Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 03:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:
1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;
2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 119.22 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все эти  составляющие оказали сильное влияние  на творчество Диккенса, как одного из представителей этой эпохи. На страницах своих произведений он повествует о жизни, в ее существенных, типических проявлениях, всех социальных слоев общества, отдавая предпочтение и возвышая «маленького» человека из народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Образ и значение города в жизни и творчестве Ч. Диккенса

2.1. Теория образов и их классификация. Образ города, как средство отображения действительности и прошлого опыта в произведениях

Чарльза Диккенса

Прежде чем, как мы обратимся к образу города в контексте способа отображения действительности и прошлого опыта Ч. Диккенса, следует рассмотреть саму теорию образов.

Образ является основным средством  художественного обобщения действительности, знаком объективного коррелята человеческих переживаний и особой формой общественного  сознания. В широком смысле термин «образ» означает отражение внешнего мира в сознании. Художественный образ  как одна из форм отражения реальной действительности есть особая его форма; специфика художественного образа состоит в том, что, давая человеку новое познание мира, он одновременно передает и определенное отношение  к отражаемому [3; с. 90]. Другими словами, образ - это способ и форма освоения действительности, он характеризуется единством чувств, общностью смысловых моментов и относится к исторически изменчивым категориям, проявляя свою красоту в разных литературных жанрах.

Основные функции художественного  образа: познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная. Структура  образов определяет настрой воспринимающего  художественное произведение человека, создает и организует силы для  познания мира и самоутверждения  в нем человека.

Образная природа искусства  может рассматриваться как сигнально-информационная, причем его воздействие на формирование личности, его социально-воспитательная роль несоизмеримы с его собственной  энергией. Самое важное свойство образа состоит в «отражении мира в процессе практического его созидания», т.е. образ есть некоторая модель действительности, восстанавливающая полученную из действительности информацию в новой сущности. Верность отражения гарантируется принципом обратной связи. Возникая как отражение жизни, образ и развивается в соответствии с ее реальными свойствами. Отражая мир и материализуясь в тексте, образ отделяется от художника и сам становится фактом реальной действительности [3; с. 92].

Психологическая действенность  образа в искусстве основана на том, что образ воспроизводит в  сознании прошлые ощущения и восприятия, конкретизирует информацию, получаемую от художественного произведения, привлекая  воспоминания о чувственно - зрительных, слуховых, тактильных, температурных и других ощущениях, полученных из опыта и связанных с психическими переживаниями. Все это делает читательское восприятие литературного произведения живым и конкретным, а получение художественной информации становится при этом активным процессом. Напомним в этой связи, что психологи понимают под образом психическое воспроизведение, т.е. память прошлых ощущений и восприятии, притом не обязательно зрительных.

Образы создают возможность  передать читателю то особое видение  мира, которое заключено в тексте и присуще лирическому герою, автору или его персонажу и  характеризует их. Поэтому, образам принадлежит ключевая позиция в разработке идей и тем произведения, и при интерпретации текста они рассматриваются как важнейшие элементы в структуре целого. Яркий образ может быть основан на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами. Предметы должны быть достаточно далекими, чтобы сопоставление их было неожиданным, обращало на себя внимание и чтобы черты различия оттеняли сходство [3; с. 93].

Стоит подчеркнуть ошибочность  распространенного представления  о том, что образы в романе - это  обязательно образы персонажей. Образы могут быть связаны с погодой, с пейзажем, событиями, интерьером и  т.д., например, описание небольшого городка Барнет из романа «Приключения Оливера Твиста»: «The window-shutters were closed; the street was empty; not a soul had awakened to the business of the day. The sun was rising in all its splendid beauty; but the light only served to show the boy his own lonesomeness and desolation, as he sat, with bleeding feet and covered with dust, upon a door-step. By degrees, the shutters were opened; the window-blinds were drawn up; and people began passing to and from».

Пейзаж может иметь  самостоятельную задачу и быть объектом познания; он может быть также фоном  или источником эмоций. Мысленное  воспроизведение пейзажа или  событии в природе, вызвавших  какое-либо эмоциональное состояние, может вновь поднять те же эмоции. Пейзаж может гармонировать с  состоянием героя или, напротив, контрастировать  с ним. Пейзаж связан с временем дня  и года, погодой, освещением и другими  объектами реальной действительности, которые по своей природе способны вызвать эмоционально окрашенные ассоциации. Образы могут быть как статичными (Лондонский туман из романа «Холодный дом»), так и динамичными (ливень и изморось, которые часто описывались в «Приключениях Оливера Твиста»).

Объекты образного описания и те темы, которые они представляют, составляют важную характеристику произведения, поскольку они показывают, на чем  сосредоточено внимание. При исследовании системы образов в том или  ином произведении устанавливается  прежде всего, вокруг каких тем и  идей концентрируется образность и  какова их стилистическая функция. Образ может быть усилен ритмической и фонетической звукописью с подчеркнутой аллитерацией. При рассмотрении структуры образа различают: обозначаемое, обозначающее, основание сравнения, отношение между обозначаемым и обозначающим, техника сравнения как тип тропа, грамматические и лексические особенности сравнения.

Сравнение может быть также  лексически выражено глаголами seems, resembles, looks like. С точки зрения синтаксиса сравнение может быть выражено сравнительными оборотами или придаточными сравнительными. Морфологическими средствами сопоставления являются суффиксы -ish, -like, -some, -у. Лексические особенности могут выражаться в создании авторских неологизмов, преимущественно сложных слов. Степень эксплицитности словесного образа может быть различной [3; с. 95].

Термины «метафора», «образ», «символ» имеют много общего, но их необходимо различать. Метафора есть способ выражения образа, и притом не единственный. Словесные образы могут быть также выражены метонимией, синекдохой, гиперболой и другими  средствами.

Границы и структура образа могут быть различны: образ может  передаваться одним словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или, как образ города, охватывать композицию целых романов, например, как в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом».

Образ может быть чисто  описательным или символическим. Символ, следовательно, есть особый вид образа. Символы обычно служат для выражения  особо важных понятий и идей. В  художественном произведении символ выделяет какие-нибудь основные для него идеи и поэтому повторяется в тексте вновь и вновь, обобщая важные стороны действительности, объединяя  разные планы целой системой соответствий. По мысли американского литературоведа Р. Уэллека, символ выполняет не только служебную роль, замещая что-то другое, но заслуживает внимания и сам  по себе.

У очень многих авторов  различных эпох и масштабов само место действия может служить одновременно и образом, и символом, например, вышеупомянутый образ города у Ч. Диккенса. С. Ульман перечисляет следующие важнейшие функции описания образов таких как: выделение главных тем и лейтмотива произведения; раскрытие мотивировки событий и поступков; передача эмоционального, оценочного и экспрессивного отношения; воплощение философских идей, воплощение переживаний, которые нельзя выразить словами [3; с. 96].

Что касается последнего пункта предложенного С. Ульманом перечня  функций образов, т.е. воплощения переживаний, которые нельзя выразить словами, то здесь основную роль играет более  богатый, чем у слова, ассоциативный  потенциал образа, обусловленный  созданием ассоциаций между двумя  рядами, двумя планами представленных в образе явлений1. Такое сопоставление  позволяет раскрыть те стороны переживаний, которые могли остаться незамеченными.

Основу для развития общей  теории образа может дать теория информации. В этом плане строятся весьма интересные исследования образа, опубликованные В.А. Зарецким. Он, например, подчеркивает, что словесно-образная информация не создается взаимодействием только словарных значений, в ней участвуют  и звукопись, и ритмомелодика, и внутренняя форма слова. Это положение вполне согласуется с тем, что мы говорили выше о конвергенции.

Первоначальным словесным  образом В.А. Зарецкий называет отрезок речи - сочетание слов или слово, - несущий образную информацию, неравнозначную собственному значению отдельно взятых элементов. Первоначальный образ противопоставляется производному. Производный образ уже не является отрезком речи, а возникает как производное множество таких отрезков. Другие авторы предлагают в подобных случаях пользоваться терминами микро- и макрообразы или словесные образы и метаобразы [39].

Система образов в концепции  В.А. Зарецкого представляет собой  иной вероятностный ряд, нежели речь, из которой эти образы создаются. В речи, как известно, вероятность  появления каждого последующего члена определяется сочетанием предыдущих. Однако если появление новых образов и их стилистический эффект зависят от явления обманутого ожидания, непредсказуемость на стыке образов возрастает.

В типологической системе  художественных образов выделяется теория украинских ученных И. Ковалика - М. Коцюбинской о мегаобразе, макрообразе и микрообразе [39].

Мегаобраз имеет непосредственное отношение к литературному произведению, текст которого воспринимается как мегаобраз. Он отличается самостоятельной эстетической ценностью, и теоретики литературы наделяют его высшей родовой и неделимой величиной.

Макрообраз организует систему  художественного отражения жизни  в ее узких видовых или больших  родовых сегментах (отрезках, частях, картинах). Структура макрообраза  организована связанными между собой  однородными микрообразами.

Микрообраз (выделяется наименьшим текстуальным размером: это единица измерения образного мышления, в которой художественно воспроизведен небольшой отрезок объективной (внешней или внутренней) реальности. Микрообраз может оформляться одним фразовым словом (Ночь. Дождь. Утро) или предложением, абзацем, надфразовой целостностью [39].

 Эпическое произведение (мегаобраз) состоит из нескольких  макрообразов. Встречаются примеры,  когда в лапидарном стихотворном  тексте макрообраз включает в  себя значительное число микрообразов  и, напротив, один микрообраз может  равняться мегаобразу. Среди словесно -художественных образов, согласно концепции И. Ковалика - М. Коцюбинской, бывают простые (неразвернутые, однофразовые) и сложные (развернутые) микрообразы.

 Художественный образ - своеобразный способ исследования жизни. Одна из его особенностей - сопоставление того, что есть, с тем, что должно быть. Наряду с реальным в образе запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть относящееся к субъективной стороне бытия. Но в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала, создаётся единичная «вещь», занимающая своё место среди предметов реального мира.

 Художественный образ  неразрывно связан с мировоззрением  писателя, которое представляет  собой систему социальных, политических, философских, эстетических, этических,  религиозных убеждений. Вся это  необыкновенно сложная и порой  противоречивая система взглядов  художника определяет структуру  произведения в целом и структуру  художественных образов. Часто  сознание художника, которое является  самой важной частью его мировоззрения,  обгоняет его понятийное мышление.

Один из сложных вопросов теории образа - это вопрос о соотношении общего и индивидуального в нём. Художник создаёт такой индивидуальный образ, в котором сочетаются черты человека и черты социального типа. Словесный образ гораздо менее нагляден, чем пластический, так как материал литературных произведений - система знаков, язык. Писатели, как правило, воссоздают не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи, обращаются к нашему воображению, а не впрямую к зрительному восприятию. То есть в литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые.

Исходя из того, что в  образе вычленяются два основных компонента -предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое - и их взаимоотношение, существует следующая троякая классификация образов: предметная, обобщённо-смысловая и структурная [40].

Предметность образа разделяется  на ряд слоёв, проступающих один в  другом, как большое сквозь малое. Образы-детали - наиболее отчётливая поверхность художественного мира. Их масштабы: от подробностей, часто обозначаемых одним словом, до развёрнутых описаний.

Образы внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений, стремлений, расчётов и так далее - всех динамических моментов, развёрнутых во времени художественного произведения.

Образы характеров и обстоятельств - единичные и собирательные герои произведений, обладающие энергией саморазвития и обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий: столкновениях, коллизиях, конфликтах и так далее.

Целостные образы судьбы и  мира. За ними глобальным образом встают внепредметные, концептуальные слои произведения.

Обобщённо-смысловая классификация  образов выделяет [40]:

Индивидуальные образы созданы  самобытным воображением художника, выражают меру его оригинальности, неповторимости.

Информация о работе Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века