Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

задачи исследования:
- рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире;
- дать понятие термину «концепция» и выделить основные их виды;
- рассмотреть основные западные концепции и реализовать на базе одной из них эксперимент;
- проанализировать результаты эксперимента.

Содержание

Введение

Глава I
Зарубежные и отечественные концепции в обучения иностранному языку


1.1. Основные тенденции в обучении иностранному языку в мировой педагогической практике


1.2. Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку


1.3. Современные зарубежные концепции обучения иностранному языку


Выводы по главе I

Глава II
Применение концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательных школ без профильного обучения


2.1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному (английскому) языку старшеклассников общеобразовательной школы


2.2. Особенности использования современных концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательной школы


2.3. Сравнительное исследование сознательно-практического, коммуникативного концепций обучения и метода-чтение М. Уэста на уроках английского языка в 10 классе по теме «Music in our world»
Выводы по главе I


Заключение


Список литературы


Приложение 1


Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Yushishina_Sovr_zarubezhn_kontseptsii.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

На третьем уроке дается мини-тест на знание новой лексики. Затем выполняются грамматические упражнения, разрешаются все вопросы по грамматическому материалу. Далее учитель предлагает тему для развития речевой деятельности, обсуждают музыкальные стили, проблемы современной музыки, современных мировых композиторов и певцов. Домашняя работа включает сочинение-исследование на тему стили и направления современной и классической музыки, темы выбирают индивидуально ученики и не повторяются.

На четвертом уроке  проводится итоговое тестирование, а оставшееся время посвящается прочтению по желанию сочинений. Подводятся итоги по теме.

В первой экспериментальной группе тема вводится на основе коммуникативной концепции с использованием проектной технологии. Коммуникативная концепция основывается на следующих методических положениях: - речевая направленность обучения, где речевая деятельность является не только средством обучения, но и его целью; - учет индивидуально-психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта; - речемыслительная активность; - функциональный подход к отбору и представлению учебного мателиала на всех уровнях: лексическом, грамматическом, ситуативном, тематическом; - ситуативность процесса обучения; - проблемность как способ организации и представления учебного материала.

Что касается проектной  технологии, то каждая тема представляет собой проект, который состоит  из следующих этапов: подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Проект «Modern music» так же состоял из трех этапов, каждый этап был равнозначен уроку, на последнем четвертом уроке проводилось итоговое тестирование, для сравнения результатов с контрольной группой.

Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:

1. Введение (Introduction);

2. Основные задачи  занятия (Objectives);

3. Необходимая информация (Materials);

4. Пошаговое описание  действий (Procedures);

5. Факультативные задачи (Extensions).

Activity 1. ( Подготовительный  этап).

Introduction.

Занятие начинается с  краткого введения учителя: учитель  приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями  проектной деятельности, определяет тему проекта – “Modern Music”

Objectives:

1. Сформулировать проблему  исследования;

2. Выдвинуть гипотезы  и определить направления поиска  информации по работе с гипотезами;

3. Организовать группы  учащихся, определить роли каждого  члена группы.

4. Вспомнить изученный грамматический материал Past Tenses.

Procedures:

Используя портреты и  таблицы, вспоминается лексика, ранее  изученная, а так же подробнее рассматриваются современные музыкальные направления.

Лексические трудности снимаются посредством перевода незнакомых слов, которые даны на доске: the product manager, the lawyer, the engineer, the agent, the promotional person, the manager, the stylist, the DJ. Затем учитель спрашивает детей об основных обязанностях представителей данных профессий.

В ходе рассуждений учащиеся сами логически подходят к обозначению проблем и выдвижению гипотез для их успешного решения. Учитель при этом играет роль консультанта-координатора.

Вспоминается изученный  ранее грамматический материал, составляются диалоги на тему “Music” с использованием прошедших времен.

Первый урок заканчивается  выбором рабочих групп и распределением ролей в командах. Дается домашнее задание углубиться в роль посредством подборки материала и изучения лексики, так же ученикам предстоит написать мини сочинение с использованием грамматического и лексического материала.

