Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Факторы, действующие в учебном процессе, могут иметь различную природу. На современном этапе подключаются факторы, привносящие в учебный процесс новизну. В частности, использовать новые педагогические технологии обучения и контроля. В этой связи особую актуальность приобретает использование метода проектов, который является одним из самых новейших методов обучения иностранным языкам и одним из самых эффективных, используя самые современные источники информации (компьютер, сети Интернет).
Исходя из цели исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
Выявить основные методические принципы и пути их реализации в средней школе
Выявить основные типы проектов

Содержание

Введение __________________________________________________________ 3
Глава I Традиции в методике преподавания иностранных языков в школе__ 6
§1 К проблеме обучения иностранных языков в современных условиях._____ 6
§2 Метод и методические принципы.__________________________________ 8
§3 Коммуникация в обучении языку.__________________________________ 8
§4 Сознательная систематизация в обучении.___________________________ 9
§5 Методические принципы, подчинённые коммуникативно-деятельному принципу.________________________________________________________ 11
§6 Методические принципы, подчинённые принципу сознательной систематизации.__________________________________________________ 15
Глава II Особенности отечественного языкового образования на современном этапе на примере метода проектов в обучении иностранному языку.______ 17
§1 Метод проектов в мировой педагогике.____________________________ 17
§2 Сущность метода проектов.______________________________________ 18
§3 Типология лингвистических проектов.____________________________ 21
Глава III Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку.__________________________________________________________ 27
§1 Эффективность использования компьютерных возможностей.________ 27
§2 Технология использования поэтических и музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку.____________________________ 29
Заключение_____________________________________________________ 35
Библиография____________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Лены.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

4 этап: структурирование проекта  с выделением подзадач для определённых групп учащихся, подбор необходимых материалов.

Общий простой план становится развёрнутым, выделяя этапы и их задачи (подзадачи и распределяются между группами учащихся с учётом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

5 этап: собственно работа над  проектом.

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2-5 человек) учащихся и подобранный материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнёрскими группами разный школ.

6 этап: подведение итогов.

На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. Большой интерес вызывает участие школьников в решении каких-то вполне конкретных социальных проблем, например, как помочь многодетным семьям? Как помочь музеям?

Проблем – великое множество, надо только уметь их увидеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку.

§1 Эффективность использования компьютерных возможностей в обучении иностранному языку.

Расширение международных контактов во всех областях человеческой деятельности, белее свободный доступ к информации, стремительно развитие телекоммуникационной технологии создают принципиально новые условия для сферы образования. Работы с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно её проанализировать становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся в современных школах.

Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в  России за последние несколько лет, относительная доступность телекоммуникационных технологий для школ в  связи с появлением некоммерческих сетей формирует учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования, а новые информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира.

Сейчас уже все понимают что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и менее впечатляющими услугами. И каким же образом можно использовать эти возможности на уроках иностранного языка? Перечислим их:

- учитель может до урока в  медиатеке школы подобрать те  или иные аутентичные материалы  для чтения по изучаемой теме  устной речи;

- если компьютер имеет звуковую  плату, можно записать и звуковую  информацию (речь политических или государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка), сократив её до нужных пределов на своём магнитофоне;

- провести устное обсуждение  полученных по электронной почте  писем;

- провести в группе обсуждение, дискуссию по той или иной  проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет;

- использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения французских авторов, полученных в виртуальных библиотеках;

- использовать материалы электронных  грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок.

Компьютер также используют для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчётов об учащихся, сохранение информации. Используя компьютеры, информационные ресурсы Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы различной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования  на основе аутентичных звуковых  текстов сети Интернет;

- совершенствовать умения монологического  и диалогического высказывания  на основе проблемного обсуждения материалов сети;

- совершенствовать умения письменной  речи, составляя ответы партнёрам, составляя рефераты;

- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного  языка, отражающую определённый  этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

- знакомиться с культуроведческими  знаниями;

- формировать устойчивую мотивацию  иноязычной деятельности учащихся  на уроке на основе систематического  использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

Интересным методом обучения французскому языку является использование компьютерных программ. Например, программа «Les Aventures de Time». Важно то, что она является аутентичной. Она выпущена во Франции. В разработке программы приняли участие преподаватели французского языка как родного, сами учащиеся и их родители. Она может быть с успехом использована для обучения французскому языку российских школьников.

Для повышения мотивации обучения при работе с данной программой был написан сценарий интересных приключений главного героя Тима. Его захватил зловещий доктор Gaaf, чтобы провести над ним эксперименты. И чтобы спасти его, учащиеся должны выполнить ряд заданий, показав при этом хорошие знания языка. При создании программы авторы выбрали четыре основные цели обучения:

    1. овладение орфографией французских слов;
    2. правильное употребление основных временных форм глаголов;
    3. умение определять конструкцию фразы;
    4. умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

Перед началом работы учащиеся должны выбрать одну из этих целей обучения. С этого момента все задания будут сконцентрированы в данной области обучения.

§2 Технология использования поэтических и музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку.

Образовательно-воспитательная и развивающие цели обучения иностранному языку предполагают развитие у учащихся языковых способностей, логического мышления, творческой активности, а также расширение кругозора, повышение уровня общей культуры, интеллекта. Одним из важнейший компонентов при реализации этих целей является формирование школьника как гуманной личности, т.е. гуманизации обучения. Обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность независимо от будущей специальности.

Гуманизация обучения призвана обеспечить:

- такое обучение, которое способствует  полному раскрытию интеллектуального  и творческого потенциала учащихся;

- рост личности в интеллектуальном и эмоциональном планах и развитие её познавательных интересов и потребностей;

- помощь учащемуся в стремлении  реализовать себя, свой потенциал;

- познание и открытие учащимся  самого себя как мотивирующий фактор в учении.

В настоящее время возникает много дискуссий относительно методов преподавания иностранного языка, направленных на оптимизацию указанных целей обучения. Одновременно наблюдается резкий спад интереса учащихся к учёбе. Подростки зачастую с трудом могут выразить свои мысли на родном языке. В то же время общеизвестно, что тот, кто плохо выражает свои мысли на родном языке, не может хорошо и правильно говорить на иностранном.

Решение этой задачи оптимизируется при условии использования методики, основанной на эмоциональном восприятии учебного материала и способной повысить эффективность достижения различных целей, стоящих перед обучением иностранному языку. В частности, в этом плане весьма эффективным является использование на уроках песен и стихов на иностранном языке. По мнению учёных, преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно создавать положительный эмоциональный климат на уроке и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся положительных эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. В соответствии с этой задачей учителям необходимо прививать учащимся любовь к красоте природы, к жизни, развивать у учеников способность понимать человеческие отношения сквозь поэзию и красоту слов, умение её оценить.

Воздействие поэзии на эстетическое воспитание личности бесспорно. В то же время при работе над стихотворением преследуются и практически цели обучения: отрабатывается произношение, развиваются навыки выразительно чтения, усваиваются различные языковые явления (этому способствует многократное их повторение в стихах), развивается речь. Анализ стихотворения, где идея выражена в поэтической форме, совершенствует мышление обучаемых, учит их наблюдательности, рассуждению, побуждает к выражению своих мыслей, своего мнения, а заучивание стихов развивает память. Музыка и пение также играют большую роль в эстетическом воспитании школьников, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством её народа, его литературно-музыкальным наследием, позволяет оценить его. Литературный текст песен даёт учащимся возможность обогатить свой словарный запас новыми лексическими единицами, активизировать пройденный языковой материал (отдельные слова, грамматические формы), облегчает усвоение труднодоступных звуков, звукосочетаний, совершенствует умения экспрессивной устной речи.

Таким образом, значение работы над поэтическими и музыкальными произведениями в процессе изучения иностранного языка трудно переоценить. Для решения указанных целей необходимо отбирать соответствующие дополнительные дидактические материалы – музыкальные и поэтические произведения. При этом следует соблюдать общедидактические и собственно методические принципы. Прежде всего, эти произведения должны быть доступны учащимся, находящимся  на определённой ступени обучения, соответствовать достижению различных целей, стоящих перед обучение иностранному языку в школе, а также вызывать их интерес и доставлять удовольствие. Если понимание литературного текста стихотворения или песни недоступно учащимся, а музыкальная сторона является слишком сложной, то разучивание такого произведения даёт отрицательный результат.

Репертуар песен и стихов должен быть достаточно разнообразным: используемые произведения могут быть лирическими, танцевальными, шуточными. При отборе стихов и песен необходимо учитывать, помимо вышесказанного, следующие требования:

- языковая доступность, то есть  наличие в основном знакомого  и небольшого процента (3-4%) незнакомого языкового материала;

- небольшой объём (не более 4 куплетов/четверостиший);

- содержательность;

- соответствие возрастным интересам  учащихся.

Преподаватель московской школы А.А. Моргулёва предлагает следующие рекомендации, касающиеся методики использования поэтических и музыкальных произведений при обучении иностранному языку в средней школе. Технология использования поэтических и музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку даёт положительные результаты, если применяется определённая последовательность приёмов, которая может быть представлена рядом этапов на протяжении как одного, так и нескольких уроков:

    1. краткое ознакомление учащихся с автором произведения:
    2. выразительное чтение произведения учителем/диктором;
    3. контроль общего понимания с помощью вопросов;
    4. снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов произведения;
    5. перевод произведения на родной язык учащимися с помощью учителя;
    6. анализ произведения (его композиции, образов, идей);
    7. повторное чтение произведения учителем/диктором, расстановка учащимися пауз, ударений;
    8. фонетическая отработка отдельных словосочетаний, синтагм и предложений из произведения;
    9. чтение произведения вслух отдельными учащимися;
    10. обсуждение произведения и его оценка (понравилось или нет, почему, какие вызывает мысли, образы, чувства);
    11. сопоставление имеющихся литературных переводов произведения (если они имеются) с переводами, выполненными учащимися, их обсуждение;
    12. подбор музыкального сопровождения к стихотворению, иллюстраций к нему, выполненных учащимися.

При работе с песнями необходимо прежде всего учитывать определённые условия их отбора, а именно: а) песню должен предложить хотя бы один ученик; б) она должна нравиться учителю; в) она должна быть интересна по содержанию. Работа с песней осуществляется в такой последовательности:

    1. Учитель пишет на доске все глаголы, встречающиеся в песне, и даёт грамматическое упражнение, например, поставить все глаголы в Passe compose или в другое время в определённом лице и числе.
    2. Учащиеся выполняют это упражнение, учитель проверяет его.
    3. Учитель просит учащихся составить семантическое поле нескольких слов, взятых из песни, при этом каждому ученику предлагается одно слово. Задание проверяется.
    4. Учитель просит учащихся написать текст, в котором были бы использованы предложенные слова.
    5. Ученики читают вслух тексты, составленные ими.
    6. Прослушивается песня.
    7. Каждый учащийся составляет своё продолжение текста (текста песни перед глазами у него нет).

Кроме таких заданий при работе над песней можно организовать игру. Рекомендуется следующая методика её организации и проведения:

    1. Группу учеников делят на две команды.
    2. Обе команды прослушивают песню 2-3 раза.
    3. После этого к доске выходят по одному представителю от каждой команды; они пишут на доске запомнившиеся строчки из песни.
    4. Учащимся раздают текст песни, в котором допущены 10 ошибок, и они слушают песню ещё два-три раза. Команды должны найти в тексте ошибки.
    5. После этого тексты отбираются, и все члены команды (по очереди) пишут на доске запоминающиеся слова и выражения из песни. Побеждает та команда, у которой написано больше слов.
    6. Учащиеся снова получают текст песни и переводят его на родной язык.
    7. Затем учащимся исполняют песню вместе с записью на кассете, разбирают вместе с учителем трудные по произношению слова, звуки.
    8. Затем учащиеся вместе и исполнителем поют припев, а потом и всю песню.

Информация о работе Роль новых информационных технологий в обучении иностранному языку