Структура, семантика и прогматика сравнительныз конструкций в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучались их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении - высказывании. Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский профессионально-педагогический университет»

Институт лингвистики

Кафедра германской филологии

 

 

 

Структура, семантика и прогматика сравнительныз конструкций в английском языке

курсовая работа

 

 

 

Исполнитель: студент ИА-301

Новоселова Е.Ю.

Научный руководитель: преподаватель кафедры

 германской филологии

Ананьина М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Введение

 

Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучались их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении - высказывании. Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.

Глаголы говорения являются одним из самых исследуемых объектов в лингвистических изысканиях. Интерес к данной группе лексических единиц обусловлен как сложностью их семантической структуры, так и неоднозначностью в вопросе выделения синонимических рядов и тематических групп.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью общетеоретического осмысления процессов функциональной категоризации глаголов говорения, выяснения механизма, детерминирующего особенности функциональной категоризации на формальном (синтаксическом), семантическом и понятийном уровнях, и условий формирования особого лексического и категориального значения названных глаголов в рамках предложения - высказывания.

Актуальность исследования также определяется целями и задачами обучения активному и корректному владению иностранным языком.

Цель курсовой работы состоит в выявлении факторов и условий, детерминирующих процесс функциональной категоризации языковой картины мира, а также в определении специфики функциональной категоризации трёх групп глаголов соответственно с прототипами tell, say и speak.

Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:

1. Определение  и описание механизмов и условий  функциональной категоризации глаголов  говорения.

2. Выявление  критериев и условий, при которых  возможно синкретичное изменение  категориального и лексического  значения исследуемых глаголов.

3. Сопоставление системно-парадигматического и функционального уровней анализа глаголов говорения.

4. Уточнение  номенклатуры прототипических акциональных  и неакциональных характеристик  глаголов говорения.

5. Установление  степени зависимости категориального статуса предиката от его субъектно-объектных отношений в структурной схеме предложение-высказывания.

6. Определение  набора наиболее рекуррентных  лексических единиц, способных передавать  значения однонаправленного/неоднонаправленного  говорения.

 

 

1. Семантический анализ глаголов говорения

 

  • 1.1 Глаголы говорения и различные подходы к их изучению в современном английском языке

  •  

    В лингвистике исследование глаголов говорения (глаголов речи, коммуникативных глаголов) шло по разным направлениям и отечественные, и зарубежные ученые ставили перед собой разные задачи. Данный класс глаголов изучался с точки зрения их лексической и грамматической семантики, с точки зрения синтаксических свойств данных глаголов, на функциональном уровне, в аспекте соотношения мышления и речи, с точки зрения логико-семантических свойств глаголов речи.

    Долгое время объектом анализа служили глаголы, обозначающие лишь процесс речи в его чистом виде. Глаголы же, реализующие некую деятельность в акте речи, исключались из круга рассматриваемых. В свете данного подхода считается, что глаголы речи обозначают действие (в широком смысле), совершаемое речевым аппаратом, то есть произношение членораздельных звуков (отдельных слов или фраз) в процессе речевого общения. Долгое время в тематической группе глаголов, содержащих указание на процесс речи, разграничивались две основные группы:

    а) глаголы, обозначающие собственно процесс речи и его основные функции (сообщение, беседа, рассказ): tell, say, speak, talk.

    б) глаголы, обозначающие какое-либо другое действие, которое может быть реализовано в процессе речи (устной или письменной): command, order, affirm, repeat.

    В свою очередь глаголы, обозначающие собственно процесс речи, могут быть разделены на две подгруппы:

    1. Глаголы, в  семантике которых имеется обозначение одной из функций процесса речи в его чистом виде, без дополнительной характеристики:

    а) глаголы наиболее общего обозначения процесса речи: tell, say, speak, talk.

    б) глаголы более узкого обозначения речевого процесса: narrate, express, repeat, declare.

    2. Глаголы, содержащие  дополнительную характеристику  процесса речи – его продолжительность, начало, конец, сила звучания, четкость  произношения и так далее. Как  правило, здесь выделяются глаголы  с дополнительными адвербиальными  словами, характеризующие данный процесс.

    Основатели данного подхода к изучению глаголов речи, были склонны полагать, что данные языковые единицы называют процесс речи в его наиболее общем содержании. Другими словами, исследуемые глаголы следует рассматривать вне дополнительной характеристики звучания, тона, эмоциональной оценки. Раскрыть же какую-либо дополнительную информацию о высказывании мы можем только при наличии у глагола одной из конструкций, показывающей содержание высказывания или предмет речи: конструкции с прямым или косвенным дополнением, с прямой речью или с придаточными дополнительными или обстоятельства.

    В дальнейших исследованиях стала учитываться взаимосвязь между лексико-грамматической сочетаемостью глагола и его лексическим значением:

    1. выявления, с какими частями речи, в каких формах или с какими синтаксическими конструкциями сочетаются глаголы говорения

    2. определение  характера взаимоотношений между  значением глагола и его сочетаемостью.

    Основоположники данного подхода относят к тематическому разряду глаголов говорения те глаголы, которые, как единицы словаря, вне контекста обозначают процесс говорения. Наряду с общим семантическим признаком целой группы (выражения процесса речи) каждый глагол указывает и на определенный речевой акт. Некоторые глаголы говорения выражают собственно процессы говорения, другие обозначают процессы речи, связанные с иными сторонами жизни и деятельности человека – волеизъявлением, проявлением различных эмоций. Таким образом, в спектр анализируемых глаголов попали и глаголы, в семантике которых речь сочетается с оценкой, каузацией, истинностью и так далее. В связи с этим, сторонники данного подхода выделяют три большие группы: а) глаголы, обозначающие собственно процесс говорения; б) глаголы, обозначающие процесс речи и характеризующие его в зависимости от задач коммуникации; в) глаголы, обозначающие процессы речи, связанные с другими сторонами жизни и деятельности человека.

    В глаголах первой группы не выражено содержание высказывания и не отражается связь с другими сторонами жизни человека. Здесь лишь указывается на самый акт произношения (слова, фразы) в процессе речевого общения.

    В глаголах второй группы выражается не только действие говорения, но и определяется его характер – содержание или тема высказывания. Здесь в самом глаголе заключается указание и на какой-то другой процесс, который характеризует говорение в отношении содержания. К третьей группе относятся глаголы, которые обозначают какое-либо действие, имеющее внешнее проявление посредством процесса речи, то есть выражение словами акта волеизъявления.

    Важен тот факт, что на особенности лексико-грамматической сочетаемости глаголов могут указывать синтаксические конструкции, которые обусловлены не законами построения словосочетаний, а структурой всего предложения в целом, например, некоторые сочетания глагола с инфинитивом, а также сочетания глагола с прямой речью и придаточными предложениями. Синтаксическая связь глаголов с различными адвербиальными определителями образа действия, которые предают энергичность, внимательность, интенсивность, тщательность (carefully, immediately, perfectly, strongly, easily, precisely etc.) указывает на активный, агентивный характер субъекта. В качестве дополнительных актуализаторов признака активности субъекта выступают формы прогрессива, императива, сочетаемость с модальными и фазовыми глаголами, а также с акциональными глаголами в качестве однородных членов [3]. Преимуществом такого подхода является то, что детальное рассмотрение сочетаемости каждого глагола помогает выявить связи глаголов речи с различными формами других слов или целыми конструкциями в составе предложения и определить зависимость этих связей от лексического значения глагола.

    В дальнейших исследованиях данной лексико-семантической группы глаголов ученые делали акцент на все глаголы, нормативно выполняющих функцию речепроизводства, что значительно расширило границы данного класса.

    Сторонники данной теории взяли за основу трехуровневое представление о речевом акте, впервые предложенное Дж. Остином, в котором выделяются три аспекта: локутивный, иллокутивный и перлокутивный.

    Следует отметить, что для Дж. Серля, продолжателя идей Дж. Остина, теория речевых актов была в первую очередь теорией значения. Дж. Серль сосредоточил основное внимание на одном из трех уровней речевого акта – иллокутивном. Иллокутивный акт – это действие, которое мы совершаем посредством произнесения некоторой фразы (мы можем убеждать кого-то, просить, обвинять, наставлять), его следует отличать от локутивного акта – самого по себе произнесения некоторых звуков или записи некоторых знаков на бумаге – и перлокутивного акта – воздействия нашего высказывания на действия, мысли или эмоции слушающих (наше высказывание может убедить/не убедить собеседника и тому подобное). Дж. Серль считал, что основное назначение языка не в описании объектов действительности, а в осуществлении целенаправленных действий; поэтому в поиске ответа на вопрос: «Что есть значение?», он перешел с уровня отдельного слова на уровень единицы общения, с помощью которой и осуществляется отдельное действие, то есть на уровень иллокутивного акта.

    Дж. Серль в свою очередь был склонен полагать, что изучение речевых актов представляет огромный интерес и имеет важное значение для философии языка. Существенной чертой любого вида языкового общения является то, что оно включает в себя языковой акт. Вопреки распространенному мнению основной единицей языкового общения является не символ, не слово, не предложение и даже не конкретный экземпляр символа, слова или предложения, а производство этого конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта. Точнее говоря, производство конкретного предложения в определенных условиях есть иллокутивный акт, а иллокутивный акт есть минимальная единица языкового общения.

    В типичной речевой ситуации, включающей говорящего, слушающего и высказывание говорящего, с высказыванием связаны самые разнообразные виды актов. При высказывании говорящий приводит в движение речевой аппарат, произносит звуки. В то же время он совершает другие акты: информирует слушающих, либо вызывает у них раздражение или скуку. Он также осуществляет акты, состоящие в упоминании тех или иных лиц, мест. Кроме того, говорящий высказывает утверждение или задает вопрос, отдает команду или докладывает, поздравляет или предупреждает, то есть совершает акт из числа тех, которые Остин назвал иллокутивными. Примерами английских глаголов, связанных с иллокутивными актами, являются: state «излагать, констатировать», assert «утверждать, заявлять», describe «описывать», warn «предупреждать», remark «замечать», comment «комментировать», command «командовать», order «приказывать», request «просить», approve «одобрять».

    Следует отметить, что подлинным открытием, честь которого принадлежит Дж. Остину, было выделение особого класса перформативных глаголов, употребление которых в первом лице настоящего времени изъявительного наклонения означает не просто говорение, а определенное действие: Я обещаю... и, следовательно, я с этого момента связываю себя обещанием. Более подробно остановимся на классе глаголов, названных перформативами. Как известно, актуальная речь строится на основе целого ряда относительно самостоятельно функционирующих видов коммуникативной деятельности, представленных локутивными, иллокутивными и перлокутивными актами и описываемых соответствующими типами глаголов. Данные речевые акты можно подразделить на действия, актуализирующие план выражения целостного коммуникативного акта и его план содержания. К первым относятся локутивные акты, ко вторым – иллокутивно-перлокутивные.

    Современные исследователи, разрабатывающие теорию речевой деятельности, рассматривают не только речевое воздействие, но и коммуникативное взаимодействие в целом. Г.Г. Почепцов, исследуя иллокутивные единицы, выделяет две семы, обязательные для этих глаголов:

    Информация о работе Структура, семантика и прогматика сравнительныз конструкций в английском языке