфере созерцания, представления, мышления или морального суждения. Концепция идеала лишь как представления о должном приводит к игнорированию учета реальной борьбы за передовые идеалы. 
 
В этой связи необходимо отметить, что толкование в нашей литературе эстетического идеала лишь как представление о совершенном человеке, как о сфере нормативных целей, с которыми надо согласовать жизнь, явно вредит теории и практике эстетического воспитания, уводит его от жизненно важных задач в реальной борьбе за нового человека. Такое понимание эстетического идеала, по сути, выражает «царство духа» чуждого« грубой действительности». 
 
К сожалению, просветительский подход к задачам эстетического воспитания пока еще только руководствуется принципом — воспитание через представление и образование. Однако есть немало людей, «усвоивших» представление и понятие об идеале, но поведение, которых в повседневной жизни безобразно и аморально. И наоборот, простой, скромный, трудящийся человек может и не сознавать красоту и благородное величие своих дел и вместе с тем воплощать на практике подлинную красоту. Поэтому эстетический идеал —это не представление личности о нормах совершенной жизни, а определенная человеческая продуктивная деятельность в материальной и во всех других областях общественной жизни.  
 
Красота труда, красота образа жизни, поведения людей, благородство чувств и мыслей, широкий кругозор, идейная убежденность на основе высокой нравственности успешно и прочно завоевываются людьми, когда становятся делом собственного практического участия в труде и во всей общественной жизни. 
 
Трудность эстетического воспитания состоит в том, чтобы найти действенные методы для формирования эстетического идеала, который воспитывается, в первую очередь, средствами искусства. К сожалению, преподавание в системе народного образования до сих пор еще обременено тяжелым грузом шаблона, догматичности и формализма, которые очень затрудняют воспитание вкуса, чувства, любви, способности к проявлению инициативы в любой работе. А между тем главное в процессе обучения — это научить человека творчески мыслить и действовать, вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач.  
 
Жизнь показывает, что вопросы развития экономики, общественных отношений, духовной культуры, организация быта людей, не могут быть решены без формирования эстетического идеала.

Информация о работе Шпаргалка по "Эстетическое воспитание"