Анализ и совершенствование управления оборотными средствами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – провести анализ и предложить пути совершенствования управления оборотными средствами на предприятии ООО «Минимаркет».
В курсовой работе приведен обзор информационных технологий для различного типа предприятий – малых, средних, крупных; рассмотрены этапы проектирования информационной системы управления предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Информационные системы в экономике 4
1.1 Основные понятия информационных систем 4
1.2 Обзор информационных технологий управления 9
1.3 Этапы разработки информационной системы управления 17
Глава 2. Анализ управления оборотными средствами на предприятии ООО «Минимаркет» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ оборотных активов предприятия 23
2.3 Информационное обеспечение деятельности предприятия 27
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_69826_69826_dorab.docx

— 103.86 Кб (Скачать файл)

2.2  Анализ оборотных активов предприятия

Оборотные средства и  политика в отношении  управления этими  активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и  эффективности текущей деятельности предприятия. В качестве основных  компонентов  оборотного  капитала  рассматриваются  следующие составляющие:

- производственные запасы предприятия, которые в свою очередь включают: сырье и материалы,  незавершенное производство,  готовую  продукцию и прочие запасы.  Так как предприятие вкладывает свои  средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не  только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров;

- дебиторская задолженность.  Когда предприятие реализует свою продукцию покупателям, это не означает,  что оплата будет произведена немедленно.  Неоплаченные счета за  поставленную продукцию  и  составляют большую часть дебиторской задолженности.  Специфическим  элементом дебиторской задолженности являются векселя к получению,  которые по существу представляют собой ценные бумаги;

- денежные средства  и  их эквиваленты.  Денежные средства представлены деньгами  предприятия  на счетах в банке и в кассе  предприятия, а эквиваленты - ликвидные  краткосрочные финансовые вложения,  в том числе  ценные бумаги  других предприятий,  государственные  казначейские билеты, государственные облигации и другие  ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

В производственном  процессе предприятия  оборотные средства  состоят из фондов обращения (см. таблицу 2). Производственных фондов у ООО «Минимаркет» нет.

Таблица 2. Показатели состава и структуры оборотных средств ООО «Минимаркет»» в 2010 - 2012 гг.

Группы оборотных фондов, тыс.руб.

2010г

2011г

2012г

2012/2010

%

2012/2011

%

Фонды обращения, в т.ч.:

9751

11596

12196

125,07%

105,17%

денежные средства

418

259

247

59,09%

95,37%

дебиторская задолженность

1930

2770

2424

125,6%

87,5%

готовая продукция

7403

8567

9525

128,66%

111,18%

           

ИТОГО

84157

83172

134099

159,34%

161,23%

 

Таким образом, в 2012 г.  по  сравнению с 2010 г.  на 25,07%  увеличились фонды обращения, что связано в первую очередь с ростом  дебиторской задолженности на 25,6% и готовой продукции на 28,66%.  Однако произошло снижение суммы денежных средств почти в два раза.  Рост прочих задолженности покупателей и суммы товаров указывает на  увеличение длительности оборота запасов в кругообороте капитала. 

Собственные  средства  (таблица 3)  в период с 2010 по 2012 гг.  занимают  наибольший  удельный вес  в структуре  всех источников  финансирования  оборотных  фондов  (более 50%),  что  говорит о  финансовой независимости предприятия.

Следует также отметить, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом, в 17 раз вырос показатель  заемных источников.  Но это все же  положительно влияет на конечный  результат предприятия.  В целом за  данный период времени сумма обязательств у предприятия увеличилась на 38,2% и составила в 2012 году 270 050 тыс. руб.

Таблица 3. Анализ состава и структуры источников средств ООО  «Минимаркет»» в 2010 - 2012 гг., тыс. руб. 

Источники

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012/2010

2012/2011

Собственные

101106

119380

145850

144,25%

122,17%

Заемные

2765

10000

46800

1692,6%

468%

Привлеченные

77450

65257

77027

99,45%

118,04%

Прочие

14050

1605

373

2,65%

23,24%

Итого

195371

196242

270050

138,22%

137,61%


Показатели эффективности  использования оборотных фондов ООО «Минимаркет»» в 2010 - 2012 гг. приведены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели эффективности  использования оборотных фондов ООО «Минимаркет»» в 2010 - 2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012/2010

%

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, в долях

4.472

4.732

4.283

95.8

Длительность 1 оборота, в  днях

81

76

84

103.7

Коэффициент оборачиваемости  запасов и затрат, в долях

9.878

9.391

9.668

97.9

Длительность 1 оборота запасов  и затрат, в днях

36

38

37

102.8

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, в долях

15.267

14.992

12.344

80.9

Длительность периода  погашения дебиторской задолженности, в днях

24

24

29

120.8

Рентабельность оборотных  фондов, %

42.8

62.2

60.7

141.8


Из таблицы 4 следует,  что рост  длительности оборачиваемости  оборотных средств (составил увеличение на 3 дня) говорит о замедлении  кругооборота оборотных средств. В 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 20% снизилась оборачиваемость дебиторской задолженности, что привело к  увеличению длительности ее погашения в 2012г. до 29 дней.

Оборачиваемость в днях (длительность одного оборота) по формуле:  

О = С : (Т/Д)

Чем быстрее происходит этот процесс, тем меньше сумма оборотных средств требуется для обеспечения  нормальной  производственной  деятельности.  Ускорение оборачиваемости оборотных средств  является  одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности, отраслипромышленности или отдельного предприятия. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных  средств.  Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет  экономить фонд накопления национального дохода и увеличить фонд  потребления. 

При ускорении оборачиваемости оборотных средств достигается: 

а) увеличение объёма реализации продукции; 

б) улучшение и ускорение снабжения товарами и другими  необходимыми материалами; 

в) улучшение всех качественных показателей деятельности  
    предприятия; 

г) мобилизация внутрипроизводственных резервов, высвобождение  из оборота оборотных средств; 

д) сокращение непроизводственных потерь времени в использовании оборудования. 

Улучшение использования оборотных средств в производственном  цикле во многом зависит от снижения затрат материальных ресурсов на  каждую единицу производимой продукции, от устранения потерь при добыче, транспортировке и хранении материальных ресурсов. 

Скорость оборота  средств –  это комплексный  показатель организационно-технического  уровня  производственно-хозяйственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени обращения.  Сокращение времени  обращения достигается  улучшением прямых межхозяйственных связей, ускорением перевозок,  документооборота и расчетов.

Коэффициент  автономии  характеризует  независимость  финансового состояния предприятия от заемных источников средств. Он показывает долю собственных средств в общей сумме источников:

Ка = М/ И 

где Ка - коэффициент автономии; М  - собственные средства,  тыс. руб.; И  - общая сумма источников, тыс.руб. 

Минимальное значение  коэффициента автономии  принимается  равным 0,6.  Коэффициент автономии  ООО «Минимаркет» в  2012г.:

Ка = 145850/270050 = 0,54.

Значение  коэффициента  автономии меньше  минимально  допустимого значения, но все-таки  достаточно высоко, а значит,  все обязательства предприятия  могут быть покрыты его  собственными  средствами.

Коэффициент устойчивости  представляет собой  соотношение  собственных и заемных средств: 

Ку= М/(К+3) 

где Ку - коэффициент финансовой устойчивости, М – собственные средства,  тыс. руб., К - заемные средства, тыс. руб., З – кредиторская задолженность и другие пассивы, тыс.руб. 

Коэффициент устойчивости ООО «Минимаркет» в 2012г. составил:

Ку = 145850/124200 = 1,17.

Превышение собственных средств  над заемными означает, что  предприятие обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и относительно независимо от внешних источников. 

2.3  Информационное обеспечение деятельности предприятия

В настоящее время наибольшее развитие получил малый бизнес. Причем, успешность его коммерческой деятельности определяет уже не столько размер самой организации, сколько развитая система общения с партнерами по бизнесу в различных регионах мира. В малом бизнесе все более  укореняется идея повышения конкурентоспособности  за счет применения средств электронных  коммуникаций и технологий. С этой целью разрабатываются различные  программные продукты специально для  компаний сферы малого бизнеса. Они  позволяют вести полный и оперативный  учет и анализ внутрихозяйственной  деятельности, реализовывать электронный  документооборот, необходимый для  принятия управленческих решений, и  выполнять следующие функции:

1) контроль и прогнозирование  деятельности организации, определение  вклада каждого сотрудника и  обеспечение их взаимозаменяемости;

2) формирование бухгалтерских  документов, исключение ошибок при  их заполнении;

3) учет денежных средств  на счетах и в кассе;

4) ведение бухгалтерского  учета, интеграцию с бухгалтерскими  программами и кассовыми аппаратами, ведение журнала работ;

5) автоматизацию работы  отдела кадров с ведением табеля  учета рабочего времени, формирование  статистических форм отчетов;  ведение справочников персонала  и т.п.;

6) автоматизацию складских  операций;

7) ведение списков фирм, клиентов и отслеживание истории  взаимодействия с ними;

8) удобный и быстрый  поиск справочной, юридической информации  и т.д.

На предприятии ООО «Минимаркет» используется  программа  Microsoft Excel для ввода,  хранения  данных о завезенных  товарах.  Бухгалтер вводит ежедневно  данные и  производит расчет  себестоимости  каждого вида товара (цена закупа,  умноженная  на количество привезенного товара) и  потенциальной выручки по каждому товару  (цена продажи, умноженная на количество  привезенного товара).  В конце месяца  данные за каждый  день завоза  товара  суммируются и  отражаются на листе  месячных данных,  которые в  свою очередь суммируются по кварталам и за год.

Таким образом,  бухгалтер и  директор  минимаркета могут  прослеживать изменения товарооборота по месяцам,  кварталам и годам.  Также по этим данным  можно определить,  какие товары наиболее  пользуются спросом.

Ввиду того, что ООО «Минимаркет» является малым предприятием, можно предложить такой вариант автоматизации процессов: 

  1. создать базу данных «Минимаркет», содержащую таблицы:

а) таблица «Закуп» содержит данные: 

дата, наименование товара,  количество закупленного товара, цена  закупа, сумма закупа;

б) таблица «Продажа»  содержит данные:

дата, наименование товара,  количество  проданного товара, цена  продажи, сумма продажи;

в) таблица «Клиенты», содержащая информацию о клиентах, закупающих товар оптом:

код клиента, название фирмы-клиента, адрес местонахождения офиса компании – улица, дом, № офиса, номер телефона, факса, название банка, в котором у клиента имеется расчетный счет, № расчетного счета;

г) таблица «Поставщики», содержащая информацию о поставщиках:

код поставщика, название поставщика, адрес местонахождения офиса поставщика – город, улица, дом, номер офиса, номер телефона, факса, название банка, в котором обслуживается поставщик, номер расчетного счета поставщика;

Информация о работе Анализ и совершенствование управления оборотными средствами на предприятии