Фонетика русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 116.58 Кб (Скачать файл)

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 1 частях. Часть 2.  – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2.  – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.  Русский язык. 4 класс. 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;

Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;

Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку. – Москва: «Высшая школа», 1991 –384 с.;

Лапатухин М.С., Скорлкповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 2001 – 463 с.;

Лекант П.А. Современный русский литературный язык - Москва: «Высшая школа», 2001 –464 с.;

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. –214 с.;

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. – 271 с.;

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М.: Просвящение, 1979 – 431 с.;

Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.;

Милославский И.Г. Как разобрать слово. – М.: Просвещение, 1993 –192 с.;

Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 - с.206;

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1998 – с. 816;

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991 – с. 288;

Потиха З.А., Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001 – с. 319;

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 2002 – с. 414;

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управления в русском языке. – М.: Просвещение, 2002 – с. 399;

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1993. – с. 383;

Сальников Т.П. Методика обучения грамоте. – М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 192;

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995.

Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н, Денисова, В.В. Морковина. – М., 1983.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 – 110с.;

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику-тетради - для 1 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 -  ;

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 2 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам №1, №2, №3 для 2 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.; 

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 3 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2002 – 160 с.; 

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003 – 727 с.;

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.- 41-е изд.- М.: Просвещение, 2002 – 223 с.;

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.;

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -  М.: Просвещение, 1982 – 143 с.;

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004 – 400 с.;

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - СПб.: Питер, 2005 – 528 с.;

Болычева Е. М. Основы фонетики: Звук и буква. - http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=8B96368C525746B8BD98D0DC8A106569 (Acessed 10.04.2009)

 

Приложение 1

Спишите, расставьте ударение в словах:

Алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.

Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.

Были-на, доб-рота, тра-вуш-ка, деревь-я, стре-лы, горо-да, о-зе-ро, сто-я.

Выпиши эти слова, разделяя их правильно для переноса.

Назови три пары согласных звуки по звонкости/глухости.

С помощью чего обозначается мягкость согласного?

Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.

Полью, он, январь, играя, мглою, стихотворение.

Запиши слова:

[штобы], [канешно], [антэн:а], [атэл'э], [интэрнат], [кафэ], [купэ], [модэл'], [музэj], [тэмп], [шоссэ].

Произведи фонетический анализ слов: щука, якорь

 

Приложение 2

 

1) Найди букву и назови  звуки.

В каком слове произносится звук [з]?

Сдача;

Позже;

Мороз;

Узкий.

В каком слове есть гласный [а]?

Частушка;

Пряник;

Тянуть;

Площадь.

В каком слове произносится согласный [д]?

Дело;

Отбросил;

Подкова;

Семнадцать.

В каком слове нет звука [с]?

Освоить;

Перелез;

Безвкусица;

Сердится.

В каком слове произносится звук [ж]?

Мужчина;

Бедняжка;

Обжиг;

Фляжка.

 

В каком слове произносится звук [ч']?

Счет;

Грузчик;

Чемпионат;

Песчаный.

Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.

Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги?

 

Найди общий звук в словах.

В каком слове все согласные мягкие?

Щавель;

Веришь;

Живете;

Репетиция.

В каком слове все согласные твердые?

Часто;

Ружье;

Шарик;

Пушинка.

В каком слове произносится твердый шипящий согласный звук?

Чистый;

Целиком;

Вираж;

Жалость.

В каком слове (сочетании) все согласные глухие?

Из всех;

От десяти;

Под откос;

Свисток.

Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).

Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав).

Конечно, нарочно, игрушечный.

Что, чтобы, нечто.

Чувствовать, баловство, да здравствует.

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

Найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков.

отбой, шорох, сдобный

Найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков

тишина, песня, у речки

Найдите лишнее по отношению количества звуков к буквам.

честный, шёпот, местный

Запиши слово по данной транскрипции

Запишите слова по правилам русской орфографии: [грус,т,]; [л,эст,];

Выберите правильный вариант произношения слова:

Конечно [чн];

Скучно [чн];

Девичник [чн];

Ничто [шт].

Выберите правильный вариант произношения слова:

Шинель [н'];

бизнес [н'];

энергия [н'];

бутерброд [т'].

 

Сопоставьте количество букв и звуков в слове.

В каком слове звуков больше, чем букв?

Семья;

Ёж;

Мёд;

Лень

В каком слове четыре звука?

Шьёшь;

Лён;

Поют;

Ядро.

В каком слове букв больше, чем звуков?

Умывается;

Съестное;

Подъём;

Бухгалтер.

Произведи фонетический разбор.

Разделите слова на три группы:

те, в которых только глухие согласные,

те, в которых только звонкие согласные,

те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.

Что должно стоять на месте вопросительного знака?

Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э

Укажите ошибку в характеристике звука, входящую в слово «сдаешь».

первый звук - согласный, звонкий, твердый;

второй звук - согласный, звонкий, твердый;

третий звук - гласный [а] , безударный;

четвертый звук - согласный, звонкий, мягкий;

пятый звук - согласный, звонкий, мягкий;

шестой звук - согласный, глухой, мягкий.

Слуховые диктанты

Загадка.

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?

 

Свет осени.

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

 

Жаворонок.

В поле между комьями холодной земли проснулся жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.

Полетел и запел. Радостно и звонко лилась его песня.

Все казалось ему замечательным, красивым и милым. Ведь это была его Родина. Он долго, очень долго её не видел!

Первые дни он отдыхал. Сегодня принялся за свою работу. А работа его была – петь.

 

Пусть птица выводит птенцов.

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились зелеными сережками. Молодые березки весело шумят. Скоро они распустят свои зеленые шелковые косы.

В библиотеке.

Костя сидел над тетрадью. В руке он держал карандаш. В школе шумела большая перемена. Ребята бегали по коридору, боролись, пели, смеялись. Костя сидел в библиотеке, он готовил доклад для кружка юннатов. Костя морщил брови, ерошил свои короткие волосы, начинал писать и зачеркивал. Он в раздумье подошел к окну. Морозные узоры застилали стекла. Высокая вершина горы, седая от снега, глядела в окно.

 

Кто как зиму встретил.

Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки домов. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь отъелся за лето и осень и спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, починила гнездо. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала себе. Только бездомный волк бродит злой и голодный.

 

Артикуляционная зарядка

Лягушка.

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали!

 

Слон.

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон.

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка.

Информация о работе Фонетика русского языка