Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы информационных технологий в историческом образовании младших школьников
ИКТ в образовательном процессе
ФГОС НОО об информационной компетентности учащихся
Историческое образование младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников
Электронные ресурсы как средство обучения
Презентация Microsoft Power Point в историческом образовании младших школьников
Использование ИКТ при проверке знаний и умений учащихся
Выводы по 2 главе
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Информациооные технология в историческом образовании младших школьников.docx

— 78.88 Кб (Скачать файл)

     Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

     ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.

     Воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем.

 

Глава 2. Формы и методики использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников

2.1 Электронные  ресурсы как средство обучения

     История – это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10–15 лет претерпел кардинальные изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику его преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком.

     При традиционном  подходе к изучению предмета  основная нагрузка падает на  слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных  условиях приходится 80% поступающей  информации, хронически остается  недогруженным, а это важнейший  вид памяти, который несет ответственность  за запоминание и усвоение  материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать  вручную (один параграф может  содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие  интереса к предмету – все  это заставляет учителя искать  новые методы работы, и помочь  ему может использование на  уроке ИКТ. [5, 63]

     Применение  в процессе обучения электронных  средств, способствует частичному  решению данной проблемы. Электронные  учебные пособия, созданные на  базе мультимедиа, оказывают сильное  воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более  интересным и динамичным, “погрузить”  ученика в обстановку какой-либо  исторической эпохи, создать иллюзию  соприсутствия, сопереживания, содействуют  становлению объемных и ярких  представлений о прошлом.

     Существует  много подходов к введению  терминов и понятий, описывающих  электронные обучающие  средства. Во многих научных и учебно-методических  изданиях их называют педагогическими  программными средствами, компьютерными  учебными средствами, педагогическими  средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами.  Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящей курсовой работы для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО). При изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ).

     Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети. В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.     [8, 14]         

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые  могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

      • сервисные программные средства общего назначения,
      • программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
      • электронные тренажеры,
      • программные средства для математического и имитационного моделирования,
      • программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
      • информационно-поисковые справочные системы,
      • автоматизированные обучающие системы (АОС),
      • электронные учебники (ЭУ),
      • экспертные обучающие системы (ЭОС),
      • интеллектуальные обучающие системы (ИОС),
      • средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

     Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

     Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. [10, 48]

     Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.

     Информационно-поисковые  справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.

     Автоматизированные  обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

     Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Учебники по истории в электронном виде можно найти на сайте www.curator.ru. [5, 17]

     История Отечества, красочно и образно рассказанная талантливым писателем     А. О. Ишимовой, наверняка заинтересует ребенка больше, чем скучный текст учебника. Самое популярное изложение истории для юных читателей – книга А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». Известная русская писательница XIX в. в художественной форме кратко повествует об отечественной истории со времен древнерусского государства до периода правления Александра I включительно.

     Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.

     Интеллектуальные  обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному.

     Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент. Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО.

     Современный  образовательный процесс предполагает  развитие у обучающихся творческих  способностей. Подобное требование  диктует необходимость работы  учащихся с информацией, самостоятельно  формируемой ими в виде творческой  образовательной продукции. Решению  данной задачи способствует развитие  проектных технологий в изучении  истории. В данном случае ИКТ,  изначально предназначенные для  создания информационных продуктов  различного рода (текстов, презентаций  и т.п.) и обладающие огромным  творческим потенциалом, становятся  эффективным инструментом в руках  учащихся. [20, 148]

     Информационно-коммуникационные  технологии способны: вовлекать  учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей  активных деятелей, стимулировать  познавательный интерес к истории,  придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению  содержательной стороны предмета  история, индивидуализировать процесс  обучения и развивать самостоятельную  деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

     В настоящее  время существует большое количество  энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по курсу истории.

     Используя  ИКТ в обучении, учитель ставит  перед собой следующие цели:[17, 23]

      • эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
      • обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

     Опыт работы  показывает, что наиболее удобными  программами являются Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью – любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Презентация  Microsoft Power Point в историческом образовании младших школьников

     Применение  информационных технологий –  эффективный метод в развитии  познавательных процессов. Применение  в школе компьютерной техники  учителями начальных классов  поможет сделать школьное преподавание  более эффективным. В настоящее  время еще идет разработка  программно-комплексного подхода  компьютерного обучения в начальной  школе. Применение компьютерной  техники в начальной школе  развивает познавательные способности  учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие  мира.

     Не во всех  школах сегодня есть еще оснащенные  технологические классы; устаревшие  учебные программы и методические  приемы приводят к существенному  снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов  искать более современные средства  и методы обучения. Одним из  таких средств, обладающих уникальными  возможностями и широко распространенных  и апробированных в школах  индустриально развитых держав, и является компьютер.

     Умелый учитель  может превратить презентацию  в увлекательный способ вовлечения  учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Информация о работе Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников