Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей формирования лингвокультурологической компетенции студентов в процессе дистанционного обучения английскому языку.
Актуальность и цель обусловили выполнение следующих задач:
- раскрыть понятие «лингвокультурология», содержание и структуру лингвокультурологической компетенции;
- рассмотреть межкультурную коммуникацию как модель содержания обучения в процессе формирования лингвокультурологической компетенции;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Лингвокультурологический компонент в обучении иностранному языку……………………………………………………………….............................6
1.1. Характерные признаки лингвострановедческого компонента содержания обучения иностранным языкам………………...…………………….6
1.2. Реалии в культуре и языке……………………………………………….10
1.3. Межкультурная коммуникация как модель обучения при формировании лингвокультурологической компетенции ……………………....11
Выводы по Главе 1…………………………………………………………….16
Глава 2. Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика дистанционного обучения…………………………….17
2.2. Преимущества и недостатки дистанционного обучения.……………...18
2.3. Обобщение опыта дистанционного обучения студентов ГГПИ в США…………………………………………………………………………………20
2.4.Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении школьников…………………………………………………………………………23
Выводы по Главе 2...………………………………………………………......28
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

чист1.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Дистанционное обучение имеет ряд характеристик (5):

1. Гибкость. Обучающиеся   занимаются  в  удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

2. Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина, учебный курс, который освоен обучаемым, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность. Обучение может проводиться при  совмещении основной профессиональной деятельности с учебой,  т.е. "без отрыва от производства".

4. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при  условии  качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность. Подразумевает  тот факт, что в процессе  обучения обучающий и обучаемый   работают по удобному для каждого расписанию.

6. Охват.  Эту особенность иногда называют также  «массовостью». Количество  обучающихся не является критичным параметром. 

7. Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается  экономическая эффективность ДО. 

8. Преподаватель. Речь идет о новой роли и функциях   преподавателя. 

9. Обучающийся. Требования к  обучающемуся существенно отличаются  от традиционных. 

10. НИТ (новые информационные технологии). В ДО используются все виды  информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются  компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

11. Социальность. ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая  равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

12. Интернациональность. ДО обеспечивает удобную  возможность экспорта и  импорта образовательных услуг.

 

 

2.2. Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Сегодня дистанционное обучение распространено во многих странах мира и с каждым годом его популярность растет. Так, к концу 1997 года в 107 странах функционировало около тысячи высших учебных заведений с дистанционной формой обучения. Количество лиц, получивших высшее образование с применением дистанционной технологии, составило приблизительно 50 млн человек. В 2006 году эта цифра достигла уже 96,5 млн, а к 2023, по прогнозам специалистов, количество дистанционных студентов будет равно 120 млн. (20) Почему же эта технология столь популярна?

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

    • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
    • проводить обучение большого количества человек;
    • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
    • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение может оказаться  единственным способом обучения иностранным  языкам для таких категорий, как:

    • учащиеся, проживающие в отдалённых местностях или из-за продолжительной болезни не имеющие возможности посещать школу, курсы или брать частные уроки;
    • дети-инвалиды;
    • учащиеся, школьники, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы их родителей (геологи, военные, строители и др.), для которых система дистанционного обучения позволяет проходить обучение по одной программе и с постоянным контингентом преподавателей.
    • несколько групп людей, для обучения которых дистанционная форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся сотрудники корпораций, работающие люди, молодые мамы. (6)

Наряду с преимуществами, у ДО имеются и свои недостатки.

Прежде всего, затруднена идентификация  студента – проверить, кто сдаёт экзамен, пока невозможно. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую студенты ДО сдают, например, в компьютерном классе.

Кроме того, и это ограничивает возможности применения полностью  интерактивного ДО, пропускной способности  телефонных линий для организации  учебных и экзаменационных телеконференций  бывает недостаточно.

Не всякие курсы подходят для  дистанционного обучения. Например, не стоит ожидать, что дистанционно вы можете выучиться на медика или  пилота авиалайнера.

Не всякий работодатель признаёт дистанционное  образование, хотя подавляющее большинство  не против.

Социальная изоляция – иногда вы можете почувствовать недостаточность  непосредственного общения с  другими студентами и преподавателями. Однако, такая психологическая обезличенность может быть уменьшена использованием современных коммуникационных технологий, например, форумов, электронной почты, чатов, видео – и интернет-конференций и т.д. (5)

 

 

2.3. Обобщение опыта  дистанционного обучения студентов  ГГПИ в США

Для обобщения опыта мы воспользовались  данными отчетов ассистента кафедры  английской филологии А.А.Дудыревой о дистанционном обучении в 2005 – 2006 учебном году.

В обучении, которое проводилось  с ноября по февраль 2005-2006 годов, приняли  участие 6 студентов английского  отделения. С февраля по май 2006 года для участия в программе была сформирована новая группа студентов из 7 человек.

ДО предполагало получение заданий  через Интернет на специально созданном сайте, принадлежащем канзасскому колледжу Джонсон, США. Целью курса являлось развитие навыков письменной речи студентов, исследование культуры России и ознакомление с культурой других стран, применение полученных знаний в сфере межкультурной коммуникации. Профессор Keith Geekie, являясь координатором проекта, осуществляла контроль за выполнением заданий студентами из разных стран, размещала задания и проверенные письменные работы на сайте колледжа.

Курс ДО включал в себя выполнение разнообразных заданий:

    1. Написание сочинений на различные темы с включением таких элементов как диалогическая речь, цитирование, детальное описание мест и людей, мини-истории, рассуждение, анализ, приведение примеров;
    2. Коррекция ошибок на основе комментариев иностранного инструктора;
    3. Ознакомительное чтение работ иностранных студентов;
    4. Участие в переписке с иностранными студентами;
    5. Ознакомление с аутентичной лексикой, связанной с темой сочинения или встречающейся в письмах иностранных студентов;
    6. Ознакомление с правилами американской пунктуации и выполнение упражнений на их тренировку.

Дополнительно студентам было предложено принять участие в чате с иностранными студентами. Кроме того, у студентов была возможность разместить свои идеи по определенной проблематике на одном из разделов сайта колледжа.

Учебная программа предполагала написание  как минимум 4-х сочинений на следующие  темы:

    1. “Introduction” – представление, знакомство (рассказ о себе, перечисление сведений, которыми студент хотел бы поделиться с другими участниками класса);
    2. “Autobiography” – автобиография (описание факторов, повлиявших на становление интересов, характера студентов);
    3. Movie Review” – рецензия на фильм (краткое изложение сюжета фильма, обязательное описание событий, эпизодов, героев и других особенностей фильма, отражающих специфику русской культуры);
    4. “Core Values” – основные жизненные ценности (определение приоритетной ценности в жизни с анализом причин, повлиявших на этот выбор).

Сочинения студентов были опубликованы в международном сборнике студенческих научных работ по итогам научно-исследовательской деятельности в 2006 – 2007 учебном году. (3)

Студенты ГГПИ ежегодно в течении семи лет участвуют в данном виде ДО мини-группами по 5 – 6 человек. По итогам обучении всем обучающимся выдаются сертификаты. (Приложение 1)

Автор данной курсовой работы тоже принимала участие в этом виде ДО в 2011 – 2012 учебном году. В Приложениях 2 и 3 представлены два сочинения на темы “My media habits” и “My language” с исправлениями профессора Keith Geekie.

Анализируя эти сочинения  на компонент лингвокультурологии, можно привести следующие примеры:

    1. What we needed to be happy were just TV, radio and our fixed telephone at home [IN AMERICAN ENGLISH WE CALL THIS “A LAND LINE”].
    2. I was in the seventh form. [IN AMERICAN ENGLISH WE CALL THEM “GRADES” – WE HAVE FIRST THROUGH EIGHTH GRADE.  AND THEN THE GRADES IN HIGH SCHOOL GO BY YEARS: FRESHMAN YEAR, SOPHOMORE YEAR, JUNIOR YEAR AND SENIOR YEAR] 
    3. When I was a schoolgirl [IN AMERICAN ENGLISH WE SELDOM USE THIS PHRASE.  WE SAY “WHEN I WAS A SECOND GRADER” OR “WHEN I WAS IN GRADE SCHOOL” OR “WHEN I WAS A STUDENT”] I settled [DECIDED] to connect my future life with languages.
    4. Several days ago I was in such situation that I had no electricity at home, my laptop and my phone did not work because of the lack of energy,[POWER] [WE SAY THAT «THE POWER IS OUT» WHEN THERE IS NO ELECTRICITY]  and there was nobody at home.
    5. I prefer the real [FACE-TO-FACE] communication.

 

 

2.4. Лингвокультурологический  компонент в дистанционном обучении  школьников

ДО английскому языку стало неотъемлемой частью обучения школьников с целью не только практики языка, но и получения каких-либо знаний о культуре страны. Для каких же школьников ДО является острой необходимостью?

Как правило, в городских школах учителя иностранных языков более компетентны, чем в сельских школах: они являются участниками различных международных олимпиад, конкурсов, программ. Ученики городских школ нередко и сами участвуют в международных программах. Таким образом, у учеников формируются знания о культуре страны.

Ученикам же сельских школ такая возможность представляется достаточно редко. Как правило, сельские учителя иностранных языков учат языку, не затрагивая при этом лингвокультурологический компонент. И, как следствие, у учеников формируется плохое произношение, недостаточные знания культуры страны. Таким образом, ДО английскому языку дает возможность сельским школьникам полностью погрузиться в атмосферу языка.

Тема «Америка» затрагивается в 9 и 10 классах. Проанализировав раздел по данной теме УМК  В.П.Кузовлева “English – 9”, “English – 10-11”, было выявлено, что в данном разделе тренируются навыки чтения, письма и говорения, дается новая лексика, в том числе и носящая культурную окраску, для чтения представлены тексты, носящие лингвострановедческий характер. При этом не представляется аутентичная речь с американским произношением. В 9 классе дается текст на общий обзор страны, а в 10 классе изучается тема политического устройства Америки и сравнивается британский вариант английского языка с американским.

Далее предлагается наша подборка заданий  для ДО английскому языку старших  школьников с включением лингвокультурологического  компонента.

Задание 1 (грамматическое): подставить глаголы в правильной форме (задание на отработку пассивного и активного залога);

The United States of America 1 (be) one of the greatest countries in the world. It 2 (situate) on the North American continent and 3 (wash) by three oceans: the Pacific, the Atlantic and the Arctic. The USA only 4 (border) on two countries — Canada and Mexico. This great country 5 (have) a lot of mountains, rivers, lakes. The main mountains 6 (be) the Appalachians and the Cordillera. The longest rivers 7 (be) the Mississippi and the Missouri. The climate of the country 8 (be) very changeable. In the southern part of it 9 (be) subtropical while the northern part 10 (have) very cold weather in winter. America 11 (have) fifty states and one federal District of Columbia where the capital of the country 12 (situate). The capital of the USA 13 (be) Washington. It 14 (stand) on the Potomac river in the eastern part of the country. The main cities 15 (locate) on the Pacific and Atlantic coasts. New-York, the largest city of the country, 16 (situate) on Manhattan island. Other large cities 17 (be) San-Francisco, Los-Angeles, Detroit, Chicago, Phoenix and Dallas. The USA 18 (be) a country of highly developed industry and agriculture. The main industrial centres 19 (be) Chicago and Detroit, with their greatest automobile company «General Motors». There 20 (be) many farms with various agricultural products. Grain, fruit and vegetables 21 (grow) on numerous fields especially in the South. The USA 22 (be) a country with great holidays, customs and traditions. It 23 (be) one of the most beautiful and interesting countries in the world.

Ответы:

    1. is
    2. is situated
    3. is washed
    4. boarders
    5. has
    6. are
    7. are
    8. is
    9. is
    10. is
    11. has
    12. is situated
    13. is
    14. stands
    15. are located
    16. is situated
    17. are
    18. is
    19. are
    20. are
    21. are located
    22. is
    23. is

 

 

Задание 2 (лингвокультурологическое): выписать из текста слова, относящиеся к Америке (географические названия, города, штаты и др.) и перевести их.

Ответы:

Целью данного задания является, познакомить учеников с американскими  реалиями

The United States of America = The USA = America – Соединенные Штаты Америки

The North American continent – Северо-американский континент

Океаны: the Pacific – Тихий океан, the Atlantic – Атлантический океан, the Arctic – Северный океан.

Страны, граничащие с Америкой: Canada - Канада, Mexico – Мексика

Названия штатов: Columbia - Колумбия

Названия гор: the Appalachians - Аппалачи, the Cordillera - Кордильеры

Названия рек: the Mississippi – Миссисипи, the Missouri – Миссури, Potomac river - Потомак

Информация о работе Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку