Молодежный сленг как пласт речи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:47, реферат

Краткое описание

Целью работы является описание молодёжного сленга как одной из подсистем современного языка: описание особенностей употребления сленгизмов, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Исследовать разновидности подросткового сленга.
3. Отследить истоки появления новых сленговых слов в среде учащихся.
4. Собрать фактический материал из речи учащейся молодежи.
5. Сделать вывод об отношении в обществе подростков к сленгу.

Вложенные файлы: 1 файл

Молодежный сленг как пласт речи учашихся.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В российской школе очень часто мы можем услышать из уст молодежи слова, которые не являются литературными в самом прямом понятии этого термина.  Их называют подростковым или молодежным сленгом. Сленг наиболее заметен и очень часто негативно воспринимаем сторонними наблюдателями в подростковой среде (школьная молодёжь 12 – 17 лет). Особенно часто произносятся обвинения в адрес школьной молодёжи со стороны родителей и учителей, которые считают использование сленга засорением речи, приводящим, в конечном счёте, к обеднению культуры молодых людей и, следовательно, будущих поколений нашего общества.

 Часто эти слова  понятны только подросткам, взрослые  затрудняются их осмыслить и  принять.  Родители и учителя  считают использование сленга  засорением речи. А между тем  часто они сами используют  в разговорах различные сленговые  слова, не придавая этому значения  и прекрасно понимая друг друга.

Таким образом,  сленг как явление продолжает успешно возникать, обновляться и стабильно присутствовать  не только в языковой субкультуре молодёжи, но представителей разных возрастов. Данное наблюдение позволяет предположить, что успешное существование и развитие сленга имеет в каждой возрастной  среде объективные причины, сленг по-прежнему развивается и с этим нельзя спорить и бороться. Ещё академик А.А. Шахматов предлагал «указывать на подобное явление, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указанием на то, как надо говорить».1

Уже само существование сленга говорит о том, что язык – явление развивающееся, многогранное, и в первую очередь по способу выражения (сленг присутствует преимущественно в устной речи).

Между сторонниками и противниками молодёжного сленга на протяжении уже многих лет в обществе и в научной среде идёт активная (часто непримиримая) дискуссия. Этот факт делает данную проблему актуальной не только с языковедческой, но и с социально-педагогической точек зрения.

Актуальность исследования обусловлена признанным на сегодняшний день фактом наличия особого сегмента речи в русском языке - молодёжного сленга, имеющего свои законы развития, социально обособленную сферу употребления и свою историю.

Сегодня, в связи с улучшением качества образования, прямой связи с Западной культурой, личной мотивированностью в области самореализации молодёжь находит возможность создавать и актуализировать в своём словарном запасе лексические единицы, связанные со сферой высоких технологий, мировой культуры, экономики и финансов и т.п. Всё, что попадает в поле зрения молодого человека, находит отражение в его специфическом языке.

Объектом исследования является молодёжный сленг – особый подъязык, во всей совокупности проявлений в речи. Будучи некодифицированной формой языка, он не имеет строго фиксированных норм и правил, поэтому его изучение возможно лишь на эмпирической основе, с учётом количественного фактора употребления.

Предметом исследования послужила лексика молодёжного сленга, как наиболее подвижный аспект языка и представляющий его основу, поскольку, базируясь на русском языке, сленг следует его грамматическим и фонетическим правилам.

Целью работы является описание молодёжного сленга как одной из подсистем современного языка: описание особенностей употребления сленгизмов, установление значений сленговых единиц и выражений, определение источников пополнения сленга и способов сленгообразования.

Задачи исследования:

1.  Подобрать и проанализировать  литературу по теме исследования.

2.   Исследовать  разновидности  подросткового сленга.

3. Отследить истоки появления  новых сленговых слов в среде  учащихся.

4. Собрать фактический  материал из речи учащейся  молодежи.

5. Сделать вывод об  отношении в обществе подростков  к сленгу.

С учётом поставленных задач применялись следующие методы: описательный (такие приёмы, как наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала); словообразовательный анализ; метод количественных подсчётов и сплошной выборки; опрос.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов.

Мы  выдвинули  гипотезу исследования, которая состоит в том, что

1) молодёжный сленг, возникающий  как символ, признак принадлежности  к особой общности, - явление в  языке самостоятельное и меняющееся;

2) с точки зрения стилистики  – подростковый  сленг– это  вредный паразитический нарост  на теле языка, который вульгаризирует  устную речь говорящего, но в  то же время и  органическая  и в какой-то мере необходимая  часть этой системы;

3) на пополнение словарного  состава подросткового сленга  влияют уровень развития и  доступность средств коммуникации.

4) сленговые слова и  выражения разнятся в речи  школьников разного возраста.

Сленг (от англ. slang; s(sub) — приставка, указывающая на второстепенность, непервоочерёдность; lang (language) — язык, речь.) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных группах).

Термин «сленг» появился в русском языке относительно недавно.  Проникновение этого слова в русский язык, как подчёркивают исследователи этого явления, было связано с изучением англоязычных культур.  Первоначально сленгом называлась исключительно иноязычные слова, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена.

Мы считаем, что молодежный  жаргон отражает тенденции, важные для современного языка в целом . Изучение подобного языкового материала интересно и в каком-то смысле необходимо - хотя бы потому, что этот своеобразный «язык в языке» существует не только в устной речи, но и все чаще и чаще функционирует (как уже отмечалось) на страницах газет и журналов. Поэтому в изучении сленга должны быть заинтересованы не только лингвисты, но и социологи, психологи, педагоги, да и все общество в целом. Это также подчеркивает актуальность произведенного исследования. Тем более важно, что мы опирались преимущественно на данные (в том числе и количественные) и факты, собранные в нашей школе в чем проявляется самостоятельность, новизна и практическая значимость работы.

Во время подготовки  вопроса мы обратились к некоторым источникам. Из  книги Радзиховского  Л.А. «Сленг как инструмент отстранения» мы узнали о психологических  особенностях существования сленга как языкового социального явления.  Подростки применяют сленг  для того, чтобы показать свою принадлежность к какой-то группе, объединенной интересами, местом проживания и т.д. «Словарь сленга» позволил нам почерпнуть множество новых слов, интересных с точки зрения их появления.  В книге  Береговская  Э.М.  «Молодежный сленг: формирование и функционирование» мы  определили основной механизм формирования новых сленговых слов.

   Итак, сленговые слова  – это объективная реальность. Они не могут исчезнуть, раствориться  в общем языке под влиянием  отточенных норм литературного  языка даже при большом желании. Между литературной нормой и реальным функционированием языка всегда есть большие или меньшие расхождения, степень которых зависит от исторического этапа развития общества, его социальной структуры, а также от особенностей языковой ситуации.

 

Глава 1. Молодежный сленг

 

    1. О причинах появления молодежного сленга

 

В ходе работы над темой мы,  проанализировав литературные источники, выявили несколько общих теоретических понятий и выводов,  на которые потом опирались во время анализа сленга молодежи своей школы.

Одной из основных причин очень быстрого появления новых слов в молодежном сленге является, конечно же, стремительное, «прыгающее» развитие жизни. Сленг очень интенсивно просачивается в язык прессы. Почти во всех материалах, где речь идет о жизни молодых, об их интересах, их праздниках и кумирах, содержатся сленговые слова и выражения в большей или меньшей концентрации. Газеты, телевидение, интернет – ценный источник, потому что они оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространенная сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы лишний раз получаем возможность объективно судить об ее частотности.

Молодёжная культура - это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого - возникновение молодёжного жаргона.

Одна из характерных примет нашего времени – активизация сленга, выход его за рамки молодежной среды. Действительно, сленговые выражения и слова мы встречаем и в речи родителей и учителей. Часто эти слова применяются в юмористическом плане с целью достижения эмоционального воздействия, достижения контакта с классом, но ведь применяются!

    Сейчас так  называемый общий жаргон –  заниженный стиль речи, размывающий  и нормы языка, и нормы речевого  этикета, - становится привычным  не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радио-эфире. Достаточно вспомнить известные  рекламные ролики, в которых предлагается  «оторваться по полной», «затусоваться», купить «крутой мотоцикл»; тексты песен («мне все по барабану» -  группа «Сплин», «заколебал ты» - группа «Дискотека Авария»); периодические издания и даже речь телевизионных ведущих, серьезных политиков – все это влияет на речь современной молодежи.

    Другой причиной  употребления в молодежной  речи  жаргонизмов является потребность  молодых людей в самовыражении  и встречном понимании, желании  отвергнуть то, что обыденно, привычно, скучно, установить свои правила, сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых.

    Сленг – постоянно  обновляемый пласт языка, отражающий  определенную динамику развития  лексики. Молодежный жаргон 70-х годов  непонятен для юношей и девушек  начала 21 века. Сленг не остается  постоянным. Со сменой одного  модного явления другим, старые  слова забываются, приходят другие. Этот процесс проходит очень  стремительно. Если в любом другом  сленге слово может существовать  на протяжении десятков лет, то  в молодежном сленге лишь за  прошедшее десятилетие бурного  мирового прогресса появилось  и ушло в историю невероятное  количество слов.

Сленг - это яркий, экспрессивный слой нелитературной лексики, стиль языка, который занимает место, прямо противоположное крайне заформализованной речи. Сленг - это живой, подвижный язык, который идет в ногу со временем и реагирует на любые перемены в жизни страны и в обществе.

Сленг, который активно использует современная молодёжь - своего рода протест против окружающей действительности, против типизации и стандартизации. Это отражается и во внешности молодых людей (шокирующие прически, одежда, пирсинг, тату). Так молодой человек выделяется из толпы. Но с другой стороны, своеобразный язык, внешность - это своего рода признак стадности, принадлежности к той или иной молодёжной группировке (готы, рокеры, байкеры). Молодой человек признаёт, что он не такой как все. Главной чертой молодёжного сленга является постоянная эмоциональность, экспрессивность, оценочность и образность речи молодых людей. Вместе с речью развивается и постоянно обновляется молодёжный жаргон. Это способствует общей динамике русского литературного языка.

 

1.2. Способы образования  жаргонных молодежных слов

 

Исследователи молодежного сленга отмечают, что, как все социальные диалекты, молодёжный сленг представляет собой только лексикон, который питается, помимо англицизмов, и соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

    Можно выделить  несколько  способов образования  сленга. Большая часть слов пришла  из уголовного жаргона ( например, «лох»,  «шестерка»), есть и общеупотребительные  слова, получившие в сленге переносное , иногда метафорически переосмысленное  значение (например, «взломать», «зависать»).

Слова молодежного жаргона могут образовываться  по привычным продуктивным словообразовательным моделям: слово «взмедитнуть» в    значении «погрузиться в себя, предаться медитации» образовано по той же  словообразовательной модели, что и слова «вздремнуть», «вздохнуть», то есть имеет приставку вз- и суффикс –ну-.

Информация о работе Молодежный сленг как пласт речи учащихся