Функции речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Понятие речи ……………………………………………………………….….4
2. Виды речи……………………………………………………………...………..6
2.1 Внешняя речь …………………………………………………………..……..6
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………….….11
3. Функции речи………………………………………………………….………14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………..….…3

1. Понятие речи  ……………………………………………………………….….4

2. Виды речи……………………………………………………………...………..6

2.1 Внешняя речь …………………………………………………………..……..6

2.2 Внутренняя речь………………………………………………………….….11

3. Функции речи………………………………………………………….………14

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список используемой литературы……………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие речи

 

 

Речь своеобразно размыкает  сознание другого человека, делая  его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс  реальных практических отношений, общей  деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в  него сознание человека. Благодаря  речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания — это осознание бытия, его  отражение. Эту функцию язык и  речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, — это  обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь — это язык, функционирующий  в контексте индивидуального  сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический  объект психологии речи в отличие  от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека — идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Речь, слово являются специфическим  единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое  — семантическое — содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно  отражает. Обобщенное отражение предметного  содержания составляет значение слова.

Но значение — не пассивное  отражение предмета самого по себе как "вещи в себе", вне практически  действенных отношений между  людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включенный в реальные действенные  общественные взаимоотношения людей, определяется через функцию этого  предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включено в процесс  общения между людьми. Значение слова  — это познавательное отношение  человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями  между людьми.

Речь - особая, наиболее совершенная  форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют  две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Виды речи

 

 

Соответственно множеству  своих функций речь является полиморфной  деятельностью, т.е. в своих различных  функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1.     внешнюю; 

2.     внутреннюю.

 

 

 

 

 

 

2.1 Внешняя речь

 

 

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

·  жаргон;

·  интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка  узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр  и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения  различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек  может размышлять вслух, не общаясь  ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие  от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным  выражением мыслей, тогда как в  устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку  фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно  тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

1) устную:

- диалогическую;

- монологическую;

2) письменную 

Устная речь - это общение  между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и  восприятия их людьми на слух - с другой. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как  правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна  специальная подготовка. Объясняется  это тем, что собеседники находятся  в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления  и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли  в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при  диалогической речи — уметь выслушивать  высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Информация о работе Функции речи