Фонетика русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 116.58 Кб (Скачать файл)

При образовании одних согласных звуков либо язык плотно прижимается к зубам (г, д) или к нёбу (к, г), либо губы плотно смыкаются (п, б). Струя воздуха, выходя наружу, разрывает плотно сомкнутые органы речи, отчего получается мгновенный шум, напоминающий взрыв. Согласные, которые образуются смыканием органов речи и взрывом воздуха при быстром их размыкании, называются смычными; в русском языке это звуки б, г, д, к, п, т.

Звуки л, м, н называются смычно-проходными. При образовании звука л передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые воздух и выходит. Поэтому звук л называют боковыми. При образовании звука м плотно смыкаются губы, а при образовании звука н язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не получается, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки мин называются еще носовыми.

При образовании других согласных звуков органы речи образуют узкий проход, напоминающий щель. Например, при звуке х щель образуется между задней частью языка и нёбом; при звуке с щель образуется между передней частью языка и верхними зубами; при звуке ф — между нижней губой и верхними зубами. При трении струи воздуха о края щели получается шум. Согласные, которые образуются трением воздуха о края щели, называются щелевыми, например: в, ж, з, с, ф, х, ш.

Звуки ц и ч образуются следующим образом: сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке ц) или с передней частью нёба (при звуке ч), затем воздух с лёгким взрывом размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом и выходит наружу; поэтому звук ц состоит как бы из слитых вместе г и с, а звук ч — из слитых вместе г' и ш' (мягких звуков т и ш). Вот почему звуки ц к ч называются слитными. При образовании звука р шум получается от дрожания кончика языка; поэтому звук р называется дрожащим.

По участию губ и языка для образования преграды согласные делятся на следующие группы: 1) губные — б, п, м, в, ф (при образовании б, п, м нижняя губа смыкается с верхней, при образовании в, ф нижняя губа приближается к верхним зубам, отчего получается щель); 2) переднеязычные — д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, щ, л, р (при образовании одних звуков кончик языка или передняя часть языка смыкается с зубами или с передней частью нёба, при образовании других происходит сближение тех же органов) ; 3) заднеязычные — г, к, х [5, 72].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные [б], [в], [г], [д], [т], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч'], [ш] и др. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при, произнесении сонорных и шумных согласных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос 
возникает в результате того, что голосовые связки сближены и 
дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются 
звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и 
др. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными 
в том, что у звонких сонорных голос обычно преобладает над 
шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без 
голоса, при помощи одного только шума образуются глухие 
согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [щ] и др.

По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары: [б- п], [в-ф], [г-к], [д-т], [ж-ш] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [д-з], который произносится на месте <ц> перед звонким согласным. Такую же пару составляют глухой [ч'] и звонкий [д'-ж']. Звук [j] составляет звонкую пару [х] и произносится.

Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образований твердых - в задней части ротовой полости.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б-б'], [в-в'], [г-г’], [д-д'], [з-з'] и др. Звук [ч’] мягкий, его твердая пара [ч], который бывает только перед [ш]. Звук [ц] твердый, а мягкий произносится, например, на месте [т'] перед [с']: пя[ц']я. У звука [ш] пара [ш']: мо[ш']ным, [ш']ука. У звука [ж] пара [ж'], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж']и, дро[ж']и. Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией, без которой никакого согласного звука вообще не возникает. Если структурировать написанную выше информацию, то все согласные можно записать в таблице:

Таблица 1

Классификация согласных звуков.

 

Способ образования

По действующему органу

Губные

Язычные

Двугубные

Губно-зубные

Передне-язычные

Средне-язычные

Задне-язычные

Твердые

Мягкие

Твердые

Мягкие

Твердые

Мягкие

Мягкие

Твердые

Мягкие

Смычные

Звонкие

б

б'

   

д

д’

 

г

г‘

Глухие

п

п’

   

т

т‘

 

к

к‘

Щелевые

Звонкие

   

в

в’

з, ж

з‘, ж‘

j

   

Глухие

   

ф

ф‘

с, ш

с‘, ш‘

 

х

х‘

Слитные

Глухие

       

ц

ч‘

     

Смычно-проход-ные

Боковые

Сонорные

       

л

л‘

     

Носовые

м

м‘

   

н

н‘

     

Дрожащие

       

р

р‘

     

В этой таблице наглядно отражен не только способ образования согласных, но и какой орган действует при образовании того или иного звука, то есть с помощью этой таблицы мы можем описать согласный, например: в слове сон. Первый звук - [с] – согласный, который по способу образования щелевой, глухой, с парным звонким [з], а по действующему органу переднеязычный твердый, с парным мягким согласным звуком [с‘]. Благодаря этой таблице, можно составить характеристику к любому согласному звуку, с учетом его позиции в слове, а также определить основной действующий орган при произношении того или иного звука.

Гласные звуки - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к небу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на:

огубленный (лабиализованные): [о], [у];

и неогубленные (или нелабиализованные): [а], [э], [е], [и], [ы].

Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у].

По степени подъема языка по отношению к небу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта, поэтому гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому гласные нижнего подъема называют широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда [и], [э]; среднего ряда [ы], [а]; заднего ряда [у], [о]. При артикуляции гласных звуков переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней и задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части неба приподнимается часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к части неба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части неба, как бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Приведенные выше данные можно представить в виде таблицы:

Таблица 2.

Классификация гласных звуков.

Подъем

Ряд

Передний

Передне-средний

Средний

Средне-задний

Задний

Верхний

[и]

[у]

[ы]

 

[у]

Верхне-средний

[иэ]

[ц]

[ыъ]

   

Средний

[л]

 

[ъ]

 

[о]

Средне-нижний

[э]

[эъ]

[аъ]

[۸]

 

Нижний

 

[д]

[а]

   

Приведенные выше таблицы: классификации согласных звуков и классификации гласных звуков – отражают основную структуру фонетической системы русского языка, но деление гласных на три подъема и три ряда или деление согласных по способу образования, месту образования и уровню шума, не отражает всего богатства гласных звуков. Оттенки звуков столько, что можно было бы их рассматривать как отдельные звуки.

 

Разграничение понятий «звук» и «буква».

 

Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.

Термины «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Слова что и кто различаются звуками [ш] и [к], а не буквами. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами, буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых закономерностей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы, а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

В современном русском языке звуки могут перекодироваться в письменные обозначения, перекодировкой звука в буквы занимается графика. Графика – раздел в языкознании, изучающий совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Графика тесно связана с фонетикой. В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.

Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Как выше было сказано, буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Буквы объединяются в особый последовательный ряд графических знаков. Алфавит [греч. alphabetos, от названий первых двух букв греческого А. - альфа и бета (новогреч. - вита); аналогично: азбука - от аз и буки], совокупность графических знаков - букв (например, латинский, русский алфавиты) или слоговых знаков. Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Буквы делятся на три больших группы: гласные, согласные и буквы, не обозначающие звуки. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь. Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове пять [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами. Буквы обладают «многозначностью», которая снимается, если известны соседние буквы. Так, буква ё в слове ёлка обозначает звук [j] и звук [о] и мы произносим букв ё как сочетание звуков [jo], а в слове тёлка буква ё – признак мягкости согласного [ ’] и гласный звук [о], поэтому читается мяткое сочетание согласного и гласного [т’о], а в слове шёлка – один гласный звук [о], так как согласный [ш] всегда твердый.

Информация о работе Фонетика русского языка