Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Таким образом, суть современных методов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активным участниками образовательного процесса. Цель исследования: выявить специфику современных методов и приемов, используемых на уроках иностранного языка. Задачи исследования: рассмотреть такие методы активного обучения, как метод учебных проектов, использование игр, музыки, стихов, песен, сказок на уроках иностранного языка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку…………………………………….4-9
§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах...10-19
§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка………………………………………………….20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

началка реф.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, любая  игра представляет собой некоторую  ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, мы создаём возможность повторения речевого образца (ситуативно-вариативное упражнение) в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Подростки, как и дети младшего возраста, проявляют активность именно в игровой деятельности. Использование  игр на уроках помогает решить многие психолого-педагогические проблемы группы, помогает её участникам преодолеть трудности и барьеры, выработать адекватные формы поведения. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать aгрессию и психо-эмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.

Конечно же, при работе с детьми младшего школьного возраста игра используется намного чаще, чем  при работе со старшеклассниками.

Но не следует исключать  игру при обучении на старшем этапе. При работе со старшеклассниками можно использовать сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие учащихся в умении использовать речевые навыки.

В заключение, важно заметить, что урок не может состоять из одних  игр. При всей привлекательности  игры как формы обучения место  и время её проведения на уроке зависят от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке.

Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося, и также способствует формированию дружного коллектива в классе и, конечно же, воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть "одной командой", постоянно поддерживая друг друга. [Бим И. Л., 1989; Прохорова, Л.М., 1996]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка

 

Общеизвестно, что каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, свое мировосприятие, и это отражается в его языке. Учитель иностранного языка – прежде всего учитель иноязычной культуры, задача которого заключается в приобщении учеников к культуре народа – носителя языка. Один из способов решения – это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка.

В условиях гуманизации  образования, когда личность растущего  человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка.

Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят  большое место поэтическим текстам  и песенкам при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия  целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно переоценить.

Каждый учитель стремиться сделать свои уроки творческими  и занимательными, чтобы желание  и интерес младших школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.

Работа с английскими  песнями, стихами и рифмовками выполняет  не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.

Подходы к работе над  стихами зависят от возраста учащихся, от их творческих способностей и от того, какие задачи ставит учитель. Многие задачи, такие как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу, решаются в комплексе. Изучение стихотворения или песни чаще всего происходит на нескольких уроках. Это зависит от объема, наличия незнакомых слов и грамматических структур. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям.

Одним из наиболее эффективных  способов воздействия на чувства  и эмоции школьников является музыка, представляющая собой "сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания" (Леви В.Вопросы психологической музыки). Поэтому в старших классах стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Можно предложить учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказываний своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.

Использовать песни  и стихи на уроках английского языка нужно и можно. Их легче всего подбирать для классов младшего и среднего звена. Для классов старшего звена подбирать стихи и особенно песни намного труднее. Однако это не является неразрешимой задачей.

Таким образом, работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка. [Якобсон П.М., 1998; Ушинский К.Д., 1998]

Драматизация и инсценирование не являются тождественными приемами анализа; их включение в разбор способствует усвоению родовых и композиционных особенностей литературного произведения; драматизация и инсценировка сказки развивает воображение, устную и письменную речь учащихся младших классов.

Специфика актерского искусства  заключается в следующем: живое  актерское действие требует полного  включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств. Следовательно, постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

В применении драматизации сказок на уроках иностранного языка  у младших школьников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Драматизацию мы понимаем как технологию обучения и воспитания, направленную на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит "метод физических действий" К.С. Станиславского.

В процессе разработки методики драматизации сказки как средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку было установлено, что процесс работы учителя над драматизацией сказки можно разбить на пять этапов:

• чтение сказки и достижение углубленного понимания слов, словосочетаний, предложений и текста в целом;

• работа над текстом  сказки с учетом лингвистических особенностей использования традиционных формул народной сказки;

• работа с действующими лицами по сценкам, сценарию и музыкой  в целом, монтаж спектакля;

• работа по художественному  оформлению, предметами бутафории, костюмами;

• показ спектакля  и его оценка.

Драматизация творчески  упражняет и развивает самые  разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Сказка является оптимальным  для данного возраста учащихся и  этапа обучения видом текста, позволяющим  вовлекать младших школьников и  в игровую (с привлечением активных методов обучения), и в учебную  деятельность.

 

Заключение

 

Упражнения по прежнему остаются ведущим средством в достижении главной цели обучения иностранному языку - формирования коммуникативной личности, способной задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассказать о событиях в прошлом, настоящем или будущем, иначе говоря, личности, способной к общению.

В настоящее время  стал вопрос о повышении уровня образования, что привело к использованию  новых активных методов обучения. В данной работе были рассмотрены такие методы, как метод проектов, использование игровой деятельности, музыки, разучивания песен, рифмовок и стихотворений, а также постановка сказок в процессе изучения иностранного языка.

Специфика этих методов заключается в том, чтобы сделать учеников активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно.

Проектная деятельность включает в себя не только деятельность по осуществлению проекта, но и проектирование этой деятельности. В такой организации занятий, как проектная работа, дети не только приобретают предметные и межпредметные знания и умения, но и умение планировать и организовывать свою работу, свое свободное время.

Метод проектов позволяет решить часто встречающуюся на занятиях иностранного языка проблему "неговорящих" детей. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к осуществлению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер.

Таким образом, проектная деятельность не только создает деятельную среду общения и изучения иностранного языка, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной деятельности

От умения учителя  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. Яркость, образность, фантазия в стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку.

Разучивание стихов - активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и  повторяемость языковых единиц значительно  облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики, развивает память, внимание и творческую активность учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка.

В ходе работы подробна изучена специфика использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявлена её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося, и также способствует формированию дружного коллектива в классе и, конечно же, воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть "одной командой", постоянно поддерживая друг друга.

Специфика актерского искусства  заключается в следующем: живое  актерское действие требует полного  включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств. Следовательно, постановка младшего школьника в  предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

Использование указанных  методов и приемов является действенным, особенно, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании.

Таким образом, подводя  итог проделанной работе, хочется

сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование  активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и творческих.

Информация о работе Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика