Характеристика фонетического строя английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – приемы обучения звукам английского языка детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать фонетический строй английского языка;
2) выявить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать конспект занятия, направленного на обучение звукам английского языка;
4) провести анализ проведенного занятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

- чаще менять ведущих, чтобы остальным было интересно следить за игрой: они понимают, что в любой момент окажутся в числе игроков;

- просить детей оказывать игрокам помощь в том случае, если они не могут справиться с игровым заданием;

- просить детей хором оценивать действия игроков (да, нет, правильно, неправильно);

- максимально ''театрализовать'' ситуацию, чтобы дети с интересом следили, чем она закончится.

Все указанные приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста обусловлены особенностями возраста. Дошкольное детство, по мысли А. Н. Леонтьева, это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности, в своей деятельности и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие пределы манипулирования с непосредственно окружающими предметами, и общения с непосредственно окружающими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. Ребенок шести лет может отлично уметь читать, и при известных обстоятельствах его знания могут быть относительно велики. Это, однако, само по себе не стирает и не может стереть в нем детского, истинно дошкольного; наоборот, нечто детское окрашивает все его знания [8: 24].

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Также в данном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [4: 62].

В этом возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики [17: 98].

 В дальнейшем активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Их всё больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес к печатному слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов) [2: 180].

 К 7 годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование) и стойкая мотивация достижения. Ребенок начинает осознавать свое место среди других детей, у него формируется внутренняя социальная позиция [7].

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы,  которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики [7].

Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в дальнейшем [3: 157].

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом или правилом и контролем своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие [18: 254].

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Ребёнок старшего возраста стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношений людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (исключительно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми (Л. С Выготский) [4: 65].

Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями[16: 305].

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени,  но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.) [13: 54].

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим условием успешности обучения является активизация речевой и мыслительной деятельности детей, вовлечение детей в общение на иностранном языке, развитие психических качеств и диалогической речи [4: 70].

Стоит заметить, что успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению языков. Успех данного обучения и отношение учащихся к иностранному языку во многом зависят и от того, насколько интересно и эмоционально воспитатель проводит занятия. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства, и он радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Процесс изучения иностранного языка для детей должен быть ярким, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь стремление овладеть языком в полной мере. Учебное занятие должно быть эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все дальнейшее образование ребенка.

 

3. Анализ занятия по иностранному языку в группе старших дошкольников

В процессе педагогической практики нами было проведено занятие по английскому языку в детском саду № 43 «Журавушка» для детей подготовительной группы «Кораблик». Общее количество детей в группе 25, на занятии присутствовало 18 детей, мальчиков - 12, девочек – 6.

Темой нашего занятия было «Вводное занятие». Цель данного занятия -познакомить детей с английским языком и его составляющими. Его задачами были:

    • Познакомить с основными фразами приветствия, знакомства и прощания на английском языке.
    • Знакомство с играми на английском языке.
    • Формировать устойчивый интерес к изучению английского языка.

Для проведения вводного занятия понадобилось следующее оборудование: картинки предметов и животных, кукла «лягушонок», мяч, картинка с изображением детей из Англии.

Методы и приёмы, которые использовались на занятии: беседа, языковые игры, фонетические игры, демонстрация наглядного материала.

Ход занятия:

– Hello! Здравствуйте. I am Mr. Frog. Я – мистер Лягушонок. Ребята, вы знаете, как называется страна, в которой вы живёте? (Россия). А вы знаете, что есть такая страна – Англия, что там тоже живут люди, а дети также любят играть. А на каком языке говорите вы и ваши родители? Как вы думаете, на каком языке люди говорят в Англии? А если мы приедем в Англию и будем говорить по-русски, нас поймут? А что нам делать, чтобы нас поняли?(Учить английский язык)

– Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие в Англию (дети выстраиваются друг за другом, это поезд, и мы "едем" в Англию). Посмотрите, нас встречают. Это английские дети. Тише, они, кажется, что-то нам говорят. Я слышу, они здороваются с нами. Они кричат нам: "Hello!"Давайте, и мы поприветствуем их (дети машут рукой и говорят hello!).

– Лягушонок Mr. Frog предлагает нам поиграть в игру английских мальчиков и девочек, которая называется “Hello”(Ведущий становится спиной к игрокам, а дети по очереди здороваются с ведущим. Ведущий по голосу узнаёт игрока и тоже здоровается с ним по-английски.)

– Ну, а теперь нам пора "возвращаться домой" («поезд» едет в обратную сторону») Children, sit on the chairs(дети, садитесь на стульчики).

– Я хочу вам рассказать сказку. Вы любите сказки? Ну, тогда слушайте.

Сказка про язычок. В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа. Ветер-ветерок напевал свою песенку – [w–w–w]. Дождик помогал ему и бил каплями по земле – [p–p–p]. О приближающемся дожде предупреждала сова – [u–u–u]. Ей поддакивали вороны, но вместо “да” слышно было только –   . А гуси возмущались – [g–g–g]. Мама-кошка звала своих котят – [ks–ks–ks]. Слышалось фырчанье ежей – [f–v–f–v]. А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала – [m–m–m]. А из далека слышалось рычание английской собаки – [r–r–r]. В этом лесу жил-поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике рядом с каруселями, так как любил кататься на каруселях – круговые движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях – вертикальные движения языка вверх-вниз. Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь – [p–p–p], ни ветер – [w–w–w]. нагуляется, накатается, замерзнет, задрожит – , зачихает – , закашляет –[k––k]. Прибежит домой и греет свои ручки – [h–h–h]. И вдруг стук в окошко – [d–d–d], [t–t–t] – это подружки язычка пчелки прилетели, английские – и русские – [z–z–z]. Узнали что язычок замерз и угощают его мёдом – . Поел язычок мёда и согрелся. Прилетели шмели, русские – [s–s–s], английские – , принесли конфеты нашему язычку, чтобы развеселить его, а он ест и облизывается (сначала проводит кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней). Навестить его пришла подружка-ежиха. У неё много маленьких ежат. Испекла она им пироги с ванилином, но в один положила два пакетика ванилина – [w] (две галочки), в другой – один – [v] (одна галочка). Едят ежи первый пирог, очень-очень сладкий он, они сдувают ванилин с губ – [w–w–w], а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими зубками нижнюю губу – [v–v–v]. Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают книги, радуются – [ai–ai–ai], смеются – [oi–oi–oi]. Начитались интересных книжек и заснули. Не будем их будить – .

– Мы немного устали, сделаем зарядку на английском языке. “Hands up, hands down”

Hands up, hands down. Hands on hips, sit down. Hands to the sides. Bend left, bend right. 1, 2, 3 – hop!

1, 2, 3 – stop!

– Ребята, хочу сказать вам, что многие слова на английском языке вы уже знаете. Давайте проверим это. Я показываю картинки и произношу названия предметов на английском языке, а вы называете эти слова на русском языке, будите переводчиками. (Сat, zebra, kangaroo, crocodile, telephone, lamp, computer, tennis, football, hockey, badminton). Very good! Clap, clap! (Дети хлопают в ладоши)

– Ребята, мы с вами что-то забыли! Мы ведь не познакомились. Как меня зовут, вы уже знаете: My name is Mr.Frog. What’s your name? (Педагог спрашивает каждого учащегося)

– Let’s play the game. Поиграем в игру с мячиком, (дети в кругу) я бросаю мяч и спрашиваю: What’s your name? А вы отвечаете: My name is… и называете своё имя.

– Ребята, есть ещё одна очень весёлая игра про меня, про лягушонка она называется “Little frog” – «Маленький лягушонок». Выучим стишок, который будем говорить во время этой игры:

Little frog, little frog, Hop, hop, hop!

  Little frog, little frog, Stop, stop, stop.

– А теперь встаём в круг, выбираем «лягушонка». «Лягушонок» прыгает в кругу, а мы произносим стишок и хлопаем в ладоши. Very good!

– Ребята, куда мы "ездили" сегодня? Кого встречали? Как они здоровались?(hello)

– Я приготовил вам всем сюрпризы (дети получают картинки). Мне очень понравилось у вас в гостях, но пора домой, а когда вежливые люди прощаются, что они говорят? (До свидания). Я, как вежливый джентльмен, хочу со всеми вами попрощаться “Goodbye”(повторяют дети, педагог обращает внимание на произношение звука [d]).

Goodbye, Mr. Frog! Давайте помашем ему рукой и попрощаемся: Goodbye!

Далее представим анализ проведенного занятия по иностранному языку.    Общие сведения о занятии: подготовительная группа «Кораблик». На занятии присутствовал 21 ребенок в возрасте 6-7 лет.

Ожидаемые результаты — познакомить с основными фразами приветствия, знакомства и прощания на английском языке, с играми на английском языке, формировать устойчивый интерес к изучению английского языка; развивать логическое мышление, память, воображение, прививать интерес к занятиям по английскому языку.

Оснащенность занятия: на занятии использовались: конспект занятия, специально приготовленный на определенную тему, демонстрационный материал, приготовленный для данного занятия: картинки предметов и животных, кукла лягушонок, мяч, картинка детей из Англии. Для детей: лист бумаги с изображением самолета, который нужно соединить по цифрам, карандаши, картинки с изображениями из геометрических фигур.

Информация о работе Характеристика фонетического строя английского языка