Методика обучения письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

При обучении детей письму очень важны методичиские знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения помогающие формировать графические навыки.

Содержание

Введение 2
1. Задачи обучения письму 4
2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8
3. Приемы обучения письму букв 11
4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13
5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 15
6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения письму.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

а другая находится на  проверке  у  учителя.  На  обложке  тетради  делается

надпись: «по письму» (во втором полугодии — «по русскому языку»). В  тетради

имеется листок промокательной бумаги, он подкладывается во время  письма  под

руку, чтобы не пачкалась  бумага. Учитель делает записи в  тетрадях  учащихся

красными чернилами,  отчетливо,  по  образцам  прописей.  Записи  учителя  в

детской  тетради  —  это  исправления,  замечания,   а   если   нужно   (при

индивидуализированном  подходе)  —  задания  и  образцы  прописей  букв,  их

сочетаний.

      Согласно  современным  образцам-шрифтам,  дети  обучаются   наклонному

письму под углом в 65° к  строке.  Наблюдения  показали,  что  именно  такой

наклон благоприятствует скорописи.  Такой  наклон  при  письме  определяется

самим механизмом движения пишущей руки, а также наиболее удобным  положением

тетради  на  парте,  на  столе.  Письмо  с  наклоном  затрудняет   некоторых

учащихся. Многие пишут  перпендикулярно  строке;  некоторые  делают  наклон,

неодинаково, в их тетрадях буквы «падают». Поэтому учитель  должен  объяснить

детям, чем отличается наклонное  расположение букв от прямого.

      Обучая  детей наклонному письму, учитель  с первых дней в школе   следит,

чтобы тетрадь на парте  лежала под углом в 25°, чтобы  в  ходе  письма  кисть

находилась в одном  и том же положении относительно  предплечья,  а  движение

руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе  и  в  плече.

При этом правая рука свободно движется по листу, а  левая  лежит  на  листе,

придерживая  его.  Тетрадь  на  парте  лежит  так,   чтобы   начало   строки

приходилось  на  середину  груди  пишущего.  По  мере  заполнения  страницы,

тетрадь  продвигается  вверх,  но  начало  заполняемой  строки   по-прежнему

находится напротив центра груди пишущего.

      Велика  роль доски в обучении письму. На  черном  или  темно-коричневом

фоне  доски  учитель  и  дети  пишут,  как   правило,   белым   мелом   (для

"подчеркивания и выделения  букв, слогов используются  цветные   мелки).  В  I

классе  на  доске  делается  разлиновка,  которая  совпадает  с  разлиновкой

страницы в тетради. Нередко  бывает, что на доске школьники  пишут  хуже,  чем

в  тетрадях,  так  как  у  них  быстро  устает  поднятая  рука,  они   плохо

придерживаются  строки,   буквы   оказываются   разной   величины.   Поэтому

приходится специально обучать  детей  письму  на  доске,  в  том  числе  и  в

индивидуальном  порядке,  после  уроков.  В  период  обучения   грамоте   не

рекомендуется вызывать детей  для письма на доске образцов букв, так как  эта

задача для них непосильна. Образцы пишет учитель.

      В период  обучения грамоте наблюдения  учителя за  правильной  посадкой,

за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку  (тремя  пальцами),

каков наклон ручки  (она  должна  быть  направлена  концом  в  правое  плечо

пишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за  расстоянием  между

тетрадью и глазами  пишущего, за линией спины — задача огромной важности,  от

ее решения зависит  очень многое в дальнейшем обучении письму, а  также  и  в

здоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения.

      Помимо  общих  правил  письма,  в   школе  соблюдаются  еще   некоторые

гигиенические  требования:  соответствие  парты  росту  и  пропорциям   тела

ученика, во избежание нарушений  осанки. Парта подбирается в  соответствии  с

существующими нормативами, по фабричному номеру (по маркировке).  Расстояние

от первой парты до доски  — не менее 2 м, от последней парты  — не более 8  м.

Свет падает с левой  стороны сидящих учеников-  Освещенность  на  поверхности

парты — 75—80 люксов. У  доски  должны  быть  дополнительные  светильники  с

отражателями. Высота доски  нижнего края — 85 см от пола, доска  матовая.

      Бумага  в тетради матовая, белая, цвет  обложки и промокательной  бумаги

мягкий голубой, желтый, розовый  или  фиолетовый,  цвет  чернил  обеспечивает

контрастность изображения.

      Продолжительность  непрерывного письма в  период  обучения  грамоте  не

должна превышать пяти минут.  После  каждого  «сеанса»  письма  дети  должны

переменить форму деятельности и обязательно посмотреть  вдаль,  например  на

доску.

      Строгое   соблюдение  организационных   и  гигиенических  требований   к

обучению   письму   обеспечит   не   только   эффективность    обучения    и

работоспособность  учащихся  на  уроках,  но  и  их  правильное   физическое

развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.

 

 

 

                       3. Приемы обучения письму букв

 

 

      Дети усваивают  написание каждой буквы  на  отдельном  уроке.  Огромная

роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее  графические  составных

элементов, сравнению букв  ошибки  учащихся  до  составу  и  по  начертанию.

Необходимо развить у  детей аналитическое видение  формы букв.

      Хотя буквы  русского письменного алфавита  и не могут быть  «расчленены»

на какое-то количество строго определенных элементов,  тем  не  менее  часто

повторяющиеся элементы могут  быть выделены: это палочка короткая в  букве  п

и длинная в букве р, палочка с закруглением  внизу  —  элемент  букв  и,  ш;

прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в  буквах  о,  с,  палочка  с

двумя закруглениями —  внизу и вверху в букве г, малая  петля в буквах ц и щ.

      В системе  обучения грамоте детей обычно  выделяется  несколько  уроков,

специальная цель которых  — обучение  письму  важнейших  элементов:  палочек,

закруглений, петель, овалов.

      В дальнейшем  элементы каждой новой буквы  выделяются  до  ее  письма,—в

этом и состоит аналитический  подход.  Он  дает  основу  для  конструктивного

письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания  буквы,

конструируют новую букву,  пишут  ее.  Конечно,  подлинного  конструирования

нет,  учитель  лишь  создает  такую  иллюзию   у   детей,   приучая   их   к

самостоятельности, к поиску, к творчеству.

      Например, дети уже умеют писать букву  а, и им нужно  научиться   писать

букву д. Они сами подходят к  способу  письма  буквы  д:  нужно  у  буквы  а

оставить полуовал, а палочку  с загибом заменить на длинную  палочку  (черту)

с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д  такое  же,  как  и  при

письме буквы а.

      При   обучении  письму  очень  важна   работа  над  формой   букв,   над

расположением их деталей,  которые  взрослый  человек  обычно  не  замечает.

Недооценка работы над  формой буквы приводит к  трудноисправимым  графическим

ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению  почерка  ученика.  Что

же здесь имеется в  виду?

      Какое расстояние  нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве

и строчной.) На каком месте  должно быть пересечение петли у  букв у,  д?  (На

нижней строке.) На какой  высоте следует  начинать  поперечное  соединение  у

буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной  разлиновке.)  На  какой

высоте следует соединять  буквы мил? (Примерно  треть  высоты  буквы.)  Какой

высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети  высоты

буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы  е?  (Чуть  больше  половины

высоты буквы.) И т. д.

      Такая методика  обучения письму букв в целом  может быть определена  как

аналитико-синтетическая. В  практике она обычно используется  в  сочетании  с

подражанием  образцу:  копированием  прописей,  многократным  переписыванием

буквы, слова.

 

 

 

            4. Типичные ошибки в написании  букв у первоклассников

 

 

      1. Нарушение  наклона в 65°. Как правило,  нарушение наклона приводит  к

непараллельности элементов  букв  и  даже  элементов  одной  буквы  и  часто

сопровождается искривлением элементов.

[pic]

      Как видно  из приведенных примеров,  нарушения   параллельности  нередко

приводят к искажению  других элементов, например петли у  букв  у  и  д.  Эта

группа ошибок исправляется с помощью  специальных  упражнений  на  выработку

правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

      2.  Ошибки,  связанные  с   нарушением   пропорций:   вертикальных   —

неодинаковая высота букв или их частей;

[pic]

 

      горизонтальных  — неодинаковая ширина букв  и их элементов:

[pic]

      пропорций  между частями букв  (увеличенные   или  уменьшенные  элементы

букв).

[pic]

      3.  Искажение   овалов,  полуовалов  и  Других  элементов,   содержащих

закругления, изогнутые лини и. К  числу  этих  ошибок  относятся  искажения,

связанные с неумением  вести правильную кривую линию (линия  как  бы  состоит

из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки,  связанные

с несоблюдением пропорций.

[pic]

      4. Пропуск  элементов отдельных  букв  или замена элементов букв: вместо

м — л, вместо д — а.

      Для успешного  преодоления ошибок письма очень  важно разобраться  в  их

причинах  в  каждом  отдельном  случае,  выбрать  для   исправления   ошибки

соответствующий прием. В  данной классификации графических  ошибок учтена  эта

задача: ошибки группируются по порождающим их причинам.  Преодоление  ошибок

первой группы требует  отработки прямых параллельных линий  с нужным  наклоном

к  строке  в  65°.  Исправление  ошибок  второй  группы   требует   развития

глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций.  Третья  группа  ошибок

требует работы над  кривыми  линиями,  над  изгибами  и  закруглениями,  над

плавностью  движения  руки.  Наконец,  ошибки  четвертой  группы  связаны  с

нарушениями внимания.

      Конечно,  могут быть и другие причины  ошибок, общие для всех их  типов,

например:   недостаточная   координированность   движений   руки   пишущего,

неправильное положение  тела  при  письме,  плохая  освещенность  или  плохое

зрение,  механические  помехи  (плохое  перо  неровная  бумага  или,  вернее

неровная поверхность  стола под бумагой) и т. п.  Не  следует  забывать  и  о

таких  ошибках  письма,   которые   нельзя   определить   как   графические:

несоблюдение строчки, переписывание  через  линию  полей,  непропорционально

большие (или маленькие) интервалы  между словами, недописывание строки и  пр.

Часты ошибки в соединениях  букв.

      Учителю  необходимо  хорошо  знать,  какие   именно  ошибки  может  дать

написание той или иной конкретной буквы  и  сразу  при  обучении  ее  письму

предупреждать возможные  ошибки. Например, типичные ошибки при  письме  буквы

П заглавной:

[pic]

      а) элементы  не параллельны, закругление второго  вертикального элемента

начато слишком высоко;

      б) верхний  элемент  горизонтальной  касается  вертикальных  элементов,

«лежит» на них;

      в) верхний  элемент не горизонтален, а   написан  с  наклоном.  Типичные

ошибки при письме буквы  х, заглавной и строчной:

[pic]

      а) недостаточная  округлость полуовалов;

      б) полуовалы  закруглены чрезмерно;

      в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны  части;

      г) между  полуовалами оставлен промежуток  — они не слиты.

 

 

 

           5. Каллиграфические ошибки по  “кинетическому сходству”

 

 

      Одним из  наиболее стойких типов специфических  ошибок  письма  являются

смешения букв, начертание первого  элемента  которых  требует  тождественных

движении руки. Это так  называемые ошибки по кинетическому  сходству.

[pic]

      С переходом  на стадию связного письма, с  увеличением объема письменных

работ, темпа работы число  подобных ошибок значительно  возрастает.  Смешения

букв по кинетическому  сходству могут повлечь за собой  снижение  качества  не

только письма, но и чтения печатных текстов, так  как  у  детей  размываются

еще неокрепшие связи между  звуком и буквой.

      Иногда  в тетрадях  учащихся  встречаются   смешения  оптически  сходных

букв,   свидетельствующие   о   несформированности   оптико-пространственных

представлении.

      Предлагаемые  примерные  виды  тренировочных   упражнений  могут   быть

включены  на  уроке  в  «минутки  чистописания».  Они  будут  способствовать

выработке контроля за ходом  двигательного акта письма.  Желательно  начинать

подобные упражнения не с  письма отдельных букв и слогов, а с букв в  составе

слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении  единиц речи.

      Рассмотрим  метод  списывания  слов  и   предложений  с   одновременной

расшифровкой зашифрованных  букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

      [pic]

      Обратное  задание  —   зашифровать   записанные   или   продиктованные

предложения.

      [pic]

      Подобным  образом  строится  работа  по  предупреждению  ошибок  выбора

последующего элемента и  в других парах смешиваемых букв.

      Предлагаемые  «шифровки»:

      [pic]

      [pic]

      Обратное  задание предполагает «шифровку»  предложений учащимися:

Информация о работе Методика обучения письму