Технология проведения уроков на основе игровой технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании ролевых игр в изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте.
Объектом курсовой работы являются ролевые игры.
Предметом курсовой работы является преимущества ролевых игр при формировании навыков и умений диалогической и полилогической речи.

Содержание

Введение
3
1
Особенности обучения младшего школьного возраста
5
2
Игра как средство в обучении иностранного языка
10
2.1
Игровой метод обучения
10
2.2
Функции обучающих игр
11
2.3
Структура обучающих игр
13
2.4
Классификация обучающих игр
16
3
Технология проведения уроков на основе игровой технологии
19
3.1
Разработка урока-игры «Путешествие в «Страну английского языка» для младшего школьного возраста
19
3.2
Игры по аудированию
22
3.3
Лексические игры
23
3.4
Языковые игры
23
3.5
Фонетические игры
24
3.6
Внеклассное мероприятие «Little Travelers», (Маленькие Путешественники).
24

Заключение
29

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

!гульзат_игровая методика в младшем шкрольном возрасте.docx

— 160.96 Кб (Скачать файл)

 В младшем школьном  возрасте память ребенка постепенно  приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой  и опосредствованной. Как уже  говорилось выше, теперь ребенок  должен многое запоминать: заучивать  материал буквально, уметь пересказать  его близко к тексту или  своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь  воспроизвести его через длительное  время. Неумение ребенка запоминать  сказывается на его учебной  деятельности и влияет в конечном  итоге на отношение к учебе  и школе. Совершенствование памяти  в младшем школьном возрасте  обусловлено в первую очередь  приобретением в ходе учебной  деятельности различных способов  и стратегий запоминания, связанных  с организацией и обработкой  запоминаемого материала. По мере  усложнения учебных заданий установка  «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой.

 В младшем школьном  возрасте дети очень эмоциональны  и подвижны, их внимание отличается  непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, младшие школьники  обращают внимание в первую  очередь на то, что вызывает  их непосредственный интерес. Учитывая  это, необходимо использовать на  уроках такие формы деятельности, которые максимально приближены  к естественной для них ситуации. Что же это за ситуация? Конечно  же — игра, игра в любом её  проявлении. По мнению С.А. Лысиче, «игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей». Игра соответствует естественным желаниям и потребностям учащегося младшего школьного возраста, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря игре активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. А.А. Леонтьев считает, что «игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление».

 В игре заложено  всё, о чём говорилось выше: деятельность (практическая и речевая); мотивированность; отсутствие принуждения; обучение  и воспитание в коллективе; развитие  психических функций и способностей; «учение с увлечением».

 Таким образом, можно  сделать вывод, что для формирования  положительной учебной мотивации  у младших школьников необходима  целенаправленная работа, заключающаяся  в организации полноценной активной  учебной деятельности, в которой  учащийся является не объектом, претерпевающим над собой действия  учителя, а полноправным заинтересованным  участником «событий».

Цель урока иностранного языка на ранней ступени — это, прежде всего, формирование речевых навыков, навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Нельзя посвятить весь урок формированию отдельного навыка, будь то лексический или грамматический навыки, так как устойчивость внимания в данном возрасте у учащихся ещё не достаточно сформирована. Но и большое количество не связанных друг с другом компонентов урока тоже не сможет увлечь учеников. Для успешной деятельности учитель должен не просто готовиться к каждому уроку, он должен чётко продумывать каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя звенья в цепи, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на раннем этапе обучения может и должна служить игра во всех её проявлениях.

Необходимо отметить, что при всей своей непринуждённости, игра является делом серьёзным. Если игры используются на уроке только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них и для учащихся, и для самого преподавателя минимальна. Такие функции у игры, конечно, есть, но они второстепенные, не главные. Учитель должен чётко осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке иностранного языка игра — это всего лишь оболочка, форма; а прямое её назначение — это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Главным элементом игры на уроке иностранного языка является игровая роль, помогающая воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. «Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной». Кроме того, игра обладает, несомненно, и развивающей функцией, так как она пробуждает эмоции, а там, где эмоции, там появляется активность, внимание, воображение и мышление.

 

 

 

2 Игра как средство в обучении иностранного языка

 

2.1 Игровой метод обучения

 

Использование игр на уроке зависит от множества условий, например, содержание изучаемого материала, уровень подготовки учащихся, цели урока и условия его проведения и т. д. возможно использование одной и той же игры на различных этапах урока. А также для отработки различный тем, однако необходимо помнить о том, что любая игра при неразумном и чрезмерном ее употреблении, может утомить учащихся.

В работе Зимней И.А. отмечается, что в период с 2 по 11 класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности - игра. В возрасте 7-11 лет, ведущей деятельностью становится учение. Для этого возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет становится учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения. Для этого возраста характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни [1,  с. 316].

Все эти возрастные психологические особенности должны учитываться учителями в процессе обучения. Такая возрастная периодизация не является установленной раз и навсегда. Изменение условий обучения и воспитания (обучение детей с более раннего возраста) вносит изменение в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся. Переход от одной ведущей деятельности к другой происходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного развития последних создаются предпосылки для зарождения качеств личности, соответствующих переходу к новой ведущей деятельности и следующему возрастному этапу. Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. Обучающая игра может эффективно использоваться на уроках иностранного языка с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности:

- младший школьный возраст: сюжетная ролевая игра сказочного  содержания;

- средний школьный возраст: сюжетная ролевая игра бытового  содержания;

- старший школьный возраст: имитационная ролевая игра познавательного  содержания; имитационная ролевая  игра мировоззренческого содержания; имитационная деловая игра; ролевая  игра обиходного содержания (речевой  этикет и культура поведения) [2, С.117].

 

 

2.2 Функции обучающих игр

 

Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Во время проведения обучающей игры учащиеся самостоятельно выбирают языковые средства, которые способствуют развитию навыков и умений речевой деятельности.

Выбранные языковые средства позволяют закрепить полученные знания по лексической либо грамматической темам. Также развиваются навыки и умения диалогической и полилогической речи в процессе коммуникативного общения. Здесь игра выполняет  обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение обучающей игры, ее всестороннее влияние на учащегося младшего возраста. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Здесь речь идет о воспитательной функции обучающих игр [3, С. 64].

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции Рисунок 1:

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

 

 

Рисунок 1 Функции игровой деятельности на уроке

 

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействия на иностранном языке. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различный проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника. [12; с. 39-41]. Обучающая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, обучающая игра выполняет ориентирующую функцию.

 

 

2.3 Структура обучающих игр

 

В структуре обучающей игры принято выделять следующие компоненты:

    • роли,
    • исходная ситуация,
    • ролевые действия.

Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.).

Обучающие действия, которые выполняют учащиеся, играют определенную роль. Обучающие действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом обучающих игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия.

Информация о работе Технология проведения уроков на основе игровой технологии