Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Таким образом, суть современных методов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активным участниками образовательного процесса. Цель исследования: выявить специфику современных методов и приемов, используемых на уроках иностранного языка. Задачи исследования: рассмотреть такие методы активного обучения, как метод учебных проектов, использование игр, музыки, стихов, песен, сказок на уроках иностранного языка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку…………………………………….4-9
§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах...10-19
§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка………………………………………………….20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

началка реф.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку…………………………………….4-9

§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах...10-19

§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка………………………………………………….20-23

Заключение…………………………………………………………………...24-26

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На современном этапе  развития школьного образования  одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного  улучшения знания английского языка.

Успешное овладение  иностранным языком сегодня - это  необходимая предпосылка для  получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с  представителями различных стран, для продолжения обучения в международных  высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Однако, к сожалению, большинство школьных программ, за исключением таковых для специализированных лингвистических школ, предусматривают 2 урока английского языка в неделю на начальном этапе обучения. Этого далеко не достаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке.

Необходимо разрабатывать  и использовать новые подходы  и технологии, нацеленные на повышение  мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Таким образом, суть современных методов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активным участниками образовательного процесса.

Цель исследования: выявить специфику современных методов и приемов, используемых на уроках иностранного языка.

Задачи исследования: рассмотреть такие методы активного обучения, как метод учебных проектов, использование игр, музыки, стихов, песен, сказок на уроках иностранного языка

 

 

 

 

 

§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку.

 

Проект в учебной  деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

В методе проектов отразился  подход американского философа и  педагога Дж. Дьюи, который считал, что  образование призвано давать не только знания, которые понадобятся в  будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных проблем. Метод проектов позволяет осуществить актуальное исследование окружающей жизни, активное применение знаний и умений. [Дьюи Дж., 2003]

Выделяют следующие  типы проектов:

1. Исследовательские  проекты

2. Творческие проекты

3. Ролево-игровые проекты

4. Практико-ориентированные  проекты

5. Монопроекты

6. Межпредметные проекты

Выполнение проекта  требует определённой организации. Основные принципы проектной работ:

1. Вариативность

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

2. Решение проблемы

Процесс изучения языка  осуществляется более эффективно, когда  мы используем иностранные языки  для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.

3. Когнитивный подход  к грамматике

Не ученики усваивают  правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они  лучше усваивают ее логическую систему

4. Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия – это  одно из главных условий эффективности  обучения.

5. Личностный фактор

Посредством проектной  работы ребятам предоставляется  много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

6. Адаптация заданий

Нельзя предлагать ученику  задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать  уровню, на котором находиться учащийся.

Полномасштабный проект включает четыре стадии.

I этап – планирование  в классе. Создание творческой  атмосферы в группе.

II этап – выполнение  проекта

III этап – оформление  работы

IV этап – презентация  проекта.

В основе метода проектов лежат следующие ценности:

- целесообразная деятельность учащихся,

- ориентация на личный  интерес ребенка,

- практическая  востребованность полученных знаний.

Работа над осуществлением какого-либо проекта объединяет различные  формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии и приемы (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия).

Метод проектов нашел  широкое применение во многих странах  мира главным образом потому, что  он позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении  одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Проект – это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо проблемной ситуации, требующее  творческого, исследовательского подхода, инициативы ребенка, коллективного взаимодействия. [Полат Е.С., 1991] Например: "У инопланетянина сломалась летающая тарелка. Он вынужден провести некоторое время в нашем городе. Ему очень трудно сориентироваться в нашем пространстве, т. к. он говорит только на английском языке. Какую помощь вы можете предложить ему?" Предположительное продолжение этой ситуации – составление и презентация на английском языке карты города. Здесь будут задействованы следующие темы: "Профессии", "Город, где я живу", "Цвета", "Животные".

Мы выделяем следующие этапы осуществления проекта:

1. Предъявление проблемы.

Цель: создание мотивации  деятельности

2. Обсуждение вариантов  решения проблемы и выбор направления  решения.

Цель: определение формы  реализации проекта

3. Реализация проекта.

Цель: сюжетно связанное введение и активизация языкового материала

4. Представление результатов.  Защита проекта.

Цель: применение умений и навыков на практике

5. Анализ результатов.

Цель: оценка работы, возможное  формирование нового проектного поля.

Принципиальное отличие  проектного метода в среде детей младшего школьного возраста и школьников средней школы заключается в том, что в первом случае преподаватель занимает позицию руководителя проекта, тогда как во втором случае он лишь направляющий.

Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с детьми в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества (по К. Роджерсу), необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:

1. Конгруентность.

В понимании К. Роджерса, конгруэнтность – термин, используемый для обозначения точного соответствия опыта человека и его осознания. Это значит, что человеку следует  знать свои собственные чувства  настолько хорошо, насколько это  возможно, а не показывать какое-либо отношение к партнеру, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения.

2. Принятие себя таким,  какой ты есть.

К. Роджерс утверждает, что быть тем, кто ты есть – значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения.

3. Принятие другого  человека.

Принятие другого человека, умение его слушать и слышать представляются необходимым условием установления равнопартнерских отношений: чем более я принимаю другого человека, чем более он мне нравится, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент, независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность, проистекающая от любви и уважения, мне кажется, является очень важной частью помогающих отношений.

4. Эмпатическое понимание.

Эмпатическое понимание  означает: понять страх, гнев или смущение другого, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними.

Что касается детей младшего школьного возраста, то здесь представляется целесообразным связать ее с игровой  деятельностью, т. к. в этом возрасте доминирует именно игровая деятельность. Обучение происходит в процессе игры. Следовательно, в группе детей младшего школьного возраста в качестве "проблемы" может быть предложена какая-либо игровая ситуация, предполагающая для ее решения некие исследовательские творческие поиски, некое взаимодействие. Важно заметить, что спланировать ход реализации проекта можно только предположительно, сознавая, что любой момент может открыть другие направления деятельности и это потребует отказа от намеченного ранее плана.

Необходимым элементом  проектной деятельности является интерес  ребенка, его потребности на сегодняшний  день не навязанные взрослым. Возможность  осуществления проекта возникает  лишь тогда, когда выявлено поле интереса детей, когда дети пустили взрослого в свой круг, а не в случае вовлечения взрослым детей в свою педагогическую деятельность.

Проектная деятельность включает в себя не только деятельность по осуществлению проекта, но и проектирование этой деятельности. В такой организации занятий, как проектная работа, дети не только приобретают предметные и межпредметные знания и умения, но и умение планировать и организовывать свою работу, свое свободное время. [Полат Е.С., 1991]

Кроме того, метод проектов позволяет решить часто встречающуюся на занятиях иностранного языка проблему "неговорящих" детей. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к осуществлению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер.

Особенно интересен  метод проектов на занятиях с детьми последних классов младшего школьного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Таким образом, проектная  деятельность не только создает деятельную среду общения и изучения иностранного языка, но и формирует зону ближайшего развития ребенка в результате совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах

 

Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.

Игра служит средством  обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.

Игра – основной вид  деятельности ребенка дошкольного  возраста. В период школьного обучения игра не исчезает, она сохраняется как побочный, второстепенный вид деятельности наряду с учебной.

Основополагающим для  работы педагога является так же утверждения  А.С. Макаренко: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет  то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".

Информация о работе Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика