Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, им сопутствует образование новых слов, обозначающие эти явления и предметы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ..................................4
1.1. Понятие продуктивности.....................................................................................4
1.2. Основные способы словообразования..............................................................12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………..........20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ....................................21
2 Развитие словарного состава древнеанглийского языка..................................21
2.2 Развитие словарного состава среднеанглийского языка.................................21
2.3 Развитие словарного состава новоанглийского языка....................................24
2.4 Развитие словарного состава современного английского языка...................26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........28
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………........…...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лингвистика.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, слово  может иметь коннотативное значение и выражать различные эмоциональные  и экспрессивные оттенки. «Экспрессия представляет собой выразительные качества речи, которые отличают ее от обычной, стилистически нейтральной, делает речевые средства яркими образными».

В качестве одного из средств экспрессии широко используется и словообразование, когда с помощью словообразовательных средств выражаются различные эмоциональные и экспрессивные характеристики обозначаемого явления.

В словообразовании в качестве экспрессивных средств  выступают:

а) словообразовательные элементы: суффиксы, префиксы, основы, обладающие эмоциональным или экспрессивным коннотативным значением;

б) необычная  смысловая сочетаемость производных  и сложных слов с другими словами  в предложении (oldie «старичок, старушка»; islet «островок»; rhymster «рифмоплет»; mistrust «недоверие»; non-moral «неэтический» и т. д.).

Итак, продуктивность той или иной модели определяется потребностями узуального, синтаксического  или стилистического словообразования. В соответствии с характером и  целями создания новые слова оказываются  неоднозначными, неодинаковыми   с точки зрения их информативной и коммуникативной значимости.

В лингвистической  литературе слова речевые (стилистические и синтаксические) чаще всего носят  названия окказиональных, потенциальных, контекстуальных, причем термин «окказиональные» в последнее время стал все чаще употребляться применительно ко всем речевым словам.

Потенциальные слова фиксируются в речи, они  существуют    в отдельных образах прежде всего письменной речи, тем не менее подобные слова «рождаются дважды, трижды, вообще несколько раз, под пером разных писателей и подчас в каждом случае самостоятельны».

Потенциальность имеет две стороны: одна – внутренняя – как способность модели образовывать подобные слова и как возможность  реализации этой способности, и вторая – внешняя – отношение вновь образованного слова к словарному составу языка. «Всякое  созданное в речи слово… может войти в обращение. Но до тех пор, пока такое слово не стало воспроизводиться в общественном масштабе в процессе общения, оно, собственно, может быть признано лишь «потенциальным словом», не вошедшим       в словарный состав языка, не существующим в качестве его словарной единицы» (А. И. Смирницкий). Примеры подобных потенциальных слов: stone-cold,world-wide,well-done, masklike и т. д.

Что касается слов стилистического плана, то, по-видимому, их следует считать окказиональными, поскольку их образование носит сугубо индивидуальный характер. Это в основном авторские слова, представляющие собой продукт индивидуального творчества. «Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка».

Одним из факторов, имеющих весьма существенное значение в определении характера продуктивности той или другой модели, является внутренняя валентность или смысловая сочетаемость компонентов вновь образуемого слова. Понятие валентности, как правил сочетаемости слов при образовании словосочетания и предложения было перенесено на словообразование, где оно получило название внутренней валентности – закономерности сочетаемости основ, аффиксов при образовании нового слова. Основы слов, аффиксы, обладая определенным значением, при образовании нового слова вступают между собой в определенные семантические отношения, реализуемые их смысловой сочетаемостью.

Английское  словопроизводство характеризуется  наличием ряда синонимических аффиксов: так, для обозначения деятеля  имеются такие суффиксы, как -er/or, -man, -ist, -ee, и т. д.; для обозначения абстрактных имен действия -ship, -hood, -dom; для выражения различных качеств – суффиксы -ish, -y, -ed, -ic, -al и др.; для выражения отрицания – префиксы un-, non-, dis-, de- и др. Модели с синонимичными аффиксами не во всех случаях обладают одинаковой продуктивностью при наличии однозначного словообразовательного значения, среди них имеются модели с самой высокой и менее высокой продуктивностью. В этом  случае один аффикс начинает использоваться в образовании новых слов этой модели чаще, чем другие аналогичные аффиксы, т. е. он оказывается в словообразовательном плане более активным.

Итак, словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, который оказывает  определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.

Проблема  продуктивного словообразования наиболее актуальна в настоящее время. Изучение всех факторов, оказывающих влияние и обусловливающих процесс создания слова, в их совокупности позволяет не только ответить на вопрос, как делаются новые слова, но и проанализировать сам процесс создания слов в будущем. Для выполнения этой задачи потребуются усилия многих исследователей, причем наиболее эффективными были бы комплексные исследования с привлечением специалистов по социологической, психологической и логической проблемам языкознания.

