Система школьного образования в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, доклад

Краткое описание

Рен Хонг: Численность учителей в Китае 132 тысячи, в том числе, в начальной и средней школах работает 55 тысяч преподавателей. В общих и средних школах работает 77 тысяч. Профессиональных учителей начальной школы – 46 тысяч. Это соотношение количества между учителями и учащимися 12:4:1. То есть, один учитель учит 12,5 школьников.
Что касается базового образования, мы не должны забывать про особое образование, всего в Пекине 21 школа особого воспитания. Это одна школа для слепых, 3 школы для глухонемых, 13 школ для учащихся с умственными недостатками или для слабоумных. Всего учатся 8037 человек, среди которых в начальной и средней школе учатся 4958, в средней школе – 2708, в высшей средней школе – 371. И работают при учителе 1159. Кроме того, есть еще 5000 школьников-инвалидов, они учатся в общих средних и начальных школах.

Вложенные файлы: 1 файл

«СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ».docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР

«СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ»

Пекин (Китай)

16-21 сентября 2012

Стенографический отчет

Семинар на тему: Система школьного образования Китая

18.09.2012

18.09.2012, 9.30-10.30

Пекин, Китай

Приветственная речь и презентация доктора педагогических наук, исследователя Муниципального комитета по образованию г. Пекин, г-жи Рен Хонг

Вопросы семинара:

1.  Этапы среднего школьного образования

2.  Программа обучения

3.  Система оценки знаний

4.  Вопросы финансирования и материально-техническая база

Рен Хонг: Численность учителей в Китае 132 тысячи, в том числе, в начальной и средней школах работает 55 тысяч преподавателей. В общих и средних школах работает 77 тысяч. Профессиональных учителей начальной школы – 46 тысяч. Это соотношение количества между учителями и учащимися 12:4:1. То есть, один учитель учит 12,5 школьников.

Что касается базового образования, мы не должны забывать про особое образование, всего в Пекине 21 школа особого воспитания. Это одна школа для слепых, 3 школы для глухонемых, 13 школ для учащихся с умственными недостатками или для слабоумных. Всего учатся 8037 человек, среди которых в начальной и средней школе учатся 4958, в средней школе – 2708, в высшей средней школе – 371. И работают при учителе 1159. Кроме того, есть еще 5000 школьников-инвалидов, они учатся в общих средних и начальных школах.

Есть еще специальные школы учебно-трудового воспитания, 6 таких школ, 725 учащихся, 328 учителей.

Пару слов про дошкольное образование. В настоящее время в Пекине насчитывается 1305 детских садов, где находятся 311,4 тысячи детей. Педагоги – 26 тысяч. Кроме базового образования мы упомянули ПТУ, училища, техникумы. В Пекине 60000 учащихся. 8000 педагогов. Как наступил XX век, мы начали осуществлять 12 пятилетний план нашего социально-экономического развития. В высшей и средней школе до 95% доступа получения образования.

Это мы дали вам общую информацию по образованию. Среди перечня ваших вопросов, был вопрос по поводу финансирования. Поскольку я лично этим вопросом не занимаюсь, я только немного могу коснуться этой темы. Во время осуществления предыдущего пятилетнего плана, китайское образование, в основном – это деньги от государства, как мы говорили. Большинство учебных заведений – государственные. Нынешний пятилетний лан повысил на 1,4 раза, по сравнению с финансированием предыдущего пятилетнего плана и эта доля занимает 0,6% от ВВП города Пекина. Но я еще раз повторю, что я не очень разбираюсь в этом вопросе. Могу только сказать, что это финансирование государственное.

Мы познакомили вас с общей информацией по образованию. Есть еще пару слов об аппаратном обеспечении. Мы значительно повысили условия учебы таких школах, назначили много специальных проектов. В настоящее время, мы ввели в эксплуатации учебные корпуса, все они соответствуют нашим критериям и требованиям, то есть, когда мы разработали условия, то мы назначили достаточно высокие и строгие требования, но они, конечно, 100% не были выполнены, но достаточно хорошие и высокие показатели.

А теперь речь пойдет о предметах, дисциплинах и уроках. Они выполняются по государственным стандартам. Средняя школа – бесплатна. В 2010 году у нас были требования, особенно для второй ступени средней школы. По плану, министерство по делам образования Пекина составили новый учебный план. Сейчас проводится уже 2 круга. Здесь установили такие предметы, как мораль и жизнь, мораль и общество, география. В первой ступени, конечно, есть еще физика, химия, родной язык, математика, иностранные языки, физкультура. Еще, конечно же, по искусству, то есть, к примеру, это музыка и рисование. Еще есть такая часть образования, которая называется деятельность по практике.

Может быть, вы слышали у нас такое слово, оно называется качественное воспитание. То есть, для того, чтобы воспитать в учащихся способность к жизни, а не только, чтобы они освоили знания. Поэтому отметили роль общественной деятельности. Еще кроме этих предметов есть предметы школьного плана. Поэтому, в соответствии с равными условиями своего районов, разработали и составили самые выдающиеся учебники. Это план для бесплатного образования. А на второй ступени средней школы самое главное - это родной язык и иностранные языки. Среди иностранных языков самый главный – это английский язык. Если условия позволяют, то у учащихся еще устанавливают факультативные предметы.

Третий блок – гуманитарий, общество, политика, география история. Четвертый блок – это блок науки, в который входит физика, химия и биология. Пятый блок – техника, входят информационная техника и общеупотребляемая техника. Шестой блок – это блок искусства. Входят предметы по искусству, музыке и рисованию. Седьмой блок – это физкультура и здоровье. Самый последний блок называется комплексная практическая деятельность. Состоит из трех частей. Первая часть – это исследование, потом это обслуживание общественное, и потом это общественная практика.

После реформы на второй ступени средней школы у нас проводится система, то есть, чтобы учащиеся за 3 года выполнили образование второй ступени средней школы. Чтобы каждый учащийся смог учиться 140 часов. Кроме того, уже факультативные предметы. По стандарту, для каждого предмета установлен свой стандарт оценки, чтобы учащиеся развивались полноценно.

В проекте исследования упомянулось, что во второй ступени средней школы – это не обязательное образование. Для этой ступени сочетание реформ очень много плана, поэтому в последние годы более, чем в 20 школах мы назначили несколько экспериментальных школ.

То есть, чтобы в предметах для учащихся было содержание, которое интересует учащихся. Вы слышали, что в Пекине есть такая школа №4, средняя школа №3. Самое главное условие в них по аппаратному обеспечению. У них установлено для учащихся больше 10 факультативных предметов. Поэтому, для таких школ у них есть определенное право на самоуправление. Для определенных школ открыли такую площадку, а не для всех школ.

Еще есть другая часть – так называемая, комплексная вторая ступень школы. Для них специально устанавливают предметы по технике и другим профилям, чтобы у учащихся было много возможностей для практики. После 9 лет образования, они могут прямо перейти на профессиональное образование. А для тех талантливых учащихся, которые могут и выполнить план второй ступени средней школы, для них мы тоже организуем экзамен. Если сдают такой экзамен, то они получат аттестат зрелости второй ступени средней школы.

Что касается оценки качества обучения, можно разделить на следующие части. На основании образовательно-исследовательского института мы разработали соответствующую систему оценки, по которой мы осуществляем мониторинг уровня и качества образования. Это внутренний порядок. Если это специальное, которое занимается общей оценкой качества образования, у которой цель механизм и стандарты в отношении оценки качества и уровня образования в начальной и средней школах. Это часть персонала подчиняется правительству. И именно они имеют возможность заниматься всеобщей оценкой. Но лично, к сожалению, я этим не занимаюсь. Не могу вам дать более подробной информации. Это короткое знакомство вас с общим состоянием образования. А теперь готовы ответить на ваши вопросы.

Вопрос из зала: По программе, сколько часов в начальной школе?

Рен Хонг: Точно не могу назвать цифру, но поскольку 5 рабочих дней, то для школьников еженедельно где-то 28-30 часов учебы в начальной школе. Что касается средней школы, то учебная часть в неделе 32-35 часов. Это обязательная часть.

Вопрос из зала: У вас учебники вариативные или же строго по учебному плану? И как они приобретаются – за счет родителей или за счет государства?

Рен Хонг: Помните, мы говорили о том, что если обязательные уроки в учебной программе, общегосударственные, в рамках этой программы есть специально назначенные издательства. Министерством образования издаются учебные материалы, в том числе, учебник. По поводу издания учебников, Министерство образования придерживается такого принципа – чтобы издавали разные издания. Это допускается, кроме достаточной программы. Есть местные программы в регионах, они имеют право составить такие учебники, и они подают заявку на получение разрешения со стороны вышестоящего органа.

Вопрос из зала: Средняя и начальная школы в одном здании?

Рен Хонг: На территории одной школы. Количество уроков для начального образования и среднего образования не одинаково. Для начального образования один урок продолжается 40 минут. В средних школах один урок продолжается 45 минут.

Вопрос из зала: Какая у вас администрация?

Рен Хонг: Что касается руководства школы, если это более масштабная школа, то один директор обязательно и три заместителя, а если школа не очень большая, то обычно один директор и один его заместитель. Это вопрос касается кадров. Это зависит от численности учащихся. Если это пропорции и стандарты.

Вопрос из зала: Какие учительские звания?

Рен Хонг: Как правило, это три разряда. Для младшего, среднего и старшего.

Вопрос из зала: Каким образом государство регулирует деятельность школ, созданных за счет частного капитала?

Рен Хонг: Для таких школ, это зависит от района, где находится это школа. Как ясно, такие школы хотят быть по процессу обучения синхронными с государственными школами, и хотят, чтобы из органов по управлению образованием руководствовались их учебной практикой.

Вопрос из зала: Сколько лет обучение в начальной, средней школе и средней школы второй ступени?

Рен Хонг: В самом начале должна была рассказать вам об этом, прошу прощения. Начальная школа – 6 лет, средняя школа первой ступени - 3 года, а высшая средняя школа также 3 года. И в целом, начальная плюс средняя школа – это 9 лет обязательного образования.

Вопрос из зала: В китайской школе есть проблемы с дисциплиной?

Рен Хонг: Конечно, такая проблема существует. Обычно, проблема регулируется именно с помощью педагогов. Если школьники нарушают законы, то по согласованию с родителями, школа направляет таких учеников в специальные учебные заведения, о которых я уже вам рассказала. То есть, это учебно-трудовое воспитание. Таких школ 6 в Пекине.

Вопрос из зала: Со скольки лет идут в первый класс дети? Есть ли дошкольная подготовка?

Рен Хонг: С 6 лет. Много лет тому назад при школах была дошкольная группа. Но потом мы поняли, что это мешает общему образованию, поэтому, за последние годы создали специальные дошкольные образовательные учреждения. Это делается в детских садах, и недавно при школах опять начали открывать дошкольную группу, но не масштабно. И ни назвали вои группы совсем по-другому. Смысл очень простой – хотим как-нибудь родителям дать знать и разделять нормальное, обязательное, общее образование с дошкольным в разных формах, в том числе, такая группа при школе, чтобы родители знали, это еще не общее 9-ти летнее обязательное образование, это лишь дошкольное.

Вопрос из зала: Инновационные учебные заведения имеются? И сколько их?

Рен Хонг: Недавно я принимала делегацию из России, которая проявила большой интерес именно к инновационной школе, где учатся очень умные, талантливые ребята, которые выйдут выдающимися лицами. Хотелось бы вам дать небольшой комментарий. В 2010 году состоялся конгресс образования на государственном уровне, где была разработана программа среднего и долгосрочного развития образования. Именно по этой программе выдвинули концепцию инновации и отбора выдающихся учащихся. Родители, общество, все круги уделяют большое внимание таким выдающимся лицам, как их воспитывать, но со стороны нашего комитета образования, то мы, педагоги, относимся к этому вопросу очень осторожно.

Но, тем не менее, инновация нам нужна. Это потребность социально-экономического развития. Мы должны удовлетворить эти нужды. Поэтому, министерство образования разрешило произвести эксперименты. Мы назначили пилотные проекты в области инноваций и отбора выдающихся и талантливых учащихся. Только имейте в виду, участники этого эксперимента, это участники выше средней школы и еще выше. Во время 9 летнего образования мы назначили лишь одну-две школы, где имеют возможность провести эксперимент для отбора талантливых детей младшего возраста.

На этапе получения образования высшей средней школе, инновация более активная, особенно в условиях реформирования системы образования. Мы в таких высших школах создадим разные группы по интересам, организуем таких талантливых учеников. И если такой проект, так называемый, вокруг великого ученого, и мы туда приглашаем таких учеников. Практикуется, таким образом, что участники этого проекта – это школьники выше средней школы, но они имеют право и возможность заранее присутствовать уже в высших учебных заведениях – университетах, вузах, и там лаборатории они могут провести интересующие их эксперименты, общаться с крупными учеными, которые дадут им рекомендации в области изобретений, открытий, созданий и творчества.

Теперь вернемся еще раз к инновации в начальной и средней школы, то есть в отношении детей младшего возраста. Дело в том, что здесь мы не можем всесторонне внедрять такие практики и методики, потому что они противоречат закону об обязательном образовании в Китае. Поэтому, мы это делаем очень осторожно, в очень узком кругу определенной начальной и средней школе.

Вопрос из зала: В любую ли школу может поступить ученик?

Рен Хонг: У нас дети, начинают учиться с 6 лет, они имеют право пойти в школу. По закону бесплатного 9 летнего образования, у нас так положено, что дети, которым исполняется 6 лет, они поступают в школу без экзамена и поблизости.

Если это ученик в рамках 9 летнего обязательного образования, то он должен идти в школу, которая находится в том секторе, которая назначена образовательным учреждением. То есть, мы разделяем районы на несколько секторов, и ребенок по мест жительства должен идти в близкую к нему школу. Мы сейчас проводим такие эксперименты, если обнаруживаем в школах талантливых детей в области культуры, художества, спорта, то не ограничиваем их выбор школы, чтобы развивать свои способности.

Вопрос из зала: После высшей средней школы получают специальность?

Рен Хонг: Дело в том, что большинство таких учащихся в высшей средней школе не получают специальность. Они именно готовятся к поступлению в вузы. Перед ними три года учебы и потом единый государственный экзамен для поступления в вузы. Только отдельные категории таких учеников в высшей средней школе имеют возможность осуществлять переход от общей учебы к профессионально-технической подготовке.

Информация о работе Система школьного образования в Китае