Фонетика русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 116.58 Кб (Скачать файл)

2.3. Описание опытно-практической  работы по совершенствованию  фонетических представлений учащихся.

 
 

 Рассматриваемые теоретические  вопросы легли в основу опытно-практической  работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4.

Опытно-практическая работа была проведена во время государственной практики.

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4, обучающегося по учебнику «Русский язык» авторов Иванова С.В., Евдокимова М.И. и др., входящего в учебно-методический комплекс «Начальная школа ХХI века» для четырёхлетней начальной школы.

Обследование учащихся было проведено 5 февраля. В 3 «А» классе обучается 24 человека (приложение 1).

На первом этапе контролировались следующие умения:

умение ставить ударение в словах;

умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую;

умение различать звонкие и глухие согласные звуки;

умение различать твердые и мягкие согласные звуки;

умение переводить звуковую запись слова в буквенную;

умение определять значение буквы в зависимости от позиции;

умение производить фонетический анализ слова (полный).

В результате констатирующего этапа установлено количество учащихся, допускающих ошибки при выполнении того или иного задания (таблица 3).

 

Таблица 3.

Результаты констатирующего этапа.

Проверяемые знания

Контроль

Умение ставить ударение в словах

6 чел.

25 %

Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую

5 чел.

21 %

Умение различать звонкие и глухие согласные звуки

5 чел.

21 %

Умение различать твердые и мягкие согласные звуки

4 чел.

16 %

Умение переводить звуковую запись слова в буквенную

14 чел.

58 %

Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции

10 чел.

42 %

Умение производить фонетический анализ слова (полный)

7 чел.

39 %


 

Мы видим, что наибольшее количество ошибок допущено при переводе звуковой записи слов в буквенную, при анализе значения гласных букв в зависимости от позиции, при проведении фонетического анализа слов.

Причины допущенных ошибок могут быть различными:

1) смешение понятий «буква»  и «звук»;

2) неумение правильно вычленять  звуки из слова и характеризировать  их при звуковом анализе;

3) неправильное определение  ударного слога;

4) неверное деление на  слоги.

Согласно полученным результатам были разработаны задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:

Найди букву и назови звуки.

Найди общий звук в словах.

Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).

Запиши слово по данной транскрипции.

Сопоставь количество букв и звуков в слове.

Произведи фонетический разбор.

Слуховые диктанты.

Артикуляционные зарядки.

Фонетические игры.

Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.

По окончании опытно-практической работы было проведено повторное обследование учащихся. Дата проведения – 5 марта (приложение 3). Были получены следующие результаты (см. таблица 4).

 

Таблица 4.

Результаты контрольного этапа.

Проверяемые знания

Контроль

Умение ставить ударение в словах

3 чел.

16 %

Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую

3 чел.

16 %

Умение различать звонкие и глухие согласные звуки

4 чел.

20 %

Умение различать твердые и мягкие согласные звуки

4 чел.

20 %

Умение переводить звуковую запись слова в буквенную

7чел.

30 %

Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции

4чел.

20 %

Умение производить фонетический анализ слова (полный)

5 чел.

24 %


 

Мы видим, что количество ошибок в данном классе значительно снизилось.

Результаты проверок показали, что проводимая нами работа с использованием как традиционных видов упражнений, так и специально разработанных комплектов упражнений позволила не только повторить, но и закрепить фонетические знания и умения учащихся.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию фонетических умений, использование разнообразных методических и дидактических средств, проблемных ситуаций, проблемно-познавательных задач, дидактических игр, вовлечение всех учащихся в процесс обучения с учетом их индивидуальных способностей позволяет достичь хороших результатов. Индивидуализация и дифференциация обучения дает возможность решить те нелегкие проблемы, которые возникают в процессе формирования фонетических представлений.

Работа с фонетическими явлениями позволяет учащимся лучше понять и осознать не только родную речь, но и орфографические правила: «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании»[21, C.231].

Работу по формированию фонетических умений и навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Без работы над фонетическим уровнем языка невозможно дальнейшее обучение в школе.

Так же на основе звукобуквенного и слогового анализа слова можно привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.

 

Заключение

 

Изучив и систематизировав теоретический материал, мы можем делать следующие выводы:

Фонетическая система русского языка явление сложное и многоплановое. Ее основу составляет классификация звуков речи:

Таблица 1

Классификация согласных звуков.

Способ образования

По действующему органу

Губные

Язычные

Двугубные

Губно-зубные

Передне-язычные

Средне-язычные

Задне-язычные

Твердые

Мягкие

Твердые

Мягкие

Твердые

Мягкие

Мягкие

Твердые

Мягкие

Смычные

Звонкие

б

б'

   

д

д’

 

г

г‘

Глухие

п

п’

   

т

т‘

 

к

к‘

Щелевые

Звонкие

   

в

в’

з, ж

з‘, ж‘

j

   

Глухие

   

ф

ф‘

с, ш

с‘, ш‘

 

х

х‘

Слитные

Глухие

       

ц

ч‘

     

Смычно-проход-ные

Боковые

Сонорные

       

л

л‘

     

Носовые

м

м‘

   

н

н‘

     

Дрожащие

       

р

р‘

     

Таблица 2

Классификация гласных звуков.

Подъем

Ряд

Передний

Передне-средний

Средний

Средне-задний

Задний

Верхний

[и]

[у]

[ы]

 

[у]

Верхне-средний

[иэ]

[ц]

[ыъ]

   

Средний

[л]

 

[ъ]

 

[о]

Средне-нижний

[э]

[эъ]

[аъ]

[۸]

 

Нижний

 

[д]

[а]

   

Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики и графики учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.

В первом классе учащиеся изучают звуки речи гласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит. Во втором классе дети закрепляют названия букв, алфавитный порядок, способы переноса, устанавливают несоответствие между звуками речи и обозначением их на письме. В третьем классе знакомятся с планом фонетического разбора, изучают написание и перенос слов с удвоенными согласными. В четвертом классе закрепляются и обобщаются все полученные знания по данной теме.

Работа над фонетическими представлениями помогает при изучении таких орфографических правил, как «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».

На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно), нормативная постановка ударения в словах с колеблющимся ударением. Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук ибукву, правильно определять место ударения.

В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:

опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;

постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;

установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;

проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;

тренировка слуха, тренировка пишущей руки;

образцы хорошего произношения и каллиграфического письма.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что её теоретическую часть можно использовать при подготовке к семинарским занятиям в колледже, а практическую часть можно использовать при проведении дополнительных занятий в начальной школе, тестовые задания могут быть использованы на факультативных занятиях.

 

Литература

 

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 – 816 с.;

Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977 – 175с.;

Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. Том 45.– Государственной научное издательство «Большая советская энциклопедия» 1956 – 672 с.;

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Дрофа, 2005 – 384 с.;

Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – 190 с.;

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка, Л, 1948. – 60 с.;

Журова Л.Е., Рудницкая В.К. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001- 210с.;

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001 - 210с.;

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973 –304 с.;

Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 1. – Москва: Academia, 1998. – 305 с.;

Информация о работе Фонетика русского языка