Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы информационных технологий в историческом образовании младших школьников
ИКТ в образовательном процессе
ФГОС НОО об информационной компетентности учащихся
Историческое образование младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников
Электронные ресурсы как средство обучения
Презентация Microsoft Power Point в историческом образовании младших школьников
Использование ИКТ при проверке знаний и умений учащихся
Выводы по 2 главе
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Информациооные технология в историческом образовании младших школьников.docx

— 78.88 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение

Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы информационных технологий в историческом образовании  младших школьников

    1. ИКТ в образовательном процессе
    2. ФГОС НОО об информационной компетентности учащихся
    3. Историческое образование младших школьников

Выводы по 1 главе

Глава 2. Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников

    1. Электронные ресурсы как средство обучения
    2. Презентация Microsoft Power Point в историческом образовании младших школьников
    3. Использование ИКТ при проверке знаний и умений учащихся

Выводы по 2 главе

Заключение

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

 

     Информатизация  – процесс, с которым неразрывно  связано современное общество. Повсеместно  происходит внедрение информационных  технологий. Внедрение средств новых  информационных технологий в  систему образования, то есть  информатизация образования –  одно из приоритетных направлений  процесса информатизации современного  общества. Не секрет, что одной  из самых главных проблем современной  школы является низкая мотивация  учения. Повысить его эффективность,  создать мотивацию ученика способно  мощное средство обучения - информационные  технологии. 

     Использование  средств новых инновационных  технологий позволяет усилить  мотивацию учения благодаря не  только новизне работы с компьютером,  которая сама по себе нередко  способствует повышению интереса  к учебе, но и возможности  регулировать предъявление задач  по трудности, поощряя правильные  решения, не прибегая при этом  к нравоучениям и порицаниям. Применение средств новых информационных  технологий в учебном процессе  позволяет индивидуализировать  и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного  выбора режима учебной деятельности  и компьютерной визуализации  изучаемых объектов.

      Начальная  школа – фундамент, от качества  которого зависит дальнейшее  обучение ребёнка. И это налагает  особую ответственность на учителя  начальных классов. Его задача  не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности  ребёнка, развивать его лучшие  качества, обучить способам учебной  деятельности. Особенно последнее  важно сейчас в наш быстро  меняющийся мир, мир переполненной  информацией. Научить ребёнка  работать с информацией, научить  учиться. Что может быть важнее?

     В современном  обществе дети с ранних лет  окружены разнообразными цифровыми  инструментами. Приходя в первый  класс, ученики с гордостью  говорят, что умеют работать  на компьютере. Правда, при дальнейшей  беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

     Применение  компьютерных технологий в начальной  школе помогает учителю по-новому  организовать учебный процесс,  оживить и разнообразить, сделать  более интересным и позволяет:

    • усилить образовательные эффекты;
    • повысить качество усвоения материала;
    • осуществить дифференцированный подход к детям с       разным уровнем готовности к обучению;
    • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Объектом исследования в работе является процесс преподавания истории в начальной школе. Предметом исследования – формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в начальной школе. Цель исследования: рассмотреть такую актуальную проблему, как применение информационно-коммуникативных технологий в историческом образовании младших школьников. Исходя из данной цели, можно сформулировать и задачи:

      • дать общую характеристику информационно-коммуникационным технологиям, которые находят применение в сфере образования;
      • выявить их преимущества;
      • перечислить основные направления применения данных технологий;
      • назвать цели применения новейших информационных (компьютерных) технологий;
      • рассмотреть вопрос о требованиях, которым должны отвечать новейшие средства обучения истории;

     Информационные технологии в начальных классах широко стали использоваться с появлением новой техники, которая намного улучшила качество работы, возможности и показала заинтересованность в её применении. Дети усваивают полученные знания, которые они могут улучшить, получая дальнейшее образование, а после применять на практике. Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

     Данная курсовая  работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы (из 25 источников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблем

1.1ИКТ в образовательном  процессе

     Информационные  и коммуникационные технологии, или ИКТ, определяются как комбинация  технологии информатики с другими  родственными ей технологиями, в  особенности коммуникационной. [3, 7]

     ИКТ охватывает  широкий круг областей человеческой  деятельности, обеспечивают успешное  функционирование современных корпораций  и предоставляют в распоряжение  правительств эффективную инфраструктуру. В то же время, их внедрение  в образование способствует повышению  его качества, а также совершенствованию  организации образовательных учреждений  и управления ими. 

     Основным средством  ИКТ для информационной среды  любой системы образования является  персональный компьютер, возможности  которого определяются установленным  на нем программным обеспечением. Основными категориями программных  средств являются системные программы,  прикладные программы и инструментальные  средства для разработки программного  обеспечения. 

     В современных  системах образования широкое   распространение получили различного  рода текстовые редакторы, электронные  таблицы, программы для подготовки  презентаций, органайзеры, графические  пакеты и т.д.

     В сети Internet доступны и различные другие средства ИКТ, например чаты, группы новостей, электронная почта, информационные порталы. На протяжении многих лет разрабатываются и совершенствуются программы для общения в реальном времени. С помощью специального оборудования можно проводить видео - теле - конференции.

     Для сбора  данных об информационных ресурсах  глобальной сети и предоставления  пользователям услуги быстрого  поиска существуют автоматизированные  поисковые средства. С помощью  сетевых средств ИКТ становится  возможным широкий доступ к  учебно-методической и научной  информации, организация оперативной  консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

     Существует  несколько основных классов информационных  и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем  открытого и дистанционного образования.  Одними из таких технологий  являются видеозаписи и телевидение.  Видеопленки и соответствующие  средства ИКТ позволяют огромному  числу студентов прослушивать  лекции лучших преподавателей. Видеокассеты  с лекциями могут быть использованы  как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

     Мощной технологией,  позволяющей хранить и передавать  основной объем изучаемого материала,  являются образовательные электронные  издания, как распространяемые  в компьютерных сетях, так и  записанные на CD-ROM. Индивидуальная  работа с ними дает глубокое  усвоение и понимание материала.  Эти технологии позволяют, при  соответствующей доработке, приспособить  существующие курсы к индивидуальному  пользованию, предоставляют возможности  для самообучения и самопроверки  полученных знаний. В отличие  от традиционной книги, образовательные  электронные издания позволяют  подавать материал в динамичной  графической форме.

     Классификация  средств ИКТ по области методического  назначения: [11, 39]

    • обучающие средства ИКТ.  Их основная цель - сообщение знаний, формирование умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечение необходимого уровня усвоения;
    • тренажеры, которые предназначены для отработки различного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;
    • информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют умения и навыки по системе информации;
    • демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;
    • имитационные средства, цель которых- представление определенного аспекта реальности для изучения его структурной или функциональной характеристик;
    • лабораторные, которые позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
    • моделирующие средства ИКТ предназначены для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их изучения и исследования;
    • расчетные средства автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;
    • учебно-игровые – предназначены для создания учителем ситуации, в которой деятельность обучаемого реализуется в игровой форме.

     Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой  школьной дисциплине мог подготовить  и провести урок с использованием  ИКТ, так как теперь учителю  представилась возможность сделать  урок более ярким и увлекательным.  Использование ИКТ в учебном  процессе - один из способов повышения  мотивации обучения. ИКТ способствуют  развитию творческой личности  не только обучающегося, но и  учителя, помогают реализовать  главные человеческие потребности  - общение, образование, самореализацию. [6, 14]

     Начальная  школа – фундамент, от качества  которого зависит дальнейшее  обучение ребенка. И это налагает  особую ответственность на учителя  начальных классов. Его задача  не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

     Использование  компьютерных технологий – это  не влияние моды, а необходимость,  диктуемая сегодняшним уровнем  развития образования.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно: [7, 5]

    • сделать учебную деятельность детей более содержательной;
    • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
    • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
    • повысить качество обучения, желания учиться;
    • сделать урок наглядным, динамичным.

     Фундаментальным  понятием ИКТ, существенно влияющим  на образовательный процесс, является  мультимедиа. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.

     Мультимедиа - это:

    • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
    • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
    • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
    • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
    • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

     Таким образом,  в широком смысле термин "мультимедиа"  означает спектр информационных  технологий, использующих различные  программные и технические средства  с целью наиболее эффективного  воздействия на пользователя (ставшего  одновременно и читателем, и  слушателем, и зрителем). [8, 3]

Информация о работе Формы и методы использования информационных технологий в историческом образовании младших школьников