Extensions: Учащимся предлагается  самостоятельно проанализировать, какое направление музыки лидирует сегодня, и какое будет через 10 лет, а так же вклад представителя «своей профессии» в современную музыку.

Activity 2. (Основной этап).

Introduction: Занятие начинается  с краткого введения учителя:  учитель приветствует всех участников, формирует цели урока.

На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового  материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Objectives:

1. Организовать работу  в малых группах по сбору  необходимой информации, анализа  и синтеза идей.

2. Обсудить методы  проверки принятых гипотез в  малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

3. Определить формы  и способы представления результатов  проектов.

Procedures:

С целью систематизации и закрепления основной лексики  по выбранной теме (“Modern Music”) учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений: 1. Учитель предлагает таблицу, на которой изображены яркие представители различных музыкальных направлений, ребята должны соотнести личностей и направления, рассказать о вкладе каждого представителя в направление.

2. Затем ученики слушают  небольшие музыкальные фрагменты  знаменитых произведений различных жанров, пытаются отгадать, кому они принадлежат,

3. Учитель разделяет  группу на две команды и  каждая тянет из черного ящика  по три диска. В этих дисках  фрагменты музыкальных произведений  разных жанров. Ребятам предлагается  с помощью музыкальной программы составить свое современное произведение и свою обложку этому произведению, дать название и обоснование этому названию.

В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления  результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад), а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.

Extensions: Ребята должны  проанализировать тенденции в  оформлении современных обложек. 

С целью проверки принятых гипотез учащиеся проводят беседы, опросы, интервьюирование родных и близких, своих одноклассников и школьных товарищей (результаты демонстрируются при защите проекта).

В процессе проектирования учителем постоянно осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Activity 3. (Заключительный  этап).

Introduction: Вводное слово  учителя: Учитель приветствует  всех учащихся, формирует цели  урока.

Objectives:

1. Завершить отбор  информации и ее обсуждение  в группах, составить сценарий защиты проекта.

2. Оформить проектную  работу (конечный результат в  виде юмористического фотоколлажа,  стенгазеты, дневника, журнала, записей  интервью, доклада и т.д.).

3. Защитить проект, проанализировать  результаты проектной деятельности.

Procedures:

1. Подготовка.

Учитель предоставляет  время учащимся (20 мин) для завершения проектной работы, ее оформления и  подготовки к защите (презентации) результатов. 
Наблюдает, координирует деятельность учащихся.

2. Защита проекта

I. Группа: – Реклама  релиза нового произведения.

Учащиеся данной группы провели большую исследовательскую  и творческую работу по данной проблеме. В итоге ими была представлена реклама «созданного» ими музыкального произведения: каждый участник имел возможность  высказаться в соответствии со своей ролью.

II. Группа: – итогом  ее работы был доклад, составленный  учащимися и обобщенный лидером  этой группы. Доклад сопровождался  иллюстрациями. Во время защиты  учащиеся задают своим одноклассникам  различные вопросы.

3. Оценка результатов

Во время защиты проектов была проведена оценка результатов, как самими учащимися, так и учителем.

Последний четвертый  урок состоит из итогового тестирования и подведения итогов по теме.

Что касается второй экспериментальной  группы, то уроки в ней проводились, основываясь на методе-чтении. Автором метода были предложены следующие положения: с самого начала используются связанные тексты, каждый текст сопровождается заданиями, возможность выполнения которых зависит от понимания самого текста, в текстах содержатся уже известный и новый языковой материал, содержание соответствует возрасту и интересам учащегося.

Подготовка к урокам в данной группе заключалась, в первую очередь, в тщательном отборе текстов и упражнений к ним.

Первый урок был вводным  по данной теме “Music in our world”. На нем ребята познакомились с текстом “Modern and Classical Music” (Part One), выполнили упражнения к данному тексту, ответили на вопросы и обсудили основные проблемы современной и классической музыки. Особенность урока заключалась в том, что новая лексика должна была использоваться в тексте не менее трех раз, поэтому, требовалось разработать самостоятельно как текст, так и упражнения к нему. Также в тексте должны были быть прошедшие времена для закрепления грамматического задания. В качестве домашней работы было упражнение к тексту на поиск лексики.

На втором уроке мы закрепили лексику. Для этого  мы проработали продолжение текста и вопросы к нему. Также, на данном уроке, мы повторили особенности  формирования Past Tenses. Для этого ребята вспомнили особенности использования данных времен и нашли примеры в тексте. Домашняя работа состояла из грамматических упражнений с использованием лексики из текста.

На третьем уроке  было дано творческое задание написать эссе на тему “My favorite music style”. Ребята могли использовать учебники, словари и прочую литературу.

На последнем четвертом  уроке были подведены итоги по сочинениям, а также проведено итоговое тестирование.

В целом ребята работали заинтересовано, но по нашему мнению, обилие английского языка давалось им нелегко, так как уроке велись без использования русского языка. Были сложности с грамматическим материалом, так как сам метод нацелен на обучение чтению, общению, но технология подачи грамматического материала не достаточно проработана. Здесь же мы столкнулись с проблемами восприятия материала на слух. Но в целом, сложно судить о более серьезных недостатках метода, так как метод внедрясла недостаточно долго, что связанно со спецификой проведения практики студентов в школе

Итоговое тестирование проводилось в экспериментальных и контрольной группах. Оно состояло из нескольких заданий: на знание лексического, грамматического и страноведческого материала. Также в последнем вопросе предлагалось выразить свое мнении о форме проведения уроков, о впечатлениях от уроков, что понравилось и что нет.

В таблице №3 приведены  данные результатов итогового тестирования в контрольной и экспериментальных группах. В целом, мы видим, что лексический материал был хорошо усвоен учащимися, но обращаясь к грамматическому материалу, мы отметили значительное снижение результатов по сравнению с контрольной группой. Особенно мы были не довольны результатами экспериментальной группы №2 (метод-чтение), так как только 50 % ребят удовлетворительно справились с грамматическими заданиями, что проявляет серьезный недостаток метода в подаче и повторении грамматического материала.

Что касается страноведческого материала, то все ребята отлично  справились с этими заданиями  и результаты составили знание материала  на 100%.

Результаты по четвертому заданию не столь определенны, в первой экспериментальной группе большинству ребят понравилась работа с проектом, они с восторгом отзывались об этом виде работы, во второй эксперементальной группе ребята сдержанно относились к работе с тексами, хотя отмечали их содержательный характер, но в дальнейшем у них были пожелания разнообразить виды деятельности, а в контрольной группе ребята более сдержано отозвались об обычных для них уроках, но тем не менее, они отметили высокий темп работы, им понравились тексты и диалоги и работа над ними, им не очень понравилась работа с грамматическим материалом.

Проведенное исследование показало следующие результаты: в  целом коммуникативная концепция с использованием отдельных элементов различных концепций является эффективной, при этом она значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Реализация метода-чтение также дала хороший результат владения лексическим и страноведческим материалом, но грамматический материал повторялся и закреплялся недостаточно эффективно, что было очевидно после проведения итогового тестирования. См Приложение 2, Табл. №3.

Что касается сознательно-практической концепции, то результаты в обучении по всем видам деятельности и материалу высокие, интерес ребят не такой очевидный, как при проектном методе, но мы считаем, что данный метод дает более глубокие знания, так как отработка материала проходит более детально, поэтапно, медленнее и глубже.

При реализации сознательно-практической концепции проблемы также появляются. В основном это связанно с трудоемким процессом обучения, активизации  всех видов деятельности, устного  опережения материала.

Хотелось также отметить, что, опираясь на данные беседы с учителями, не следует использовать в чистом виде тот или иной метод-направление, а следует использовать отдельные  элементы различных концепций, а так же новые технологии обучения.

Информация о работе Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку