Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, им сопутствует образование новых слов, обозначающие эти явления и предметы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ..................................4
1.1. Понятие продуктивности.....................................................................................4
1.2. Основные способы словообразования..............................................................12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………..........20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ....................................21
2 Развитие словарного состава древнеанглийского языка..................................21
2.2 Развитие словарного состава среднеанглийского языка.................................21
2.3 Развитие словарного состава новоанглийского языка....................................24
2.4 Развитие словарного состава современного английского языка...................26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........28
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………........…...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лингвистика.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новый гуманитарный институт»

Факультет иностранных  языков

Кафедра лингвистики 

    • Курсовая работа

    • по лингвистике

     

    Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке

     

                •      Выполнила:

                •      студентка 4 курса, гр. 402

                •       Терновская Т. А.

           Научный руководитель:

           к.филол.н., доцент

              Пучкова И.Н.

      • Оценка "______________"   

    Подпись_____________

      • Электросталь 2012 

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

    ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ..................................4

    1.1. Понятие продуктивности.....................................................................................4

    1.2. Основные  способы словообразования..............................................................12

    ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………..........20

    ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ  В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ....................................21

    2.1 Развитие  словарного состава древнеанглийского  языка..................................21

    2.2  Развитие словарного состава среднеанглийского языка.................................21

    2.3  Развитие словарного состава  новоанглийского языка....................................24

    2.4  Развитие словарного состава  современного английского языка...................26

    ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….....27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........28

    БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………........…...29

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Находясь в  постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, им сопутствует образование новых слов, обозначающие эти явления и предметы.

    Проблема возникновения  и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в  нашу эпоху, отличительной чертой, которой  стала раскрепощенность языка и как в следствие – обилие всевозможных новообразований.

    В данной работе будут рассмотрены  различные способы словообразования и  их продуктивность в различные  периоды развития английского языка.

    Объектом исследования данной работы является словообразование в английском языке.

    Задача исследования рассмотреть понятие словообразования и выделить разные способы словообразования

    ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ

     

    1.1 Понятие  продуктивности

    Учеными давно было замечено, что по одним словообразовательным моделям можно образовать почти бесконечное или, по крайней мере, значительное число производных, другие же характеризуются неспособностью к свободному производству слов.

    Продуктивность – это  скорее количественная характеристика словообразовательного ряда: модель продуктивна, когда по ее образцу в языке созданы десятки, а то и сотни производных. С другой стороны, активность модели – это скорее качественная ее характеристика, ибо она означает способность словообразовательного ряда к пополнению новыми единицами. Наконец, употребительность модели связана с ее реализацией в тексте, т.е. статистическими закономерностями ее использования. (Хидекель,1974:244)

    Из сказанного выше явствует, что продуктивность – это статическая характеристика словообразовательной системы, это учет результатов ее действия, это отражение реализации способности разных словообразовательных моделей в определенные временные периоды к словопроизводству. Многие словообразовательные модели различаются именно в количественном аспекте: ср. довольно ограниченный и закрытый список производных с суффиксом – dom (kingdom, princedom и т.д.) и огромный, открытый ряд производных с суффиксом – еr.

    Активность – это динамический, процессуальный аспект словообразовательной системы, ее способность к действию, пополнению языка новыми лексическими единицами, к выполнению определенных коммуникативных заданий. Естественно, что статический и процессуальный аспекты в словообразовании тесно связаны и трудно разграничиваемы. Оттого порою и невозможно определить, употребляем ли мы в речи производные слова как готовые единицы или же вновь создаем их по активным моделям словообразования.

    Необходимо сказать, что  активность словообразовательных мделей детерминируется многочисленными факторами лингвистическими и экстралингвистическими: фонетическими, фонологическими, морфологическими, этимологическими, деривационными, семантическими, стилистическими и т.д. свойствами лексических единиц, конкуренцией с уже существующими языковыми обозначениями, коммуникативными и прагматическими причинами.

    В английском языке, например, производные прилагательные содержат до 70 суффиксов разного происхождения. Из них суффиксы – ate, – ory, – ine, – id и другие никогда не соединяются с исконными основами; напротив, такие суффиксы, как – ward, – most, – fold, никогда не сочетаются с основами заимствованными.

    Примером ограничительного действия семантики производящих баз  может явиться сочетаемость адъективного суффикса -1у с обозначениями лиц, единиц измерения времени (manly «мужественный', kingly 'королевский', daily 'ежедневный', weekly 'еженедельный» и т.д.) и исключение из сферы действия этого суффикса названий растений, материалов и т.д., которые типичны для модели с адъективным суффиксом – у (piny «сосновый', clayey 'глинистый» и др.). (Харитончикc,1992:114)

    Продуктивность  является одной из главных характеристик  самых различных языковых единиц. Особое значение продуктивность приобретает  в словообразовании, и в частности  при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов.