 

1.2 Основные способы словообразования

В английском языке выделяются разные способы  словообразования. Существуют разные мнения относительно количества способов словообразования. Эти расхождения  объясняются тем, что различные  способы меняют свою активность и  на долгое время могут оказываться более или менее продуктивными или вообще замирать. Так или иначе, общепризнано, что наиболее продуктивными в настоящее время 6 способов словообразования: аффиксация ( модель «основа + аффикс»), словосложение (модель «основа + основа»), конверсия (модель V>N или N> V), реверсия (модель» основа- квази-аффикс»), словослияние (здесь о модели можно говорить только лишь условно, как о соединении фрагментов слов) и сокращение. Остальные способы (чередование, например feed от food;удвоение (murmur), а также немоделированные способы – звукоподражание (cuckoo,splash) и рифмованный повтор, как с чередованием, так и без него, например (tip-top ,hocus-pocus) второстепенны и непродуктивны. Иногда упоминается еще и лексико-семантическое словообразование, но оно скорее относится к изменению значения уже готового слова. Традиционно выделяют три группы способов словообразования в зависимости от результата - словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат - производственное слово), словосложение (результат – сложное слово) и сокращение группу включают обычно и словослияние, поскольку оба способа объединены общим характером основной операционной единицы.(Смирницкий,1956:87)

Аффиксация  – один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединения аффикса к основе. При этом аффиксы, префиксы и суффиксы могут различаться не только по месту в слове, но и по степени самостоятельности. Суффиксы, оформляющие слово как определенную часть речи, теснее связанны с основой (courageous, friendly, dictation, etc.),в то время как префиксы главным образом изменяют семантику слова и более самостоятельны лексически (anti-missile, postwar, disengage, etc.). В тоже время и те и другие могут внести в производное слово новый лексический оттенок (befriend - относиться дружески, помогать; hatter человек, работающий в одиночку), и фактически различие состоит только в степени продуктивности того или другого аффикса. Некоторые суффиксы исторически восходят к корневой морфеме, которая с течением времени утратила самостоятельность и теперь встречается только в производных словах, объединяя их общим дополнительным смыслом. Такова, например, морфема -dom, словоформа древнеанглийского глагола со значением “делать», в современном языке присутствующая только, как суффикс со значением «rank, condition, domain» или образующая собирательные существительные (kingdom, earldom, freedom, officialdom, etc.) Продуктивные аффиксы в основном относятся к исконно-английской лексике (-fy, -er, -izer), непродуктивные – к заимствованной (-or, -ous), но те и другие легко взаимодействуют и с исконными и с заимствованными основами. Например, в anti-missile соединены заимствованная основа и суффикс, в outdazzle оба компонента исконные, в beautiful заимствованная основа сочетается с исконным суффиксом, а в re-read напротив, заимствованный префикс и исконная основа.

Общая словообразовательная модель аффиксации, таким образом, может  быть представлена формулой «основа + аффикс» и относиться к линейным моделям. Результат словообразовательного процесса при аффиксации - производное слово.

Словосложение. Этот способ образования новых слов может быть передан формулой «  основа + основа », в результате чего образуется сложное слово. Словосложению  могут подвергнуться простые основы (cowboy, blackboard, spaceship,etc.), а также простая основа и основа производная (penholder, match-maker, baby-sitter).Способ соединения основ может быть нейтральным, когда обе основы соединяются «встык» (eye-brow, sunrise, schoolgirl), и с помощью соединительного элемента (handicraft, tradesman, mother- of- pearl). Сложное слово обычно цельнооформлено и его грамматическая характеристика зависит от второго компонента. Например, при однотипности структуры слов whitewash и blackboard они принадлежат к разным частям речи, так как их вторые компоненты представляют собой соответственно глагол и существительное. Однако бывают и сложные слова на первый взгляд образованные по той же модели, в которых грамматическая характеристика второго компонента не соответствует общей. Например, в слове barefoot второй компонент, очевидно существительное. Но в целом слово представляет собой наречие. Здесь, очевидно присутствует десемантизация второй основы до степени, в которой она воспринимается как суффикс. Вероятно, подобные случаи стоит рассматривать как промежуточные между аффиксацией и словосложением.

Очень часто словосложение  выступает как средство создания производящей основы для дальнейшего  процесса словообразования. Полученная этим способом основа подвергается конверсии, реверсии или аффиксации, в результате чего возникает новое, производное слово (blacklist- to blacklist, daydream- to daydream, stagemanager - to stagemanage, babysitter - to babysit, honeymooner –to honeymoon;etc.) .

Конверсия. Этот способ словообразования весьма характерен для английского языка в силу аналитического характера его строя. Суть состоит в том, что происходит функциональный сдвиг слова из одной частеречной категории в другую, образование одной части речи от основы другой без изменения формы to finger от finger, to elbow от elbow, etc. (Плоткин,1989:144) Своеобразие конверсного словообразования отразилось и в том, что довольно долго за этим явлением не было закреплено постоянного термина. С течением времени такие термины, как «безаффиксальное образование», «корневое образование» и др. отпали в силу своей некорректности, хотя справедливости ради стоит заметить, что и термин, применяемый в настоящее время, не идеален, поскольку имеет омонимы в других терминосистемах, в том числе и языковых.

При конверсионном словообразовании происходит не только грамматическая, но и семантическая перестройка. Производное слово заимствует семантику производящей основы, прибавляя к ней свою, обусловленную новым частеречным статусом.(Смирницкий,1959:14)

Есть основания считать, что конверсия проходит поэтапно, и одним из этапов является субстантивация, т. е. приобретение грамматического статуса имени существительного (субстантива) другой частью речи, чаще всего – прилагательным или наречием, в результате распада словосочетания. Например, при распаде словосочетания poor people прилагательное poor не только оформляется артиклем, но и семантически «впитывает» значение всего прежнего сочетания; the poor – poor people. Позднее слово приобретает всю парадигму новой части речи и процесс конверсии завершается. Конверсия возможна не только при распаде сочетания Adj + N (a lunatic asylum – a lunatic) или Adv + N (а weekly paper – a weekly), но и при употреблении различных частей речи в не свойственной им функции. Например, существительное telephone конвертируется в глагол в предложении I'll telephone soon, местоимение other субстантивируется в I'll ask the others, etc. Распад словосочетания часть лексикологов относит к другой группе словообразовательных моделей – сокращениям, описывая процесс, называемый эллипсисом. Делается это на том основании, что в результате усечения словосочетания субстантивация проходит не всегда. Стоит учитывать, однако, что в качестве примеров эллипсиса по большей части приводятся окказионализмы – слова, в систему вокабуляра не вошедшие (a go-no-go (person), a go-getting (man), etc.).

Исходная, производящая и производная основы при конверсии связаны определенными семантическими отношениями. Наиболее типичны случаи перехода существительного в глагол, когда обе основы связаны агентивными или инструментальными отношениями: to host (a party) – to be a host (at a party); to elbow (one's way through the crowd) – to use one's elbow for the purpose; etc. Схема N > V может также отражать отношения приобщения, отчуждения называемого предмета: fish – to fish; skin – to skin; etc.

Что касается семантических отношений при модели V > N, то здесь чаще всего отмечается значение разовости действия (a laugh, a smoke, etc.) или передача производным существительным результата действия, передаваемого производящей основой (a photograph; some peel; etc.). Возможны и другие типы семантических отношений по той же модели – агентивные (a help, a switch), локативные (a stop, a walk) и т. д. Нередко определить направление конверсии бывает трудно, а то и вообще невозможно (empty, dark, etc.). Обычные критерии, применяемые для определения направления процесса конверсии, сводятся к следующим:

а) семантика исходной основы шире семантики производного слова (to fall – a fall; mother – to mother; etc.);

б) у исходного члена пары более обширное словообразовательное гнездо (а hand –to hand, handy, handful, handicraft, etc.).

Следует, однако, учитывать, что эти критерии не абсолютны и могут быть нарушены.

Реверсия. Нелинейность реверсии, или обратного словообразования, выражается, прежде всего, в весьма относительной регулярности модели. В отличие от моделей линейных, развертывающих первоначальный элемент, реверсия как бы укорачивает основу, отсекая то, что представляется суффиксом.

Очень большую роль в этом словообразовательном способе играет аналогия – восполнение якобы недостающего члена некой пары. Так, в ряду аналогичных суффиксальных образований типа write – writer; work – worker; paint – painter появляется новая пара burgle – burglar. Процесс словообразования в этой паре идет, однако, в обратном направлении: от основы burglar отсекается элемент, осознаваемый как суффикс, и появляется глагол burgle, по аналогии с другими парами ряда (то, что в данном случае мы имеем дело с процессом именно реверсии, подтверждает и наличие в языке выражения с тем же значением: commit burglary). Иногда «аффикс» отсекается от второй основы сложного слова, как в flight-test из flight-testing или baby-sit из baby-sitting. Действие ложной аналогии особенно ясно видно на примере образования глагола lose, где отсекаемый «аффикс» на самом деле представляет собой часть аббревиатуры laser (light amplification of stimulated emission of radiation). ()В результате реверсии, как и в результате аффиксации, появляется производное слово, поскольку в данном процессе словообразования используется одна основа, а общая модель этого способа может быть представлена как «основа — "квази-аффикс"»

Информация о работе Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке