Методика обучения письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

При обучении детей письму очень важны методичиские знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения помогающие формировать графические навыки.

Содержание

Введение 2
1. Задачи обучения письму 4
2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8
3. Приемы обучения письму букв 11
4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13
5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 15
6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения письму.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

       [pic]

      Если в  работах учащихся встречаются   смешения  в  других  парах   букв,

различающихся  количеством   однородных   элементов,   необходимо   провести

подобную дифференциацию и в этих парах.

      Рассмотрим  «шифровки» лево-  и  правоориентированных,  вверх  и  вниз

направленных оптически  сходных букв:

      [pic]

      Одновременно  закрепляется правило о заглавной  букве в именах людей.

      Рассмотрим  списывание слов и предложений  с одновременным  исправлением

ошибок кинетических и  оптических смешений.

      Известно, что развитие функции контроля  несколько  опережает  развитие

функции самоконтроля. Ребенок  будет предельно внимателен  и  быстрее  найдет

ошибку у другого, чем  в своей собственной работе.

      Предлагаем  списать с доски предложения  с ошибочно записанными словами:

 

      [pic]

 

      Как   показала   практика,   подобная   работа   очень   эффективна   и

результативна: у  ребенка  появляется  достаточная  мотивация  к  письменной

деятельности,  улучшается  зрительное  внимание,  формируется   кинетический

контроль за ходом двигательного  акта письма.

      Предложенные  вашему вниманию упражнения отвечают, на  наш  взгляд,  не

только задачам формирования техники письма, его операционной стороны,  но  и

целям  формирования  письменной  речи  через  влияние  учителя  на  развитие

произвольных  форм  деятельности,   мышления,   мотивационно-волевой   сферы

учащихся.

 

 

 

            6. Выработка каллиграфии при помощи  прописи-раскраски

 

 

 

      В  букварный   период  на  уроках  письма  первоклассники  преодолевают

большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям  со  средним  и

низким уровнем развития способностей  прицелится  прописывать  по  несколько

строчек одинаковых букв и  их элементов. Однообразной  работе,  как  правило,

сопутствует  нарастание  мышечной  и  эмоциональной  усталости,  ведущее   к

перегрузкам, возникновению  дидактогенных неврозов  и  фобий,  к  негативному

отношению к урокам письма.

      В  результате   невозможности   постепенной   качественной   отработки

написания сложных букв по степени нарастая  их  трудности,  характерной  для

букварного  периода,  нередки  случаи  закрепления  у   учащихся   неверного

начертания буквенных  знаков и порядка  их  написания  Га-кие  ошибки  обычно

исправляют в после  букварный период, затрачивая на это  больше усилий.

      Недостаточное   развитие   пространственного   восприятия,   аналитико-

синтетических способностей,  а  также  мелкой  мускулатуры  руки  6-7-летних

детей часто превращает  урок  письма  для  среднего  ученика  в  мучительный

процесс. Именно эта проблема привела меня к  мысли  о  создании  собственной

прописи.

      Проанализировав  характер трудностей  первоклассников,  возникающих  на

первом  этапе  обучения  письму,  можно  придти  к  выводу  о  необходимости

организации работы, направленной  на  выработку  автоматизированного  навыка

письма  на  основе   поэлементной,   четко   алгоритмированной   графики   с

использованием элементов  занимательности, что, по-моему, должно было  решить

проблему перегрузки учащихся в процессе овладения  навыком  письма.  С  этой

целью была  использована  пропись-раскраска,  предназначенная  для  обучения

письму  детей  6-7-летнего  возраста  в  школе,  детском  саду  в   домашних

условиях. Пропись рекомендуется  в качестве дополнительного учебного  пособия

перед работой в программных  прописях для 1 класса или в тетрадях  по  письму

с заданиями прописанными по усмотрению учителя.

      Целью данного  пособия является  выработка   автоматизированного  навыка

письма и каллиграфического  почерка в период  первичного  усвоения  буквенных

знаков на основе поэлементного  восприятия букв и  рационального  порядка  их

написания в процессе многократного  повторения  с  использованием  элементов

занимательности.

      Содержание  прописи-раскраски дает возможность  учителю проводить  уроки

письма более интересно  и разнопланово, что в  значительной  степени  снижает

перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму,  способствует  развитию

графических навыков и  интереса  к  урокам,  а  наличие  большого  количества

заданий  для  самостоятельной  работы  позволяет  осуществить   качественный

индивидуальный подход  к  учащимся  в  процессе  отработки  необходимых  для

первоклассников умений и  навыков.

      Небольшой  формат прописи удобен  в   работе  и  очень  нравится  детям,

превращая пособие в книжку-игрушку. Для  удобства  ориентировки  в  прописи-

раскраске предметные рисунки  и  изучаемые  буквы  расположены  в  алфавитном

порядке, а не в порядке  их изучения.

      В начале  работы по прописи-раскраске,  во время  разгадывания  загадки,

проводится работа по развитию  речи  учащихся,  а  во  время  поиска  нужной

страницы дети учатся ориентироваться  в прописи,  а  также  повторяют  цифры,

изученные на уроках математики.

      Задания,  во  время  которых  ученики   обводит  рисунок  по   контуру,

заполняют  его  плоскость  элементами  и  буквами,  а  затем  заштриховывают

цветными  карандашами,  способствуют  развитию   мелкой   мускулатуры   руки

первоклассника, умению правильно  держать ручку в руке, развивают  глазомер  и

композиционные  навыки.  В  то  время,  как  дети  выполняют   вышеуказанную

самостоятельную работу, учитель  имеет возможность обратить  особое  внимание

на  правильную  посадку  учеников,  положение  прописи  на  парте  и   ручки

(карандаша) в руке, на  порядок написания и каллиграфию  изучаемой буквы и  ее

элементов.

      Параллельно  с работой по практическому  запоминанию  новой  буквы   идет

отработка умения выполнять  слого-звуковой  анализ  слова.  Дети  записывают

звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой  цели  прямоугольниках,

дают характеристику выделенному  в схеме звуку и соотносят  его  с  изучаемой

буквой.

      [pic]

      Работа  по изучению начертательной техники  буквы проводится в несколько

этапов: анализ элементного  состава и порядка написания  буквы  (над  звуковой

моделью слова), отработка  графики ее элементов и написание  буквы целиком  (в

плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают  образцы  букв  и  их

элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало  и

направление письма (точки, черточки, стрелочки).

      Запись  новой буквы и  ее  элементов   в  плоскости  рисунка   превращает

монотонное  повторение  одинаковых  элементов  в  увлекательное  занятие   —

«раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают  несколько  десятков

одинаковых элементов  и букв, практически усваивая не  только  силуэт,  но  и

порядок   написания   изучаемой   буквы,   достигая   определенной   степени

автоматизации письма уже  в период ознакомления с новой  буквой,  после  чего

работа в программной  прописи для I класса сводится  к  соотнесению  размеров

буквы с разлиновкой и  написанию ее в соединении с другими  буквами.

      Ученики,  выполнившие работу раньше других, имеют возможность  заняться

штриховкой   рисунка   цветными   карандашами,    а    учитель    занимается

индивидуальной работой  с остальными учащимися.  (Хотя  работа  по  штриховке

рисунка обычно планируется  в качестве домашнего задания.)

      По окончании  работы в прописи-раскраске   учитель  проводит  обобщение,

еще раз обращая внимание учащихся  на  силуэт  изученной  буквы  (в  большом

овале) и ее звуковой состав, предлагая записать  звуки,  которые  обозначает

данная  буква,  в   окружностях   (гласные)   или   квадратах   (согласные),

расположенных рядом.

 

      Приведу  фрагмент урока письма с использованием  прописи-раскраски.

      Тема урока:  Письмо строчной буквы б.

      1. Вводная  чисть. Организационный момент. Сообщение  темы и цели урока.

Инструктаж о различии правильной посадки при письме и  во  время  выполнения

устных заданий.

      2. Работа  над новым материалам. Ознакомление  со строчной  буквой  б  с

использованием прописи-раскраски.

      1) Актуализация  знаний  учащихся.  —  Давайте   вспомним  скороговорку,

которую мы учили на уроке  чтения. (Белые бараны били в барабаны.)

      Кто из  вас сможет сказать эту скороговорку  быстрее всех?

      А кто  догадался, какую букву мы будем  учиться писать на этом уроке?

      Как вы  узнали, что сегодня мы научимся  писать именно букву б?

      Найдите  печатную букву б в разрезной  азбуке и поставьте ее на  наборное

полотно. Какие звуки обозначает буква б?

      В каком  слове из нашей скороговорки  буква 6 встречается дважды?

      2) Поиск  слова-картинки в прописи-раскраске.

      — На  наборное полотно мы поставили  печатную букву б, а какую  букву  мы

будем искать в прописи-раскраске?

      Правильно.  Но найдете  письменную  букву  6  вы  только  тогда,  когда

разгадаете мою загадку:

      Шевелились  у цветка,

      Все четыре  лепестка.

      Я сорвать  его хотел,

      Он вспорхнул  и улетел.

      Найдите  в прописи страничку с  изображением  бабочки.  Назовите  номер

странички.

      3) Составление  слого-звуковой модели слова бабочка  и  выделение  звука

|б|.

      — Произнесите  звук, выделенный в нашей схеме.

                                    [pic]

                     Б     А     Б    О     Ч     К    А

      Есть ли  в слове бабочка еще такой   же  звук  [б]?  В  каком   слоге  он

находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?

      Выделите  второй звук [б] так же, как он  выделен в начале схемы.

      4) Инструктаж  о положении прописи на парте,  ручки в руке и  правильной

посадке во время письма.

      5) Ознакомление  со строчной буквой б и ее  элементами.

      — А сейчас  внимательно рассмотрите букву  б и ее  элементы  над   схемой

слова бабочка. Потом я  задам вопросы и проверю, все  ли были внимательны.

      Какую букву  мы будем изучать: строчную  или заглавную?  Почему  вы  так

решили?

      Из каких  элементов состоит строчная буква  б  и  в  каком  порядке   они

пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании  строчной  буквы

б? (Овал. переходящий в  прямую линию с плавным поворотом  в правую сторону.)

      Напишем  букву б (поэлементно и целиком)  сначала  в  воздухе,  а   затем

последовательно обведем  элементы и букву целиком  по  образцу  над  звуковой

схемой.

      6) Упражнение  в написании буквы б и ее  элементов в  плоскости   рисунка

прописи-раскраски.

      — Теперь  мы знаем, что строчная буква  б состоит из овала, переходящего

в прямую линию с плавным  поворотом в правую сторону, и  можем  поупражняться

в написании новой буквы.

      Как вы  думаете, какой элемент мы будем  прописывать сначала? (Овал, так

как он является первым элементом  строчной буквы 6.)

      Сначала  пропишите овал. переходящий в  короткую прямую линию в   верхнем

крылышке бабочки. Начинайте  с  выделенной  точки  и  ведите  овал  в  левую

сторону. После того, как  вы обведете все овалы, напишите несколько  таких  же

элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.

      Теперь  пропишите прямые линии с плавным  поворотом вправо.  Обязательно

начинайте с выделенной точки  и не забудьте, что этот элемент  буквы  б  нужно

писать снизу вверх!

      А теперь  нам нужно нанести узор на  нижнее крылышко нашей бабочки.  Этот

узор будет состоять из очень красивых (букв б).  Давайте  еще  раз  пропишем

букву б в воздухе, чтобы  у нашей бабочки получились красивые крылышки.

      А сейчас  положите пропись наклонно и  нанесите узор на второе  крылышко

бабочки.  Сначала  обведите  образцы,  а  затем  напишите   несколько   букв

самостоятельно.

      Не забудьте, что первый элемент у буквы  б— это овал! Начинайте  писать

с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно  правильно  писать  строчную

букву б, еще раз рассмотрите  порядок написания  ее  элементов  над  звуковой

схемой.

      Кто закончит  узор на крыльях бабочки, может  обвести  рисунок  цветными

ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь:  заштриховать  рисунок

вы сможете и дома, а  вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!

      7) Соотнесение  буквы б со звуками |б| и  |б'|.

      — Из  элементов какой буквы мы  составляли  узор  на  крыльях  бабочки?

Какие звуки обозначает буква  б?

      Запишите  обозначения  звуков  [б]  и  [б']  в  квадратиках,  обведите

строчную букву б в  овале, закройте пропись и приготовьтесь  к превращениям.

      3. Физкулыппауза.

      1) Разучивание  новой физкультминутки «Бабочка».

      Спал цветок  и вдруг проснулся.

      Больше  спать не захотел.

Информация о работе Методика обучения письму