    В словообразовании понятие  продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы, т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.

    Продуктивность  в теории словообразования имеет  синонимичный термин

    «словообразовательная активность», под которым подразумевается  способность того или иного образования, например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.

    Продуктивными следует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языка образуются новые слова.

    В английском языке  примером высокопродуктивных можно  считать модели производных слов с суффиксами: v + er (teacher), n + able (readable), n + less (colourless), n + like (catlike), n (adj) + ize (ideologize); с префиксами: un + adj (unemployable); модели сложных слов: n + n (foodscience); n + adj (dustfree); и модели сложнопроизводных слов: n + v + er (price-raiser), adj (n) + n + ed (loud-voiced).

    В качестве малопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: n + en (woolen), n + ous (dangerous); с префиксами: be + v (becloud) и модели сложных слов v + v (make-believe), v + adv (speak-easy) и др.

    Продуктивность  не является постоянным свойством модели, она в определенный период развития языка может изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивных моделей в активные.

    При характеристике модели помимо продуктивности и количественного  объема часто используется еще и  понятие употребительности слов данной модели. «Употребительность в определенных условиях может стать сопутствующей причиной, усиливающей или ослабляющей продуктивность той или иной словообразовательной модели».

    В английском языке  прямая зависимость от того лексико-стилистического  слоя, в котором находят свое употребление слова данной модели, определенным образом сказывается не только на степени продуктивности, но и на продуктивности вообще.

    Во-первых, в  разных лексико-семантических слоях  языка продуктивность одних и  тех же моделей, как известно, может варьироваться. Во-вторых, различные слои языка отличаются друг от друга набором определенных моделей, специфичных для этого слоя (общелитературная лексика, сленг, научно-техническая лексика, общественно-политическая лексика, различного рода терминологическая лексика: биологическая, медицинская, химическая, физическая и т. д.)

    К сленгу относятся  в основном модели с полуаффиксами        -crazy «одержимый, помешанный на чем-либо»: car-crazy, speed-crazy; -happy «одержимый, довольный»: dollar-happy «рад, что есть деньги», skirt-happy «одержимый женщинами».

    Для медицинской  и биологической терминологии характерны модели с полупрефиксами immuno-, cardio-.

    В технической  терминологии употребительна модель с  префиксами mono-, mon-, -meter.

    Итак, в английском словообразовании имеются:

    а) модели с различной  степенью продуктивности в зависимости  от лексико-стилистического слоя, в  котором они используются;

    б) модели, употребляемые  преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;

    в) модели универсальные, продуктивные во многих лексических слоях.

    Анализируя  продуктивность моделей в современном  английском словообразовании, следует  подчеркнуть весьма существенное обстоятельство, которое характеризует процесс  в целом. Это сравнительная легкость образования в речи как устной, так и письменной сложных и производных слов.

    Продуктивность  словообразовательной модели обуславливается  как экстралингвистическими потребностями, так и причинами лингвистического языкового плана.

    Экстралингвистическая потребность в выражении новых понятий является определяющей в развитии системы словообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбор тех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое явление.

    Говоря об экстралингвистических  потребностях создания новых слов, следует упомянуть о создании так называемых «модных» слов и использовании для этого «модных» суффиксов и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих слов чаще всего ограничивается рамками словоупотребления определенных групп людей (gimmick «шутка, ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный, трудный, непонятный» и т.д.).

    Создание слов  не только, и далеко не всегда, диктуется  потребностями общества в выражении  новых понятий, явлений.      В речи, как устной, так и письменной, имеет место образование слов, которые вовсе не выражают что-то новое, новое понятие, новую идею.

    В огромном количестве случаев, создаются слова, обозначающие явления не новые, не вновь появившиеся  или открытые, а явления уже существующие, но выраженные другими языковыми средствами, например словосочетаниями. Кроме того, в языке существует тенденция к краткости выражения, к экономии речевых средств, «слово – более краткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономное средство выражения».

    Наряду с  социальными экстралингвистическими потребностями в обозначении  каких-либо явлений словообразование призвано выполнять и другие функции. Среди последних наиболее значимой является функция образования новых слов для удовлетворения потребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точного выражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).

    Задача более  точного выражения мысли или создания стилистического эффекта решается путем варьирования словесного материала, его различного расположения в контексте и многими другими синтаксическими средствами (Television-watching had left its mark on her gestures. Everyone was shoulder-punching one another).

    Итак, словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используется для выполнения различного рода синтаксических потребностей в организации смыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксических средств. В силу этого ее следует считать одним из синтаксических средств организации текста.

    Помимо целей  обозначения новых явлений в  обществе (узуальное словообразование) или целей синтаксической организации  текста (синтаксическое словообразование), имеется еще и цель выразить словообразовательными средствами стилистические потребности говорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.

    Информация о работе Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке