Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 03:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:
1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;
2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 119.22 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Начало Викторианской  эпохи ознаменовалось большими переменами в политическом и общественном строе  Англии, которые, прежде всего, были отражены деятелями культуры и искусства, и, конечно же, литературы. На смену романтизму приходит реализм, который призван снять пелену с глаз, как политических деятелей, так и простых обывателей. Одним из лучших писателей, которому удалось живо и ярко, сатирически метко и иронически точно описать происходящее в своих работах стал Чарльз Диккенс.

Именно поэтому, на протяжении всего времени, вплоть до наших дней, Ч. Диккенс оставался и остается одним из любимейших писателей мирового уровня. Его работы остаются актуальными, и по сей день, особенно в России и странах третьего мира, а для европейского читателя он является своего рода летописцем эпохи Викторианства. Также не утихает интерес и литературоведов к его творчеству. Он, как один из талантливейших представителей мастеров создания социального романа сумел в своих работах не только показать и разделить с читателями свою точку зрения, но и боль. Стараясь обличить социальную политику, направленную на создание таких законов, которые делали жизнь простого народа невыносимой, ожесточая их сердца и души, вытесняя их на обочину жизни. Он показывал что люди, загнанные в угол, способны на такие безнравственные, а порой и аморальные поступки, совершив которые их душа будет страдать, пока не найдет избавление в смерти. Эта самая обочина жизни рисовалась им с особой точностью и тонкостью, и смогла найти выход в описании города и его окрестностей буквально во всем: в жизни людей, в природе, в архитектуре и т.д. Поэтому, на наш взгляд, все вышесказанное делает тему, выбранную нами, особо актуальной.

Целью данной работы является раскрытие образа города и его окрестностей, путем художественного анализа оригинального текста Диккенса на примере двух его социальных романов «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом». Для достижения поставленной нами цели, мы выделили ряд задач:

1. Назвать особенности формирования английской культуры Викторианской эпохи, и, ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века;

2. Выявить моральную составляющую Викторианской эпохи и рассмотреть степень ее влияния на литературные произведения Чарльза Диккенса;

3. Раскрыть ход развития литературного процесса в Англии литературе конца XVIII и начала XIX века;

4. Рассмотреть образ города и его окрестностей, изображенный Чарльзом Диккенсом в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом».

Так, объектом нашего исследования являются вышеуказанные романы писателя, а предметом - описание города и его окрестностей.

Методами исследования являлись метод определения понятий, художественный и сравнительный анализы текстов описания образов городской и сельской местностей в произведениях Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный Дом», и, синтез.

Новизна данной работы заключается в том, что своим предметом исследования мы выбрали образ города и его окрестностей, а так же попытались найти связь и ярко выраженное противопоставление городской жизни сельской, как источников тепла и надежды и безысходностью морального падения героев.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она раскрывает значение образа города в жизни и творчестве Ч. Диккенса. Также наша работа имеет практическую значимость, которая заключается в возможности ее использования на уроках внеклассного чтения в старших классах для сравнительного, сопоставительного или художественного анализа произведений Ч. Диккенса, с точки зрения описания образа города и его окрестностей, и, их взаимосвязи с настроениями, описываемых в указанных нами романах.

В своей работе мы опирались  на исследование научных и критических  работ таких отечественных авторов, как В.В. Ивашевой, М.Ю. Черномазовой, Н.Я. Дьяконовой, Н. М. Катарского и Т.И. Сильмана, а также ряд зарубежных критиков: Х. Пирсона и Э. Уилсона  .

Структура нашей работы включает в себя: введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список литературы. Во введении мы определяем аппарат исследования: актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы исследования, новизну, теоретическую и практическую значимость, а также описываем общую структуру работы. В первой главе мы раскрываем особенности формирования английской культуры и ее проявления в период конца XVIII и начала XIX века, даем определение понятию «социальный роман», и, рассматриваем, какие художественные средства отображения реальности характерны для творчества Диккенса. Во второй главе, мы рассмотрели образ города, описанный Диккенсом в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Холодный дом» и показали, какую роль в общей направленности произведений играет образ города. В заключении мы приводим результаты нашей исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности  формирования английской культуры эпохи  Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и  начала XIX века

    1. Характеристика литературного процесса в Англии конца XVIII и начала XIX века

Начало XVIII века ознаменовалось для английской литературы плавным  переходом от классицизма к романтизму. При всей сложности идейного содержания романтизма, его эстетика в целом противостояла эстетике классицизма XVII - XVIII веков. Романтики сломали сложившиеся столетиями литературные каноны классицизма с его духом дисциплины и застывшего величия. В борьбе за освобождение искусства от мелочной регламентации романтики отстаивали ничем не ограниченную свободу творческой фантазии художника. Отвергая стеснительные правила классицизма, они настаивали на смешении жанров, обосновывая свое требование тем, что оно соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Прославляя естественные движения человеческого сердца, романтики в противовес рационалистическим требованиям классицизма выдвинули культ чувства, логически обобщенным характерам классицизма романтики противопоставили крайнюю их индивидуализацию [10; с. 98].

Философы XVIII века боролись за установление нового разумного общества, но, сами того не сознавая, проложили дорогу буржуазному господству: установленные «победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Возникло огромное противоречие между провозглашенными французской революцией высокими освободительными лозунгами и низменной прозой буржуазной действительности [10; с 107].

Заслуга романтиков заключалась  в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию буржуазного общества. Однако, при всем неприятии нового социального порядка, романтики не могли ни понять его сущности, ни постигнуть его законов. Романтическая критика капиталистической цивилизации носила отвлеченный характер. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки [20; 637].

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

Герой романтической литературы с его исключительностью, с его  повышенной эмоциональностью был порожден стремлением романтиков противопоставить прозаической действительности яркую, свободную личность. Однако романтизм  не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Но если прогрессивные романтики создавали образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, людей, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества, то консервативные романтики культивировали образ «лишнего человека», холодно замкнувшегося в своем одиночестве, всецело погруженного в свои переживания [7; с. 138].

Романтический герой как  бы проживает две стадии: до столкновения с реальностью, где он живет в  мире иллюзорном. В этом состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира, но, после столкновения с реальностью, он начинает видит этот мир пошлым и скучным, становясь скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Все романтические произведения отличают характерные признаки [7; 142]: в романтическом произведении нет дистанции между героем и автором, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как - бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический.

 Непонятые романтиками  законы буржуазного общества  выступали в их сознании в  виде неодолимых сил, играющих человеком, окружающих его атмосферой тайны и рока. У многих романтиков человеческая психология была окутана мистикой, в ней преобладали моменты иррационального, неясного, загадочного. Субъективно-идеалистическое представление о мире, об одинокой, замкнутой в себе личности, противопоставленной этому миру, являлось почвой для одностороннего, неконкретного изображения человека [10; с 164].

Наряду с действительным умением передать сложную жизнь  чувств и души, мы часто встречаем  у романтиков стремление превратить многообразие человеческих характеров в абстрактные схемы добра и зла. Патетическая приподнятость интонации, тяготение к преувеличениям, к драматическим эффектам приводили порой к ходульности, что также делало искусство романтиков условным и отвлеченным. Эти слабости в той или иной степени были свойственны всем, даже самым крупным представителям романтизма [15; с. 172].

Огромное место отводится  в литературных произведениях, малых  и больших, образу природы, тесно  и неразрывно переплетающемуся с  темой лирической исповеди. Подобно  образам любви, образ природы  олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии  с действительностью. С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, сказками Андерсена, балладами Шиллера и Мицкевича [17; с. 193].

Стремление к раскрытию  внутреннего мира человека, интерес  к жизни народов, к их историческому  и национальному своеобразию - все  эти сильные стороны романтизма предвещали переход к реализму. Однако достижения романтиков неотделимы от ограниченности, свойственной их методу.

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х  годов. К этому времени относится  расцвет реализма Ч. Диккенса, У. Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики. Это были крупнейшие достижения английской демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере  напряженной социальной и идеологической борьбы [2; с 127].

 Реалистический роман  в Англии представлен творчеством  двух крупнейших прозаиков, Чарльза  Диккенса и Уильяма Теккерея. Это писатели викторианской эпохи,  воплотившие в своих произведениях  характерные черты викторианской  литературы. Она названа по времени  правления королевы Виктории, при  которой английская культура  приобрела ряд специфических  буржуазных черт. Идеологическим  основанием викторианства стал  сплав утилитаризма и евангелизма  [15; с. 216].

Утилитаризм превыше всего  ставит принцип полезности, отождествляет  счастье с материальным богатством, выгодой; бог утилитаризма - статистика, факты, а «бесполезное» искусство  утилитаризм игнорирует, относится  к нему с подозрением как к  предмету духовной роскоши. Здесь утилитаристы смыкаются с евангелистами, популярной ветвью англиканской церкви. Евангелизм отличает недоверие к чувственной стороне жизни и природы человека, призыв к подавлению всех естественных начал, боязнь любых наслаждений, искусства в том числе. Собственно эстетическая функция искусства в глазах викторианцев не могла служить оправданием его существования; искусство и литература могли быть приемлемы лишь постольку, поскольку были полезны для совершенствования общества, то есть воспитательная, или уже - назидательная функция литературы, выходила на первый план. Общество, основанное на односторонних и приукрашенных представлениях о человеческой натуре, закрывшее глаза на реальную сложность, неоднозначность личности, обернулось обществом ханжеским, лицемерным, фальшивым [15; с. 217].

В викторианскую эпоху  процветала двойная мораль: религиозность, сентиментальность и добрые намерения  прекрасно уживались с проявлениями вопиющего социального неравенства  и жестокости в личных отношениях. Представления о «хороших манерах», свойственные ограниченному среднему классу, то есть большинству читающей публики, повлияли на представления  о литературных приличиях, и в XIX веке вольный дух английской литературы восемнадцатого века казался англичанам «неприличным», был наложен запрет на любые упоминания о теле и сексуальности. Благопристойность - непременное условие викторианской литературы.

Викторианский роман по сравнению  с французским, менее ясный, композиционно  более рыхлый, стилистически более  небрежный, более импровизационный, намного более дидактичный. Жанровая разновидность романа карьеры реже встречается в викторианской  литературе по сравнению с французской. Это происходит потому, что герой английского романа - более средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий вписаться в существующее общественное устройство как можно более безболезненно [10; с. 183].

Описывая процессы взросления и изменения личности, викторианские романисты чаще прибегали к жанровым образцам романа воспитания - это жанр по природе оптимистический, показывающий рост человека, обретение им жизненного опыта и места в жизни. Так, дети и подростки впервые становятся героями литературных произведений, начиная с романтической эпохи. В литературе реализма возрастает внимание к детству как к особой формирующей эпохе человеческой жизни. Реалистический роман не сразу нашел способы и приемы для изображения остроты детских переживаний, отличий детского мировосприятия. Целую галерею детских образов создал, например, Чарльз Диккенс [10; с. 224].

Информация о работе Особенности формирования английской культуры эпохи Викторианства и способы ее проявления в литературе конца XVIII и начала XIX века